Ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
1. Рассмотрение особенностей семьи как малой социальной группы
2. Анализ социально-психологической характеристики семейных ролей
3. Рассмотрение ролевой несогласованности как источника семейных конфликтов
4. Эмпирическое исследование ролевых ожиданий юношей и девушек в студенческом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………….
6
1.1 Семья как малая социальная группа……………………………… 6
1.2 Семейные роли. Социально-психологическая характеристика семейных ролей……………………………………………………………….
13
1.3 Ролевая несогласованность как источник семейных конфликтов 17
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ В БРАКЕ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ……………..
21
2.1 Методика организации исследования……………………………. 21
2.2 Обработка и интерпретация полученных данных………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 33

Работа содержит 1 файл

Ролевые ожидания юношей и девушек в студентческом возрасте (1).docx

— 79.92 Кб (Скачать)

 

Проанализировав результаты исследования в двух группах, представим их в виде сводной таблице 2.3.

Таблица 2.3 Ролевые ожидания в студенческом возрасте

Шкала

Девушки

Юноши

Интимно-сексуальная

5,8

6,3

Личностная  идентификация

5

6,9

Хозяйственно-бытовая

5,2

7

Родительско-воспитательская

4,8

7,6

Социальная  активность

5,4

7,6

Эмоционально-психотерапевтическая

4,8

7,7

Внешняя привлекательность

4,7

7,4


 

Проанализировав данные таблицы 2.2, можно отметить, что высокую значимость для юношей занимает:

Родительско-воспитательская функция;

Социальная активность

Эмоционально-психотерапевтическая

Внешняя привлекательность

Хозяйственно-бытовая функция.

По всем остальным шкалам для  юношей и девушек характерны  средние значения по всем шкалам. Для девушек все исследуемые ценности имеют равное среднее значение.

Для определения достоверности  выявленных различий в значимости исследуемых  ценностей  структуре ролевых  ожиданий выполним матстатистический анализ t-критерием Стьюдента. Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.

Результаты выполненного мастатистического анализа представим в виде таблицы 2.4.

Таблица 2.4 Результаты матстатистического анализа

Шкала

tЭмп

Интимно-сексуальная

0,9

Личностная  идентификация

0,76

Хозяйственно-бытовая

0,97

Родительско-воспитательская

0,88

Социальная  активность

1,2

Эмоционально-психотерапевтическая

1,6

Внешняя привлекательность

0,75


 

Результаты, приведенные в таблице 2.4., свидетельствуют  о том, что полученные значения t находится в зоне незначимости. Таким  образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, не подтвердилась. В юношеском  возрасте нет гендерных различий в ролевых ожиданиях.

 

 

заключение

 

Выбор спутника жизни и  создание семьи - одна из сторон личностного и социального развития. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни. Семья, брак, отношения между супругами - довольно сложные организации, поэтому каждый из супругов имеет собственные представления о цели брачного союза, и о том, ради чего его заключили.

В брачном союзе большое  значение имеет совпадение общих  представлений о ролевых ожиданиях  и притязаниях. В психологическом  плане непременно должна быть совместная общность, несмотря на то, что познание другого и себя, в том числе, задачи трудные. Овладение навыками психологической культуры способствует развитию личности и сохранению психического здоровья.

В данной работе была показана значимость и актуальность исследования ролевых ожиданий и притязаний, т.к. вся современная семья строится на произвольном распределении обязанностей и очень важно оптимально распределить их между супругами в соответствии с желаниями, возможностями каждого  из супругов, чтобы выполнение их не стало тягчайшей каторгой.

Отсюда возникает вывод  о том, роль – поведение, которого ожидают и то, насколько правильно будет выполняться эта роль, будет зависеть успех во взаимодействии между супругами.

В заключение следует отметить, что счастливая семейная жизнь целиком  зависит не только от правильного  построения взаимоотношений между  супругами, но и от умения распределять обязанности, решать конфликты и  многого другого, без чего существование  семьи не возможно.

В итоге вырисовывается общая  картина супружеской жизни: для  обоих супругов важны личностная идентификация, родительские обязанности. Практически полное соответствие ролевых ожиданий наблюдается в хозяйственно – бытовой сфере. Готовность супруги выполнять материнские обязанности, вести домашнее хозяйство, следить за своим внешним видом согласуется с установками супруга иметь привлекательную, модно одетую, выполняющую обязанности матери и хозяйки дома. Наименьшая ролевая активность наблюдается в установках на создание психотерапевтической атмосферы в семье, что не соответствует ролевым ожиданиям супруги.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика// Ю.П.Азаров.- М.: Смысл, 1995. – 496с.
  2. Андреева, Г. М. Семейная  психология//Г.М.Андреева. – М., Аспект Пресс, 2002. - 424с.
  3. Асмолов, А. Г. Психология личности// А.Г.Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
  4. Афанасьева, Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений// Т.М.Афанасьева. - М.: Просвещение, 2006. -510с.
  5. Анцупов, А. Я., Проблема конфликта//А.Я.Анцупов, А.И. Шипилов – М., Педагогика, 1992. 248с
  6. Бабосов, Е.М. Конфликтология//Е.М.Бабосов. – Минск, ТетраСистемс, 2000. - 462с.
  7. Бодалев, А.А.Семья и формирование личности// А.А. Бодалев. - М.: Просвещение, 1989. -206 с.
  8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте// Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 1998. – 384с.
  9. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике// Л.Ф.Бурлачук, С.Н.Морозов. - СПб.: Питер, 2003. – 778с.
  10. Варга, Д. Дела семейные //Д.Варга. - М.: Педагогика, 1996. - 160с.
  11. Ворожейкин, И.Е., Конфликтология//И.Е.Ворожейкин,  А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров. – М., Инфра-М, 2000. 640с.
  12. Дружинин, В.Н. Психология семьи// В.Н.Дружинин. – Екатеринбург: Заря, 2000. – 366с.
  13. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта//А.Г.Здравомыслов. – М.: Астрель, 1996. - 320с.
  14. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений// О.А.Карабанова. – Самара: Ветер, 2001.- 352с.
  15. Ковалев, С.В. Психология современной семьи// С.В.Ковалев. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
  16. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию//Г.И.Козырев. – М.  ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. 286с.
  17. Кроник, В.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология значимых отношений//В.А.Кроник– М.: Педагогика, 1999. - 348с.
  18. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 479 с.
  19. Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности// В.Я.Титаренко. - М.: Мысль, 1997. - 351 с.
  20. Харчев, А.Г. Семейная педагогика//А.Г.Харчев. – М.:ВЛАДОС, 2006. – 425с.
  21. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии// Л.Б.Шнейдер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.- 425с.
  22. Эйдемиллер, Э.Г., Психология и психотерапия семьи// Э.Г.Эйдемилер, В.Юстицкий. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1
Таблица 1.1.1 Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

 

 

Стадии семьи

Основные функции семьи

Родительские функции

Функции ребенка

1.Этап формирования семьи

Осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношении, удовлетворяющих  обоих; развито взаимопонимания, которое  позволяет каждому свободно проявлять  свои чувства, налаживание отношении  с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны; распределение  времени между домом и работой; выработка порядка принятия решений, удовлетворяющих обе стороны; беседы между супругами о будущем  семьи

 

III. Семья, ждущая ребенка, семья  с младенцем

Привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к  материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; привыкание к новой жизни, связанной с  появлением ребенка; создание в семье  атмосферы, благоприятной и для  семьи, и для ребенка; забота о  потребностях ребенка; распределение  обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей

Ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками простейшего социального взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук и глаз; нахождение удобного ритма смены покоя и действия; овладение словами, короткими фразами, речью

III. Семья с ребенком дошкольного  возраста

Развитие интересов и потребностей ребенка; преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения  по поводу хронической нехватки времени  для собственных нужд: поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи; привыкание к чрезвычайно возросшим  с появлением в ломе ребенка материальным затратам; распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях; поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье - открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы; развитие отношении с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли; сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи); выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей

Преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности  и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых  органов): проявление интереса к товарищам  по играм; стремление быть как мама или как папа

IV. Семья школьника

Воспитать у детей интерес к  научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность); забота о  супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с  родителями других школьников

Получение навыков, необходимых для  школьного образования; стремление быть полноправным и готовым к  сотрудничеству членом семьи; постепенный  отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и  уважают; включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность; знакомство с правилами поведения и моралью  группы; расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко  излагать свои мысли: осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира

V.Семья с ребенком старшего школьного возраста

Передача ответственности и свободы  действии ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни  семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами  семьи; поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в  семье; воспитание взрослеющих детей  на достойных образцах, на собственном  примере - взрослого мужчины, любящего супруга, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены, матери); понимание и  принятие индивидуальности ребенка, доверие  и уважение к нему как к уникальной личности

Положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим  изменениям; прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной  независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку, созданию семьи; постепенное  формирование собственного мировоззрения

VI. Семья со взрослым ребенком, входящим в мир

Отрыв от взрослеющего ребенка, способность  отказаться от прежней власти над  ним; внушение ребенку, что в любых  жизненных ситуациях он всегда получит  утешение и помощь под родительским кровом; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших  в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное  вступление в новую стадию брака  и подготовка к выполнению роли бабушки  и дедушки: создание хороших отношений  между собственной семьей и

Осознание своего положения как положения  самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки; создание прочных  и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношении при формировании семьи

Партнерские функции

VII. Семья среднего возраста (“пустое  гнездо”)

Обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим  изменениям; творческое, радостное  использование большого количества свободного времени; укрепление взаимоотношений  с родственниками и друзьями; вхождение  в роль бабушки (дедушки)

 

VIII. Постаревшая семья

Осознание собственного отношения к  смерти и одиночеству; изменение  дома в соответствии с потребностями  пожилых людей; приспособление к  жизни на пенсии; воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил  принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить годы и спокойно умереть

Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка к окончательному уходу родителей: подготовка своих  детей к потере бабушки (дедушки)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Опросник РОП «Ролевые ожидания и притязания в браке»

 

Текст опросника (женский вариант)

  1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.
  2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.
  3. Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены.
  4. Главное в браке – чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
  5. Муж – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
  6. Муж – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
  7. Самая главная забота мужа – обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи.
  8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.
  9. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.
  10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.
  11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.
  12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям.
  13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины.
  14. Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченным своим делом.
  15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа.
  16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу.
  17. Для меня главное – чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть.
  18. Муж – это, прежде всего, друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.
  19. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет.
  20. Мне нравятся видные, рослые мужчины.
  21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно смотреть.
  22. Самая главная забота женщины, чтобы все в семье были обихожены.
  23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи.
  24. Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты.
  25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать.
  26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка.
  27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними.
  28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.
  29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.
  30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.
  31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.
  32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.
  33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.
  34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.
  35. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, пользуюсь косметикой.
  36. Я придаю большое значение своему внешнему виду.

 

Текст опросника (мужской вариант)

 

  1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.
  2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.
  3. Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены.
  4. Главное в браке – чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
  5. Жена – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
  6. Жена – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
  7. Самая главная забота жены - чтобы в семье были накормлены и ухожены.
  8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.
  9. Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома.
  10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью.
  11. Женщина, которая тяготится материнством, неполноценная женщина.
  12. Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моим детям.
  13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины.
  14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом.
  15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены.
  16. Жена должна, прежде всего, создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу.
  17. .Для меня главное – чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть.
  18. Жена – это прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.
  19. Мне нравится, когда моя жена красиво и модно одета.
  20. Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться.
  21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание.
  22. Я всегда знаю, что надо купить для нашего дома.
  23. Я люблю заниматься домашними делами.
  24. Я могу сделать ремонт и отделку квартиры, починку бытовой техники.
  25. Дети любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки.
  26. Я очень люблю детей и умею с ними заниматься.
  27. Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться.
  28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.
  29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.
  30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.
  31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.
  32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.
  33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.
  34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.
  35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет.
  36. Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.

Информация о работе Ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте