Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:53, реферат
Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.
Анализ мероприятия (с подробными пояснениями) мы предлагаем проводить по следующей схеме:
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых во внеурочной и внешкольной воспитательной работе. По существу, воспитательная работа классного руководителя строится как система организуемых им мероприятий. Это и классные собрания, классные часы, встречи, вечера, КВН, КТД, экскурсии, походы и т.д. Значение этого способа организации деятельности учащихся состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Поэтому каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.
Воспитательное
мероприятие является
Последовательно
продвигаясь от идеи-цели и
педагогического осмысления
Главными моментами
в анализе воспитательного
анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников; | |
оптимальность применяемых форм и методов; | |
реализация поставленных целей; | |
отношения воспитателя и воспитанников; | |
профессионализм педагога-воспитателя. |
В качестве примера
анализа для практического
1. Общие сведения
а) Название
мероприятия.
б) Дата проведения, школа, класс, кто проводит.
в) Состав группы учащихся: мальчики, девочки,
по интересам, класс, РВГ.
г) Вид деятельности; входит ли она в систему
или является эпизодическим мероприятием.
д) Цель мероприятия; на решение каких
задач классного коллектива и формирование
каких качеств личности учащихся рассчитано
данное мероприятие.
е) Психологическое обоснование выбора
данного вида и содержания деятельности:
соответствия занятия общим воспитательным
задачам, уровню развития классного коллектива,
возрастным особенностям учащихся.
2. Анализ подготовки мероприятия
а) Кто
был инициатором данного
б) Методика подготовки мероприятия: планирование,
разработка, участие в них детей.
в) Удалось ли в подготовительный период
вызвать понимание необходимости и значимости
предстоящей деятельности.
3. Ход мероприятия
а) Насколько
убедительно, четко,
б) Насколько содержательно, интересно
и организованно проходила работа?
в) Какие знания приобрели учащиеся и
ходе мероприятия, какие социальные установки,
чувства и убеждения формировались у учащихся,
к какой общественно полезной деятельности
побуждало их занятие.
г) Какие выводы сделали учащиеся по ходу
работы и в заключение? Каких результатов
достигли?
д) Как сказалось проведенное мероприятие
на формировании общественного мнения
коллектива и отдельных учащихся, на их
взаимоотношения? Каким может быть последствие
этого занятия для развития коллектива,
для формирования его общественной направленности.
е) Каково его воздействие на отдельных
учащихся?
эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве; | |
этика труда, художественной деятельности; | |
эстетика поведения. |
ж) Роль
и место старших (классный
з) Методика работы, характер отношений,
их соответствие воспитательным задачам,
возрастным и индивидуальным особенностям,
уровню развития коллектива.
4. Общая оценка воспитательного мероприятия
а) Насколько
удалось достигнуть
б) Общая оценка воспитательной ценности
проведенной работы.
в) Психолого-педагогические выводы и
предложения в адрес воспитателей и учащихся.
5. Анализ деятельности воспитателя
а) Какие
черты характера воспитателя
способствовали проведению
б) Какие педагогические способности
проявились при проведении воспитательной
работы с учащимися?
в) Проявился ли педагогический такт воспитателя
и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя.
г) Способствовало ли или мешало психическое
состояние воспитателя проведению воспитательной
работы и почему?
Технология коллективного творческого дела (КТД)
Коллективные творческие дела (КТД) - главное воспитательное средство коммунарской методики, способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.
Суть
каждого дела - забота о своем коллективе,
друг друге, об окружающих людях, о далеких
друзьях. В каждом КТД решается множество
педагогических задач, происходит развитие
демократических основ жизни, самостоятельности,
инициативы ребят, самоуправления, активного
гражданского отношения к людям и окружающему
миру. КТД, обогащая коллектив и личность
ценным опытом, позволяет каждому проявить
и совершенствовать лучшие человеческие
задатки и способности, потребности и
отношения, расти нравственно и духовно.
Условия педагогического успеха коллективного творческого дела
Первое условие - общая забота.
Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу.
Второе условие - товарищество.
Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как к младшему товарищу.
Третье условие - единство мыслей и действий, воли чувств.
Воздействовать
так, чтобы развивать в единстве
все три стороны личности растущего
человека: познавательно-
Четвертое условие - единый коллектив.
Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.
Пятое условие - творчество, а не шаблон.
Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия - незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия.
Основные
виды коллективных творческих дел: познавательные
дела; трудовые дела; художественные и
спортивные дача.
Стадии коллективного творческого дела (КТД)
(по методике И.П. Иванова)
Стадии | Педагогическое целеполагание | Методы, формы деятельности коллектива |
Предварительная
работа воспитателя
(1 стадия) |
-Для чего, с кем? - С какой целью? Кто может помочь? - Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором? | Нацеливающие" воспитательные мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ -размышление, убеждение на собственном опыте. |
Коллективное
планирование
(2 стадия) |
- Какие дела проведем? - На радость и пользу кому? - Где лучше проводить? - С кем лучше проводить? | Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск. Открытая дискуссия. Деловая игра. Побуждение ободрением, похвалой, помощью, доверием). Выборы «совета дела» и др. |
Подготовка
дела
(3 стадия) |
- Как развивать положительные качества ребят? - Как преодолевать отрицательные качества ребят? - Как включить всех ребят в активный творческий поиск? - Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам? | Увлечение добрым
сюрпризом. Помощь товарищеским советом.
Доверие. Товарищеское поощрение.
Увлечение делом, поиском, романтикой,
героизмом, игрой. Обсуждение.
Товарищеский контроль. Обсуждение. Уточнение проекта коллективного творческого дела. |
Проведение
дела
(4 стадия) |
- Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? - Как увлечь воспитанников личным примером? -Как добиться радостной перспективы близкого успеха'' - Как научить ребят выходить из затруднительного положения? | Общественно-гуманистические КТД. Познавательные КТД. Художественные КТД. Спортивные КТД. Формы, операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования. |
Подведение
итогов
(5 стадия) |
- Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? - Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу?- Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? | Товарищеский разбор. Сборы -'огоньки". Похвала, поддержка, побуждение. Това-рищеское приучение. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика . Наказание. |
Ближайшие
последствия
(6 стадия) |
- Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? - Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? - Как научить учащихся осуществлять собственные решения? | Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах. Перспектива. Взаимопомощь. |
Таким образом, целевой и содержательный аспекты стадии коллективного творческого дела заключаются в следующем:
Первая стадия - стартовая беседа: во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого'? Когда? Где? Кто? С кем вместе ?
Вторая стадия - коллективное планирование; микроколлективы формируют свое мнение по выдвинутым вопросам и выносят его на общее обсуждение. Таким образом, при личном участии каждого члена коллектива сообща создается проект предстоящего дела.
Третья стадия - коллективная подготовка. Совет дела или творческая группа из представителей каждого микроколлектива уточняет предложенный проект КТД в деталях, распределяет поручения между микрогруппами, а затем руководит выполнением задуманного.
Четвертая стадия - проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации и в них особенно четко проявляются положительные качества детей, их слабости.
Пятая стадия - коллективное подведение итогов. Воспитатель ставит на общем сборе - "огоньке" задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? В заключительной части "огонька" воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе.
Шестая стадия - общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствия в процессе которого воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.
Требования к оформлению сценария
(для отчета, распространения)
Титульный лист
(при необходимости –