Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:53, реферат
Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.
Анализ мероприятия (с подробными пояснениями) мы предлагаем проводить по следующей схеме:
3. Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.
V. Анализ деятельности воспитателя
1. Какие черты
характера воспитателя
2. Какие педагогические
способности проявлялись при
проведении воспитательной
3. Проявился
ли педагогический такт
4. Способствовало
ли или мешало психическое
состояние воспитателя
Анализ
внеклассного мероприятия
· доступность,
· соответствие возрасту детей,
· логичность,
· научность,
· речь взрослого и детей,
· эмоциональность.
· присутствовали _____ человек,
· выступали и участвовали ____ человек.
· полная,
· частичная,
· отсутствует.
10. Интерес к теме у детей:
· полный,
· частичный
· отсутствует.
11. Правильность расчета времени:
· своевременное начало и завершение мероприятия,
· выдержано нормативное время или нет,
· присутствовала ли смена видов деятельности детей.
12. Микроклимат на мероприятии:
· доброжелательность,
· взаимоуважение,
· педагогический такт.
13. Итог мероприятия:
· достигло ли цели полностью,
· достигло ли цели частично,
· не достигло цели.
14. Рекомендации педагогу.
«___»__________200__
года. Оценивал __________________
/_______________/
Схема анализа воспитательного мероприятия
а) соответствие содержания занятия поставленной цели
______________________________
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала
______________________________
в) эмоциональная насыщенность; интерес учащихся к занятию; их активность
______________________________
г) приемы и методы, использованные на занятии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Схема анализа воспитательного мероприятия. (алгоритмическое предписание)
Основные параметры анализа. | Основные критерии эффективности. |
1. Тема и цели мероприятия. | Актуальность темы и целей (соответствие возрастным особенностям к уровню воспитанности учащихся, перспективам их развития.) |
2. Содержание мероприятия. | Целенаправленность, доступность, новизна, эмоциональность, насыщенность, оптимальное сочетание оптимального и рационального. |
3.Форма. |
Целесообразность применения данной формы, соответствие формы мероприятия его содержанию, возрасту учащихся, основным требованиям, предъявленным к выбранной форме. |
4.Структура мероприятия: | |
-
Начало |
Форма у учащихся, психологическая готовность воспринимать мероприятие и участвовать в нем. |
- Основная часть | Логическая последовательность
составных |
-
Заключение |
Формирование у учащихся социально-значимых мотивов поведения и установки соответствующей главной цели мероприятия. |
5.Поведение детей. | Активность, внимательность, заинтересованность, дисциплинированность и степень подготовленности учащихся к мероприятию. |
6.Поведение взрослых. | Эмоциональное состояние воспитателя. Грамотная, эмоциональная, выразительная речь. Организаторские умения воспитателя. Умение владеть детской аудиторией (концентрировать внимание, требовать дисциплину, вызывать интерес, создавать необходимый психологический настрой, находчивость, быстрота реакции и т.д.). Достаточная степень профессиональной подготовки воспитателя к мероприятию( глубокое знание и понимание проблем, умение найти оптимальное ее решение). |
7.Характеристика методов | Целесообразность и умение их применять. Т.С.О., наглядности, атрибутов и ритуалов. Соответствие задачам, содержанию мероприятия, уровню воспитанности и возрасту учащихся. |
8.Организация. | Точность и организованность всех основных элементов структуры мероприятия. Целесообразность, Яркое эстетическое оформление. Оптимальность Продолжительности мероприятия. Соответствие хода мероприятия заранее продуманной программе. Четкое распределение обязанностей между участниками мероприятия. |
9.Общие выводы. | Оптимальность решения поставленных задач. |
Классный час как одна из главных форм воспитания в школе.
Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания.
Форма воспитательной работы – это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия).
Формы воспитательной работы – это динамическое явление. Существующая система форм воспитательной работы постоянно пополняется новыми, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни.
Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак:
1) по количеству участников: массовые (школьный бал), групповые (классное собрание), индивидуальные (беседа);
2)
по видам деятельности: познавательно-развивающие
(викторина), развлекательные (дискотека),
по направлениям воспитательной работы
(профориентационные, физкультурно-оздоровительные
и т.п. дела);
3) по результату: информационный обмен
(устный журнал), выработка общего решения
(собрание), общественно значимый продукт
(акция милосердия).
Широко распространенной формой воспитательной работы является классный час (час классного руководителя).
Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.
Выделяют два основные вида классного часа: тематический и час общения по текущим делам в классе.
Классный час выполняет следующие функции:
1) просветительскую- дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.
2) ориентирующую- способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.
Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя Кл. час м. выполнять чисто ориентирующую функцию.
3) направляющую- призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
4)
формирующую- формирует у учеников навыки
обдумывания и оценки своих поступков
и самих себя, навыки ведения диалога и
построения высказывания, отстаивания
своего мнения.
Типы классного часа:
•
Нравственный классный
час
Цели:
1. Просвещение учащихся с целью выработки
собственных нравственных взглядов, суждений,
оценок
2. Изучение,. осмысление и анализ нравственного
опыта поколений
3. Критическое осмысление и анализ собственных
нравственных поступков, поступков сверстников
и одноклассников
4. Развитие нравственных личностных качеств
(доброта, желание помогать людям, умение
признавать свои ошибки, отстаивать т.
з и уважать чужую т. з., и др.)
(нельзя проводить часто)
•
Интеллектуально-познавательный
классный час
Цели:
1. Развивать познавательный интерес учащихся
2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные
возможности, стремление к самосовершенствованию
•
Тематический классный
час
Цели:
1. Развивать кругозор учащихся
2. способствовать духовному развитию
учащихся, формированию их интересов и
духовных потребностей
•
Информационный классный
час
Цели:
1. Формирование у учащихся сопричастности
к событиям и явлениям общественно-политической
жизни своей страны, своего города, района.
2. Применение знаний, полученных на уроках
истории и граждановедения
3. Формирование своего отношения к происходящему
4. Развитие исследовательских умений
Формы классного
часа:
• Беседа (эстетическая,
нравственная)
• Диспут
• Встречи с интересными людьми
• Викторины по различным областям знаний
• Дискуссии
• КВНы
• Интерактивные игры
• Игры-путешествия
• Тренинги
• Читательские конференции
• И др.
Классный
руководитель выбирает
содержание и форму
проведения классного
часа исходя из:
• Возрастных и психологических особенностей
школьников
• Целей и задач, которые он ставит
• Нравственных представлений, интересов,
потребностей учащихся