Самоанализ массового мероприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:53, реферат

Описание работы

Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.
Анализ мероприятия (с подробными пояснениями) мы предлагаем проводить по следующей схеме:

Работа содержит 1 файл

ВВД пакет документов.doc

— 213.50 Кб (Скачать)
 

    Воспитательное  мероприятие — это одна из  организационных форм, широко используемых  во внеурочной и внешкольной  воспитательной работе. По существу, воспитательная работа классного руководителя строится как система организуемых им мероприятий. Это и классные собрания, классные часы, встречи, вечера, КВН, КТД, экскурсии, походы и т.д. Значение этого способа организации деятельности учащихся состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Поэтому каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.    

 Воспитательное  мероприятие является процессом,  предполагающим в своем развитии  несколько взаимодействующих между  собой стадий: анализ обстановки, определение цели, планирование, подготовку, непосредственное воспитательное воздействие на детей и так называемое "последействие", т.е. анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных педагогом задач. Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого дела. Исключение одного звена этой цепочки разрушает систему, снижает эффективность мероприятия. К тому же каждый из этапов уже есть процесс воспитания, позволяющий включить учащихся в аналитическую, коммуникативную, организаторскую деятельность.    

 Последовательно  продвигаясь от идеи-цели и  педагогического осмысления мероприятия  через обсуждение содержания  и возможностей каждого и класса, через планирование, выбор лидеров и совета дела, распределение поручений в микрогруппах к осуществлению его, т.е. от замысла — к реализации и анализу сделанного, мы уводим детей от слепого послушания и приспособленчества, иждивенчества и пассивности, лености и несвободы, утверждаем положительные проявления личности, способствуем успеху ее, учим самоутверждению и защищенности.

Главными моментами  в анализе воспитательного мероприятия  должны выступать:

  анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;
  оптимальность применяемых форм и методов;
  реализация  поставленных целей;
  отношения воспитателя  и воспитанников;
  профессионализм педагога-воспитателя.

В качестве примера  анализа для практического использования  приводится одна из возможных его  схем.

1. Общие сведения   

 а) Название  мероприятия. 
    б) Дата проведения, школа, класс, кто проводит.  
    в) Состав группы учащихся: мальчики, девочки, по интересам, класс, РВГ. 
    г) Вид деятельности; входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием. 
    д) Цель мероприятия; на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие. 
    е) Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: соответствия занятия общим воспитательным задачам, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.

2. Анализ подготовки  мероприятия   

 а) Кто  был инициатором данного мероприятия,  и как оно готовилось. В чем  и как проявлялась активность, самостоятельность и инициатива учащихся при подготовке к занятию. 
    б) Методика подготовки мероприятия: планирование, разработка, участие в них детей. 
    в) Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.

3. Ход мероприятия   

 а) Насколько  убедительно, четко, эмоционально  были раскрыты перед учащимися  цели и задачи предстоящей  деятельности. 
    б) Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа? 
    в) Какие знания приобрели учащиеся и ходе мероприятия, какие социальные установки, чувства и убеждения формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие. 
    г) Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение? Каких результатов достигли? 
    д) Как сказалось проведенное мероприятие на формировании общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношения? Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности. 
    е) Каково его воздействие на отдельных учащихся?

  эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;
  этика труда, художественной деятельности;
  эстетика поведения.
 

    ж) Роль  и место старших (классный руководитель, вожатый, социальный педагог, кружковод) на данном занятии. 
    з) Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.   

  4. Общая оценка воспитательного мероприятия   

 а) Насколько  удалось достигнуть поставленных  целей и задач. Причины успехов,  неудач и ошибок. 
    б) Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы. 
    в) Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.

5. Анализ деятельности воспитателя   

 а) Какие  черты характера воспитателя  способствовали проведению воспитательной  работы с учащимися, какие,  наоборот, мешали?  
    б) Какие педагогические способности проявились при проведении воспитательной работы с учащимися?  
    в) Проявился ли педагогический такт воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя.  
    г) Способствовало ли или мешало психическое состояние воспитателя проведению воспитательной работы и почему?

    Технология  коллективного творческого дела (КТД)

  Коллективные  творческие дела (КТД) - главное воспитательное средство коммунарской методики, способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и  младших.

  Суть каждого дела - забота о своем коллективе, друг друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. В каждом КТД решается множество педагогических задач, происходит развитие демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. 

Условия педагогического успеха коллективного творческого дела

Первое  условие - общая забота.

  Надо  научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу.

Второе  условие - товарищество.

  Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как к младшему товарищу.

Третье  условие - единство мыслей и действий, воли чувств.

  Воздействовать  так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую  и действенную.

Четвертое условие - единый коллектив.

  Влиять  так, чтобы способы воздействия  воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого   себя.

 Пятое условие - творчество, а не шаблон.

  Влиять  так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия - незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия.

  Основные  виды коллективных творческих дел: познавательные дела; трудовые дела; художественные и спортивные дача. 
 

    Стадии  коллективного творческого дела (КТД)

    (по  методике И.П. Иванова) 

Стадии Педагогическое  целеполагание Методы, формы деятельности коллектива
Предварительная работа воспитателя

(1 стадия) 
 

-Для чего, с  кем? - С какой целью? Кто может помочь? - Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором? Нацеливающие"        воспитательные              мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская    беседа,    рассказ    -размышление, убеждение на собственном опыте.
Коллективное  планирование

(2 стадия)

- Какие дела  проведем? - На радость и пользу кому? - Где лучше проводить? - С кем лучше проводить? Сбор-старт:          обоснование предложений,   анализ   задач на размышление. Творческий поиск.   Открытая  дискуссия. Деловая   игра.    Побуждение ободрением,   похвалой,   помощью, доверием).   Выборы «совета дела» и др.
Подготовка  дела

(3 стадия)

- Как развивать  положительные качества ребят? - Как преодолевать отрицательные качества ребят? - Как включить всех ребят в активный творческий поиск? - Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам? Увлечение  добрым   сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие.    Товарищеское поощрение.   Увлечение делом, поиском, романтикой, героизмом, игрой. Обсуждение.

Товарищеский              контроль. Обсуждение. Уточнение проекта коллективного   творческого дела.

Проведение  дела

(4 стадия)

- Как воодушевить  воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? - Как увлечь воспитанников личным примером? -Как добиться радостной перспективы близкого успеха'' - Как научить ребят выходить из затруднительного положения? Общественно-гуманистические  КТД. Познавательные    КТД. Художественные     КТД. Спортивные КТД. Формы, операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования.
Подведение  итогов

(5 стадия)

- Как убедить  ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? -   Как научить  воспитанников анализировать   и   оценивать свою работу?- Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? Товарищеский  разбор. Сборы -'огоньки".    Похвала,    поддержка,    побуждение.    Това-рищеское   приучение.  Деловой спор. Награда. Контроль. Требование.  Обсуждение. Критика . Наказание.
Ближайшие последствия 

(6 стадия)

- Как научить  ребят реализовывать выводы и предложения? - Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? - Как научить учащихся осуществлять собственные   решения? Творческие   группы.   Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима.    Выполнение  чередующихся поручений. Преемственность в делах. Перспектива.  Взаимопомощь.
 

  Таким образом, целевой и содержательный аспекты стадии коллективного творческого дела заключаются в следующем:

  Первая  стадия - стартовая беседа: во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого'? Когда? Где? Кто? С кем вместе ?

  Вторая  стадия - коллективное планирование; микроколлективы формируют свое мнение по выдвинутым вопросам и выносят его на общее обсуждение. Таким образом, при личном участии каждого члена коллектива сообща создается проект предстоящего дела.

  Третья  стадия - коллективная подготовка. Совет дела или творческая группа из представителей каждого микроколлектива уточняет предложенный проект КТД в деталях, распределяет поручения между микрогруппами, а затем руководит выполнением задуманного.

   Четвертая стадия - проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации и в них особенно четко проявляются положительные качества детей, их слабости.

  Пятая стадия - коллективное подведение итогов.  Воспитатель ставит на общем сборе - "огоньке" задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? В заключительной части "огонька" воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе.

  Шестая  стадия - общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствия  в процессе которого воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.

Требования к оформлению сценария

(для  отчета, распространения)

Титульный лист (при необходимости – иллюстрированный), на котором указать: образовательное  учреждение, тему или название, эпиграф, Ф.И.О. и должность автора (составителя), год, при необходимости – адрес, телефон, факс.

  • Желателен печатный (возможен дискетный) вариант.
  • Шрифт 14; междустрочный интервал 1,5; поля 1 – 2 см.
  • Пишется на одной стороне листа.
  • Указывается список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, город, год, страницы).
  • Возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями, т.д.

Информация о работе Самоанализ массового мероприятия