Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:11, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ семантических полей шести литературных образов, таких как Наташа Ростова, Андрей Болконский, Джульетта, Ромео, Мавка, Лукаш.
Для достижения данной цели автором были определены следующие задания:
1. обзор теоретических источников по данной проблеме
Анализ таблицы 2.2. показал, что наиболее значимыми критериями для лицеистов являются такие как дружелюбие, доброта (по 77%), а менее значимыми оказались правильность и импульсивность (по 48%).
Графическое представление желаемых качеств представлено в гистограмме 3.7.
Гистограмма 3.7.
Представление учащимися о желаемых психологических качествах.
Из гистограммы 3.7 видно, что наиболее предпочитаемыми характеристиками личности являются доброта (73%), сердечность (69%), доброжелательность (68%) и энергичность (68%). Менее значимыми качествами учащиеся считают такие, как глубокомыслие (53%), открытость и деятельность (по 50%).
Данные качества, по мнению подростков¸ помогут им быть более адаптированными в обществе, строить крепкие взаимоотношения с другими людьми.
Подводя итоги исследования, были получены следующие результаты:
1. Учащиеся наиболее ассоциируют себя с Андреем Болконским по фактору «активность» - 0,664218 (значительная корреляционная связь). Гипотеза подтвердилась.
2. Учащиеся также ассоциируют себя с Мавкой по фактору «сила» - 0, 549494 (средне выраженная корреляционная связь). Гипотеза подтверждена частично.
3. Учащиеся также ассоциирую себя с Наташей Ростовой по фактору «оценка» - 0,671074 (значительная корреляционная связь). Результат не был определен гипотезой.
4. Среди наиболее желаемых качеств, которые выделяют подростки следующие:
- Доброта;
- Сердечность;
- Доброжелательность;
- Энергичность
С гипотезой совпало такое качество личности, как энергичность (68%), качества «общительность» и «жизнерадостность» для подростков не являются актуальными. По данному пункту гипотеза также подтверждена частично.
ВЫВОДЫ
Проводя анализ теоретических источников и практического исследования по теме «Семантический дифференциал литературных образов, как метод психодиагностики» можно обобщить следующие результаты:
1. Учащиеся наиболее ассоциируют себя с Андреем Болконским по фактору «активность», с Мавкой по фактору «сила», с Наташей Ростовой по фактору «оценка». Андрея Болконского считают активным, энергичным, глубокомысленным персонажем, хотели бы наследовать, в первую очередь, его активность. Наташа Ростова получала наиболее высокую и положительную оценку, как персонаж, именно ей наиболее симпатизируют лицеисты. Самым сильным героем оказалась Мавка, не смотря на то, что это женский литературный образ.
2. Низкую оценку получил Лукаш, так как лицеисты видят его пассивным, эмоционально скованным героем. Также учащиеся негативно оценивают пассивность Джульетты.
3. Среди наиболее желаемых качеств, которые выделяют подростки следующие:
- Доброта;
- Сердечность;
- Доброжелательность;
- Энергичность
По мнению учащихся данные качества, помогут им более легко социализироваться в обществе, строить крепкие взаимоотношения с другими людьми.
4. С гипотезой совпало такое качество личности, как энергичность (68%), качества «общительность» и «жизнерадостность» для подростков менее актуальны.
5. Положительным качеством Наташи Ростовой учащиеся считают доброту. У Болконского выделяют такие качества, как бессердечность и энергичность. Наиболее яркими качествами личности Мавки учащиеся находят сердечность и жизнерадостность. Наиболее выраженными особенностями, как у Лукаша так и у Ромео, испытуемые считают доброту и дружелюбие. Самыми яркими характеристиками Джульетты подростки полагают сердечность и душевность.
6. Необходимо отметить, что испытуемые расходятся во мнениях по характеристикам Наташи Ростовой и Лукаша. Лицеисты до конца не смоги определиться в оценке данных персонажей.
Таким образом, исследование помогло определить отношение учащихся к литературным образам, установить взаимосвязь с ними, выявить наиболее предпочитаемые психологические характеристики героев и самих подростков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басов М.Я. Общие основы педологии 2007 г.
2. Д. С. Горбатов. Практикум по психологическому исследованию. Издательство: Бахрах-М. c. 272, 2006 г.
3. Вепрева И. Т. В 305 Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. — М.: ОЛМА$ПРЕСС, 2005. — 384 с. — (Золотая коллекция).
4. Выготкий 1934 Мышление и речь. Соцэкгиз, Москва — Ленинград.
5. Выготкий 1956 Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные педагогические исследования, Изд-во АПН РСФСР. Москва.
6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с
Психология. Биографический библиографический словарь. СПб, 1999. (Осгуд)
7. Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1927.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Питер 2002. – 720с.
9. Сахарный Введение в психолингвистику: Курс лекций. Лекция II.
10. Хомский Н., Миллер Дж. Введение в формальный анализ естественных языков // Кибернетический сборник / Под ред. А.А.Ляпунова и О.Б.Лупанова. — М.: Мир, 1965.
11. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике
(перевод с английского, под редакцией Р.Л. Добрушина и О.В. Лупанова). –
М.: Изд. иностр. лит., 1963. – С. 667-668.
12. http://slovari.yandex.ru/dict/
13. http://ru.wikipedia.org/wiki/
14. http://flogiston.ru/library/
Информация о работе Семантический дифференциал в литературных образах как метод психодиагностики