Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:11, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ семантических полей шести литературных образов, таких как Наташа Ростова, Андрей Болконский, Джульетта, Ромео, Мавка, Лукаш.
Для достижения данной цели автором были определены следующие задания:
1. обзор теоретических источников по данной проблеме
5
ВВЕДЕНИЕ
Исследование художественной литературы с помощью методики семантического дифференциала Ч.Осгуда поможет определить предпочтения лицеистов. Методика представляет собой оригинальный вариант классической техники семантического дифференциала Чарльза Осгуда (1957). Адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Общепризнанна как компактный и валидный инструмент изучения свойств личности, ее самосознания, а также межличностных отношений. Применяется в клинико – психологической, психодиагностической, социально – психологической практике.
Поскольку изучение таких произведений как «Война и Мир», «Лісова пісня», «Ромео и Джульетта» являются обязательными в программе всех учебных заведений было актуально рассмотреть отношение учащихся к литературным образам и определить взаимосвязь учащихся с ними.
Новизной данной работы является недостаточная разработанность метода семантического дифференциала в литературных образах.
Целью данного исследования является анализ семантических полей шести литературных образов, таких как Наташа Ростова, Андрей Болконский, Джульетта, Ромео, Мавка, Лукаш.
Для достижения данной цели автором были определены следующие задания:
1. обзор теоретических источников по данной проблеме
2. проведение исследования
3. обобщение результатов
4. формирование вывода
Объектом исследования является техника семантического дифференциала, как метод лингвистики.
Предметом исследования является семантический дифференциал в литературных образах.
В ходе написания данной работы была поставлена следующая гипотеза:
1. учащиеся определяют для себя наиболее желанные характеристики, такие как общительность, энергичность, жизнерадостность.
2. учащиеся наиболее ассоциирую себя со следующими литературными героями А.Болконский, Мавка.
Методы исследования:
1. Метод «Семантического дифференциала»
2. Коннатативный метод
Данная работа рекомендуется таким специалистам как: психологам, в коррекционной работе, филологам и лингвистам, для работы в учебной деятельности и подросткам, для саморазвития.
ПОНЯТИЯ
Валидность — Показатель качества метода, его способность давать результаты, адекватно отражающие изучаемое явление, т.е. именно те результаты, для получения которых он предназначен
Коннотация – это тип лексической информации, сопутствующей значению слова. Иногда называется также (семантической) ассоциацией.
Корреляция — взаимосвязь между переменными, не предполагающая причинной зависимости. Как правило, термин применяют к количественным, порядковым и дихотомическим переменным.
Коннотативное значение - состояние, которое следует за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествует осмысленным операциям с символами
Психолингвистика - самостоятельное научное направление, возникшее на стыке лингвистики и психологии. Психолингвистика возникала для решения проблем, которые не могут быть решены ни в психологии, ни в лингвистике.
Семантический дифференциал - метод количественного и качественного исследования значений понятий (объектов) с помощью набора биполярных шкал с определенным количеством делений на каждой, задаваемых парой антонимичных прилагательных или другими аналогичными оппозициями.
Семантическое поле — совокупность языковых единиц, объединенных каким-то общим семантическим признаком.
РАЗДЕЛ 1
МЕТОДЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
1.1. История развития психолингвистики
Психолингвистика является разделом психологии, посвященный исследованию речевого поведения, самостоятельный предмет которого был сформулирован в 1950 годах. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия - речи, функций речевой деятельности в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений - говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с развитием личности
Психолингвистика - самостоятельное научное направление, возникшее на стыке лингвистики и психологии. Психолингвистика возникала для решения проблем, которые не могут быть решены ни в психологии, ни в лингвистике. Объединение этих двух дисциплин в одну пограничную дисциплину позволяет использовать понятийный аппарат лингвистики для описания языковой формы речевых высказываний и понятийный аппарат психологии для описания и объяснения психических процессов производства и восприятия речи, онтогенеза языка и языковой способности как психофизиологической функции человека, формирующейся прижизненно
Сотрудничество психологии и лингвистики при исследовании речи до появления психолингвистики в 50-60-е годы ХХ века осуществлялось в основном психологами речи, им же принадлежит инициатива, приведшая в США к появлению новой стыковой дисциплины - психолингвистики.
Психолингвистика второго поколения связана с именами психолога Дж. Миллера и лингвиста Н. Хомского. В противоположность осгудовской психолингвистике трансформационная психолингвистика является менталистской, она изучает процессы не только овладения и употребления формальными языковыми структурами, но и формирует представления о воплощении в языковых формах содержательных интенций коммуникантов, для чего вводится понятие поверхностного и глубинного уровня порождения высказывания. В связи с этим признается особый статус речевого поведения, отличающий его от поведения неречевого. Исключительность речевого поведения, в частности, усматривается в том, что для его овладения требуются предварительные, доязыковые знания, некие познавательные структуры, которые служат когнитивным инструментом овладения языком. Процесс овладения языком понимается как процесс овладения абстрактными грамматическими структурами и правилами их образования, при этом предполагается врожденное имплицитное знание этих грамматических структур и, следовательно, овладение языком - это актуализация врожденных грамматических знаний ребенка; его языковое развитие, таким образом, детерминировано изнутри. Н. Хомский предложил правила образования синтаксических структур - так называемую порождающую грамматику, идентифицировав языковую способность взрослого с системой, порождающей предложения.
Психолингвистика Н. Хомского сводит психологические процессы к реализации в речи языковых структур.
Психолингвистика третьего поколения сформировалась в конце 1970 г.г. и связана в США с именами психологов Дж. Верча и Дж.Брунера; во Франции - с именами Жака Мелера, Жоржа Нуазе и др. Психолингвисты третьего поколения исследуют психолингвистические процессы в широком контексте мышления, общения, памяти.
Датой рождения психолингвистики как самостоятельного научного направления считается 1953 год, когда в США Комитетом по лингвистике и психологии Исследовательского Совета по социальным наукам в Университете Индиана был организован межуниверситетский семинар, работой которого руководили психологи - Чарльз Осгуд и Джон Кэролл и литературовед и семиотик Томас Сибеок. Результатом работы семинара явилась книга "Psycholinguistics//А Syrvey of Theory and Research Problems/ Ch.E.Osgood&T.A.Sebeok (Ed.). Baltimore, 1954, в которой были изложены основные теоретические положения новой науки и основные направления экспериментальных исследований. Теоретическими основаниями первой психолингвистической школы послужили математическая теория связи К.Шеннона, американская дескриптивная лингвистика и необихевиористская психология. Первый вариант психолингвистики, созданный, прежде всего психологами-бихевиористами нес на себе следы прежней психологии речи со всеми ее достоинствами и недостатками: объект анализа - преимущественно изолированное слово; предмет анализа - причинно-следственные связи между словами, в первую очередь в вербальной памяти человека; схема анализа - стимул-реакция с ассоциативной связью между ними; экспериментальная методика - преимущественно ассоциативный эксперимент. Но, несмотря на это, психолингвистику можно считать качественно новым этапом в исследовании речевой деятельности , и предпосылка формирования нового качества связана в первую очередь не с новыми идеями, появившимися в психологии, а с новыми методологическими схемами анализа человеческого общения (коммуникации). Ч.Осгуд прямо связывает появление психолингвистики с использованием методологических схем анализа коммуникации, созданных в теории информации и кибернетике. По мнению Ч.Осгуда, лицо психолингвистики определяют те представления о речевом общении и овладении речью в онтогенезе (естественно, вместе с входящими сюда в качестве части представлениями о продуцировании и восприятии речи), на которые опирается та или иная психолингвистическая школа. Психолингвистика как теория речевой деятельности (ТРД) возникла в СССР в середине 60-х г.г. ХХ века на базе деятельностного подхода к психике, развивавшегося с середины 1930-х годов в рамках психологической школы Л.С.Выготского и связанного с именами таких психологов, как А.Н.Леонтьев, А.С.Лурия, С.Л.Рубинштейн, М.Я.Басов и др. Основы теории речевой деятельности были сформулированы в работах А.А.Леонтьева. Основная черта теории речевой деятельности - это ее психологическая ориентация, в ней речь трактуется как активная и целенаправленная речевая деятельность. Единицей анализа является элементарное речевое действие и речевая операция. Эта единица должна нести в себе все основные признаки деятельности. [3].
1.2. Метод семантического дифференциала.
В это десятилетие разрабатываются новые методики для измерения личности, отличные от традиционных опросников и ситуационных тестов. Этот метод разработан в середине 50-х гг. американскими учеными под руководством Ч. Осгуда, предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий испытуемыми. Семантический дифференциал (СД) — инструмент исследования семантических пространств субъекта, служит для качественного и количественного индексирования значений, смыслов с помощью двухполюсных шкал, задаваемых парами антонимичных прилагательных, между которыми расположены 7 градаций степени вхождения того или иного слова в данное качество. В этой технике мог выступать любой объект (слово, знак, понятие и т. д.), оцениваемый путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками (чаще всего выраженными с помощью прилагательных, например «контактный – замкнутый»). На основе этой техники были созданы разнообразные конкретные психодиагностические методики, нашедшие широчайшее применение в психологических исследованиях. Метод является весьма информативным для изучения восприятия учащимися различных объектов познания. В частности, СД позволяет изучить восприятие детьми учителей как партнеров по общению. Это важно для адекватного взаимодействия с ними. СД помогает увидеть тот образ оцениваемого объекта, который складывается в сознании реципиента. Технику семантического дифференциала (СД) можно рассматривать как разновидность проективных тестов. Проективные процедуры позволяют учесть тот факт, что стимулирующая ситуация приобретает смысл не только в силу ее объективного содержания, но и по причинам, связанным с субъективными наклонностями и влечениями испытуемого, другими словами, вследствие субъективированного, личностного значения, придаваемого ситуации испытуемым. Испытуемый как бы проецирует свои свойства в ситуацию .Как полагает сам Осгуд, метод СД позволяет измерять так называемое коннотативное значение, то есть то состояние, которое следует за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествует осмысленным операциям с символами. Коннотативное значение связано с личностным смыслом, социальными установками, стереотипами и другими эмоционально насыщенными, слабо структурированными и мало осознанными формами общения. Его близким аналогом в понятийном аппарате нашей психологии является понятие личностного смысла. В методе СД измеряемые объекты (понятия, изображения) оцениваются по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Оценки понятий по разным шкалам, вообще говоря, коррелируют друг с другом, и с помощью факторного анализа удается выделить пучки таких высококоррелирующих шкал, сгруппировать их в факторы. Психологическим механизмом, объясняющим взаимосвязь и группировку шкал в факторы, Осгуд считал явление синестезии. Синестезия - психологический феномен, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности, как, например, переживание цветового образа в ответ на музыкальную фразу в цветомузыке. Механизмы синестезии признаются основой метафорических переносов в высказываниях типа “бархатный голос”, “кислая физиономия” и т.п.
Информация о работе Семантический дифференциал в литературных образах как метод психодиагностики