Семантический дифференциал в литературных образах как метод психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ семантических полей шести литературных образов, таких как Наташа Ростова, Андрей Болконский, Джульетта, Ромео, Мавка, Лукаш.
Для достижения данной цели автором были определены следующие задания:
1. обзор теоретических источников по данной проблеме

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

      С целью изучения  отношения учащихся к литературным образам (Андрей Болконский, Наташа Ростова, Мавка, Лукаш, Ромео, Джульетта) и определения взаимосвязи учащихся с ними,  на базе городского лицея «Надежда» г. Красноармейска Донецкой области,  было проведено исследование с учащимися 2 курса в количестве 36 человек по методике Чарльза Осгуда «Техника семантического дифференциала»,  адаптированной сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

      В методике были определены три шкалы: сила, активность, оценка. На первом этапе учащимся было предложено дать оценку степени выраженности качеств автора к данным персонажам. На втором этапе  испытуемые оценивали данные психологические характеристики у самих себя в настоящее время.

      По результатам исследования была выявлена корреляционная связь между отношениям автора произведений к  литературным героям и самих учащихся к  данным персонажам. Данные представлены в таблице 3.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1.

Корреляционный анализ оценки степени выраженности качеств отношения автора и учащихся к литературным образам.

 

Корреляционная оценка  по фактору

 

А.Болкон-ский

Н.Ростова

Лукаш

Мавка

Ромео

Джульетта

«Оценка»

0, 482532

0,671074

 

0,113834

 

0,086227

 

0,149131

 

0,065529

 

«Сила»

0,076624

 

0,24902

 

-0,04937

 

0, 549494

0,25082

 

0,065968

 

«Активность»

0,664218

0,103078

 

0,141424

 

0,15156

 

0,185655

 

-0,04286

 

Из таблицы 3.1. видно, что по фактору «оценка» были получены наиболее высокие результаты у Наташи Ростовой. Наименьшее количество баллов получила Джульетта. Испытуемые отдают наибольшее предпочтение персонажу Льва Толстова Наташе Ростовой. Джульетта Шекспира оценивается наиболее низко.

Наибольшая сила, по мнению опрошенных проявляется у Мавки Леси Украинки, не смотря на то, что это женский литературный образ. Лицеисты считают, что Лукаш является слабым персонажем. Ему приписывают пассивность и эмоциональную скованность.

Наиболее высокая психологическая взаимосвязь была выявлена между лицеистами и Андреем Болконским Льва Толстова по характеристике «активность». Наиболее  пассивным персонажем выступает Джульетта Шекспира, хотя в произведении она выступает активным персонажем.

В исследовании был сделан анализ личностных особенностей каждого из представленных персонажей.

Анализ результатов Наташи Ростовой представлен в гистограмме 3.1.

Гистограмма 3.1.

Выбор учащимися психологических характеристик Наташи Ростовой

Ряд 1: Обаятельная – непривлекательная

Ряд 2: Разговорчивая – молчаливая

Ряд 3: Замкнутая - открытая

Ряд 4: Добрая – эгоистичная

Ряд 5: Черствая – отзывчивая

Ряд 6: Энергичная – вялая

Ряд 7: Уверенная – неуверенная

Ряд 8: Честная – неискренняя

Ряд 9: Самостоятельная – несамостоятельная

Ряд 10: Требовательная – халатная

Наташу Ростову оценивают преимущественно как обаятельную, разговорчивую, открытую для общения, отзывчивую, энергичную, требовательную.  В отношении уверенности Наташи Ростовой, ее искренности и самостоятельности  учащиеся расходятся во мнениях. Из гистограммы 3.1. видно, что наиболее положительным качеством героини является доброта.

Анализ результатов Андрея Болконского представлен в гистограмме 3.2.

 

 

Гистограмма 3.2.

Выбор учащимися психологических характеристик Андрея Болконского.

Ряд 1: Доброжелательный - бессердечный

Ряд 2: Общительный - необщительный

Ряд 3: Энергичный - пассивный

Ряд 4: Несмышленый - глубокомыслящий

Ряд 5: Решительный - слабохарактерный

Ряд 6: Спокойный - нетерпеливый

Ряд 7: Требовательный - халатный

Ряд 8: Волевой - слабовольный

Ряд 9: Здравомыслящий - легкомыслящий

Ряд 10: Гуманный – бездушный

Андрея Болконского учащиеся оценивают как бессердечного, необщительного, здравомыслящего, спокойного, глубокомыслящего, требовательного, волевого, но при этом  энергичного персонажа. Мнение учащихся о решительности – слабохарактерности  и гуманности – бездушности персонажа разделились.

              Наиболее значимыми качествами персонажа являются бессердечность и энергичность.

Анализ результатов Мавки Леси Украинки  представлен в гистограмме 3.3.

Гистограмма 3.3.

Выбор учащимися психологических характеристик Мавки.

Ряд 1: Бессердечная - сердечная

Ряд 2: Жизнерадостная - апатичная

Ряд 3: Обаятельная - непривлекательная

Ряд 4: Разговорчивая - молчаливая

Ряд 5: Неторопливая - импульсивная

Ряд 6: Инициативная - безынициативная

Ряд 7: Решительная - слабохарактерная

Ряд 8: Ответственная - безответственная

Ряд 9: Правильная - легкомысленная

Ряд 10: Невозмутимая - раздражительная

Лицеисты оценивают Мавку как обаятельную, разговорчивую, инициативную, решительную, ответственную, легкомысленную. В оценке таких качеств, как неторопливость – импульсивность и невозмутимость – раздражительность учащиеся разошлись во мнениях. Наиболее яркими качествами личности Мавки учащиеся считают сердечность и жизнерадостность.

Анализ результатов Лукаша Леси Украинки  представлен в гистограмме 3.4.

Гистограмма 3.4.

Выбор учащимися психологических характеристик Лукаша.

Ряд 1: Слабый - сильный

Ряд 2: Разговорчивый - молчаливый

Ряд 3: Упрямый - уступчивый

Ряд 4: Добрый - злой

Ряд 5: Вялый - энергичный

Ряд 6: Уверенный - неуверенный

Ряд 7: Раздражительный - невозмутимый

Ряд 8: Дружелюбный - враждебный

Ряд 9: Спокойный - суетливый

Ряд 10: Пассивный - деятельный

По мнению лицеистов Лукаш выступает как слабый, молчаливый, вялый, неуверенный, пассивный персонаж. Наибольший разброс ответов наблюдался в таких характеристиках, как упрямый – уступчивый, раздражительный – невозмутимый и спокойный – суетливый. Наиболее выраженным качеством героя испытуемые считают доброта и дружелюбие.

Анализ результатов Джульетты представлен в гистограмме 3.5.

 

 

Гистограмма 3.5.

Выбор учащимися психологических характеристик Джульетты.

Ряд 1: Уверенная - неуверенная

Ряд 2: Активная – пассивная

Ряд 3: Инициативная - безынициативная

Ряд 4: Черствая - отзывчивая

Ряд 5: Ответственная - безответственная

Ряд 6: Неторопливая - импульсивная

Ряд 7: Бессердечная - сердечная

Ряд 8: Нечуткая - участливая

Ряд 9: Жизнерадостная - апатичная

Ряд 10: Безжалостная – душевная

Испытуемые определяют у Джульетты такие психологические качества, как уверенность, активность, инициативность, отзывчивость, импульсивность, участливость. Самыми яркими характеристиками персонажа считают сердечность и душевность. Учащиеся не смогли сойтись во мнениях об ответственности – безответственности и жизнерадостности – апатичности героини.

Анализ результатов Ромео Шекспира представлен в гистограмме 3.6.

 

 

Гистограмма 3.6.

Выбор учащимися психологических характеристик Ромео.

Ряд 1: Гуманный - бездушный

Ряд 2: Спокойный - деятельный

Ряд 3: Общительный - необщительный

Ряд 4: Дружелюбный - враждебный

Ряд 5: Добрый - злой

Ряд 6: Слабый - сильный

Ряд 7: Жесткий - чувствительный

Ряд 8: Глупый - умный

Ряд 9: Деятельный – ленивый

Ряд 10: Здравомыслящий – легкомыслящий

Лицеисты относят к Ромео такие психологические черты, как  ум, гуманность, общительность, чувствительность,  деятельность, здравомыслие. Учащиеся не смогли определиться в отношении качеств «слабый – сильный», «спокойный – деятельный». Ведущими качествами персонажа, по мнению испытуемых, являются дружелюбие и доброта.

Обобщая результаты по каждому персонажу, необходимо отметить, что наблюдалось наибольшее расхождение во мнениях у таких персонажей, как Наташа Ростова и Лукаш.  Данные расхождения имели по 3 характеристики у каждого персонажа. Результаты представлены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2.

Расхождения в  психологических характеристиках персонажей.

Персонаж

Психологические характеристики

Наташа Ростова

Уверенная – неуверенная

Искренняя – неискренняя

Самостоятельная - несамостоятельная

Лукаш

Упрямый – уступчивый

Раздражительный – невозмутимый

Спокойный – суетливый

В отношении других литературных образов учащиеся в основном  сошлись во мнениях.

Проводя анализ психологических качеств личности персонажей, были выявлены следующие  тенденции по предпочтению учащимися  желаемых для них психологических характеристик. Данные представлены в процентном соотношении в таблице 3.3.

Таблица 3.3.

Процентное соотношение психологических характеристик

  по выбору учащихся.

Психологическая характеристика

Процентное соотношение

1

Дружелюбный – бездушный

77%

2

Добрый – злой

77%

3

Сердечный – бессердечный

72%

4

Добрый – злой (мужской персонаж)

72%

5

Добрая – злая (женский персонаж)

71%

6

Доброжелательный – бессердечный

68%

7

Сердечный – бессердечный

68%

8

Энергичный – пассивный

68%

9

Глубокомыслящий – несмышленый

53%

10

Открытая – замкнутая

50%

11

Деятельный – пассивный

50%

12

Деятельный – лежебока

50%

13

Правильная – легкомыслящая

48%

14

Импульсивная – неторопливая

48%

Информация о работе Семантический дифференциал в литературных образах как метод психодиагностики