Самоанализ массового мероприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:53, реферат

Описание работы

Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.
Анализ мероприятия (с подробными пояснениями) мы предлагаем проводить по следующей схеме:

Работа содержит 1 файл

ВВД пакет документов.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

Самоанализ массового мероприятия

Важным условием оттачивания профессионального  мастерства является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.

Анализ мероприятия (с подробными пояснениями) мы предлагаем проводить по следующей схеме:

Тема, название.

Цели (образовательная, воспитательная, развивающая).

Системность. Место данного мероприятия в системе занятий воспитательного характера: одноразовое системное; стихийное, плановое; вводное обобщающее, итоговое.

Место проведения.

Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители и т.д.).

Кто проводит (библиотекарь, педагог, иной специалист).

Форма (викторина, конкурс, игра, беседа и т.д.).

Тип (получение новой информации, обобщение и систематизация, проверка знаний, творческое применение знаний, комбинированный и т.д.).

Методы (способы достижения цели): наглядный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, диалогический, монологический, словесный, показательный, частично-исследовательский, эвристический и т.д.

Качество подготовки и проведения:

  • Наличие плана, тезисов, сценария.
  • Использование дидактического и раздаточного материала, пособий.
  • Эффективное использование библиотечного аппарата.
  • Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
  • Творческие педагогические находки.
  • Владение материалом, методикой проведения мероприятия.
  • Профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
  • Педагогический такт и коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера.
  • Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
  • Соответствие содержания, информативности и объема материала образовательно-воспитательной программе, возрасту, уровню подготовленности участников.

Оформление, наглядность: плакаты, таблицы, иллюстрации, рисунки детей, портреты, фотографии, табло, карты.

Оборудование, технические средства: выставка книг или творческих работ, стенд, экран, предметы мебели; аудио, видео, компьютер, проектор, фотоаппарат, микрофон.

Организация усвоения полученной информации: работа с книгой, слушание и запоминание с применением технических средств; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа.

Взаимосвязь цели, содержания, формы, методов, приемов и результата.

Итоги. Достигнут ли результат (цель).

Самоанализ. Выявление результативности проведенного мероприятия (выявить удачные и неудачные моменты). Цель его – способствовать эффективности последующих мероприятий. Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в очень сокращенной форме.

Рекомендации  по анализу внеклассных  воспитательных мероприятий

Известны два  подхода к анализу внеклассных мероприятий и соответственно два вида анализа:  
психолого-педагогический;  
— предметно-содержательный
(анализ воспитательных мероприятии различной содержательной направленности; при таком анализе педагогическая сторона мероприятия отодвигается на второй план, а в первую очередь рассматривается само его содержание).  
 
      Ниже приведены различные схемы анализа воспитательных мероприятий.  
 
                                Анализ внеклассного мероприятия  
 
1. Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто проводит. Цель занятия. Возраст учащихся: класс, группа. Место проведения.  
 
2. Какие особенности данного коллектива можно отметить? Чем вызвана постановка целей данного занятия?  
 
3. Конкретная обстановка проведения данного мероприятия; обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах: место расположения участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия?  
 
4. В какой степени и при помощи каких средств информированы школьники о данном занятии? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному занятию? Как был учтен возраст детей?  
 
5. Как было организовано начало воспитательного занятия? На какой психологический эффект была ориентирована методика начала занятий?  
6. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего занятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала.  
 
7. Какими приемами осуществлялось воздействие на познавательную сферу деятельности школьников; какие новые данные были усвоены, их нравственное значение?  
 
8. Как и какими приемами осуществлялось воздействие на чувства? Какие чувства были активизированы, в чем нашла выражение эмоциональная активность? Как можно охарактеризовать общую эмоциональную обстановку во время занятий?  
 
9. Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии?  
 
10. Как была организована концовка данного занятия? В чем психологическое значение данной организации? Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?  
 
11. Ваша общая оценка воспитательного занятия. Ваши предложения.

Анализ  внеклассного мероприятия  
(схема Ю. Самсонова, Т. Тучковой)

1. Участники  данного мероприятия. Класс, контингент, возраст, количество, добровольность (или обязательность) их участия.  
 
2. Тема и цель мероприятия. Обоснование целесообразности проведения данного мероприятия (интерес, актуальность для данного возраста, предварительная работа с целью заинтересовать учащихся). От кого исходит инициатива проведения мероприятия?  
 
3. Программа мероприятия. Средства для мотивационной подпитки его участников. Структура мероприятия (начало, кульминация, завершение).  
 
4. Прогнозируемый результат. Воспитание культуры выражения эмоций: радости, доброжелательности и желания помочь другим. Эмоциональное состояние на мероприятии, до и после. Возникновение у учащихся познавательных потребностей, сопереживания и желания самосовершенствоваться и самовыражать я. Развитие творческих способностей учащихся, квалифицированная помощь в этом педагогических работников, проводящих мероприятие.  
 
5. Своеобразие данного мероприятия (традиции, обрядовая сторона, репродуцирование национальной культуры, праздничность, торжественность) 
 
6. Оснащенность, разнообразие и адекватность средств воздействия.

Примерная схема психолого-педагогического  анализа воспитательного дела  
(из книги Г.М.Коджаспировой «Культура профессионального самообразования педагога»)

1. Тема занятий  и ее педагогическое обоснование.  
 
2. Цели и задачи проводимой работы.  
 
3. Организация подготовки учащихся: степень участия; наглядное оформление; использование технических средств.  
 
4. Содержание и методика проведения занятия;  
а) соответствие содержания занятия поставленной цели;  
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;  
в) эмоциональная насыщенность; интерес учащихся к занятию; их активность;  
г) приемы и методы, использованные на занятии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса.  
 
5. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие; убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, задание для детей.  
 
6. Педагогическая ценность занятия. Как будет учтен опыт этого занятия в Вашей дальнейшей работе?

Анализ  воспитательного  мероприятия эстетической направленности  
(схема Ю. Самсонова)

1. Конкретность  задач (целей) мероприятия. Их соответствие возрастным и культурным особенностям воспитанников. Адекватное восприятие этих задач воспитанниками (и «артистами», и зрителями).  
 
2. Оптимальный подбор фактов и явлений культуры (разных жанров и видов), предназначенных для воспитанников при:  
— прослушивании музыки;  
— восприятии живописи;  
— наблюдении за танцорами и т.д. Количественное соотношение произведений-образцов с особенностями восприятия данного возраста. Соответствие произведений-образцов эстетическому культурному уровню воспитанников.  
 
3. Характер условий для самореализации воспитанников в различных видах и жанрах эстетической деятельности.  
 
4. Характер обсуждения проблем, связанных с произведения ми-образцами. Их актуальность, значимость и соответствие возрасту воспитанников. Возможность выражения своих мыслей и чувств воспитанниками.  
5. Развитие воспитанников в различных аспектах:  
— в интеллектуальном;  
— в эмоциональном;  
— в художественно-эстетическом.  
 
6. Соотнесение количества «артистов» с количеством «зрителей».  
 
7. Дальнейшее использование эстетической продукции как условия (средства) для совершенствования (саморазвития) художественного вкуса воспитанников.

                                  Анализ воспитательного мероприятия

Главными аспектами  в анализе воспитательного мероприятия должны, прежде всего, выступать:

  • анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;
  • оптимальность применяемых форм и методов;
  • реализация поставленных целей,
  • реализация поставленных целей,
  • отношения воспитателя и воспитанников;
  • профессионализм педагога-воспитателя.

Примерная схема анализа  воспитательного  мероприятия

 

I. Общие сведения

  • Название мероприятия.
  • Дата и место его проведения. Кто проводит?
  • Состав группы учащихся: мальчики, девочки по интересам и др.
  • Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.
  • Цель мероприятия: на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие
  • Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:

      а) соответствие занятия общим воспитательным задачам, 
      б) уровню развития классного коллектива, 
      в) возрастным особенностям учащихся.

II. Анализ подготовки  мероприятия

1. Кто был  инициатором данного мероприятия,  и как оно готовилось? В чем и как проявлялось активность, самостоятельность и инициатива учащихся.

2. Методика подготовки  мероприятия:

  • планирование,
  • разработка,
  • участие в них детей.

3. Удалось ли  в подготовительный период вызвать  понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.

III. Ход мероприятия

1. Насколько  убедительно, четко, эмоционально  были раскрыты перед учащимися  цели и задачи предстоящей  деятельности?

2. Насколько  содержательно, интересно и организовано  проходила работа?

3. Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, какие социальные установки формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие?

4. Какие выводы  сделали учащиеся по ходу работы  и в заключение? Каких результатов  достигли?

5. Как сказалось проведенное мероприятие на формирование общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях? Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности?

6. Каково его воздействие на отдельных учащихся:

  • Эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;
  • Этика труда, художественная деятельность;
  • Эстетика поведения.

7. Роль и место  старших (воспитателя, психолога,  приглашенных) на данном занятии.

8. Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

IV. Общая оценка воспитательного  мероприятия

1. Насколько  удалось достигнуть воспитательных  целей и задач? Причины успехов, неудач, ошибок?

2. Общая оценка  воспитательной ценности проведенной  работы.

Информация о работе Самоанализ массового мероприятия