Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:32, курсовая работа
Цель данной работы: изучить ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
1. Рассмотрение особенностей семьи как малой социальной группы
2. Анализ социально-психологической характеристики семейных ролей
3. Рассмотрение ролевой несогласованности как источника семейных конфликтов
4. Эмпирическое исследование ролевых ожиданий юношей и девушек в студенческом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………….
6
1.1 Семья как малая социальная группа……………………………… 6
1.2 Семейные роли. Социально-психологическая характеристика семейных ролей……………………………………………………………….
13
1.3 Ролевая несогласованность как источник семейных конфликтов 17
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ В БРАКЕ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ……………..
21
2.1 Методика организации исследования……………………………. 21
2.2 Обработка и интерпретация полученных данных………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 33
Проанализировав результаты исследования в двух группах, представим их в виде сводной таблице 2.3.
Таблица 2.3 Ролевые ожидания в студенческом возрасте
Шкала |
Девушки |
Юноши |
Интимно-сексуальная |
5,8 |
6,3 |
Личностная идентификация |
5 |
6,9 |
Хозяйственно-бытовая |
5,2 |
7 |
Родительско-воспитательская |
4,8 |
7,6 |
Социальная активность |
5,4 |
7,6 |
Эмоционально- |
4,8 |
7,7 |
Внешняя привлекательность |
4,7 |
7,4 |
Проанализировав данные таблицы 2.2, можно отметить, что высокую значимость для юношей занимает:
Родительско-воспитательская функция;
Социальная активность
Эмоционально-
Внешняя привлекательность
Хозяйственно-бытовая функция.
По всем остальным шкалам для юношей и девушек характерны средние значения по всем шкалам. Для девушек все исследуемые ценности имеют равное среднее значение.
Для определения достоверности выявленных различий в значимости исследуемых ценностей структуре ролевых ожиданий выполним матстатистический анализ t-критерием Стьюдента. Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.
Результаты выполненного мастатистического анализа представим в виде таблицы 2.4.
Таблица 2.4 Результаты матстатистического анализа
Шкала |
tЭмп |
Интимно-сексуальная |
0,9 |
Личностная идентификация |
0,76 |
Хозяйственно-бытовая |
0,97 |
Родительско-воспитательская |
0,88 |
Социальная активность |
1,2 |
Эмоционально- |
1,6 |
Внешняя привлекательность |
0,75 |
Результаты, приведенные в таблице 2.4., свидетельствуют о том, что полученные значения t находится в зоне незначимости. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, не подтвердилась. В юношеском возрасте нет гендерных различий в ролевых ожиданиях.
заключение
Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон личностного и социального развития. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни. Семья, брак, отношения между супругами - довольно сложные организации, поэтому каждый из супругов имеет собственные представления о цели брачного союза, и о том, ради чего его заключили.
В брачном союзе большое
значение имеет совпадение общих
представлений о ролевых
В данной работе была показана значимость и актуальность исследования ролевых ожиданий и притязаний, т.к. вся современная семья строится на произвольном распределении обязанностей и очень важно оптимально распределить их между супругами в соответствии с желаниями, возможностями каждого из супругов, чтобы выполнение их не стало тягчайшей каторгой.
Отсюда возникает вывод о том, роль – поведение, которого ожидают и то, насколько правильно будет выполняться эта роль, будет зависеть успех во взаимодействии между супругами.
В заключение следует отметить, что счастливая семейная жизнь целиком зависит не только от правильного построения взаимоотношений между супругами, но и от умения распределять обязанности, решать конфликты и многого другого, без чего существование семьи не возможно.
В итоге вырисовывается общая картина супружеской жизни: для обоих супругов важны личностная идентификация, родительские обязанности. Практически полное соответствие ролевых ожиданий наблюдается в хозяйственно – бытовой сфере. Готовность супруги выполнять материнские обязанности, вести домашнее хозяйство, следить за своим внешним видом согласуется с установками супруга иметь привлекательную, модно одетую, выполняющую обязанности матери и хозяйки дома. Наименьшая ролевая активность наблюдается в установках на создание психотерапевтической атмосферы в семье, что не соответствует ролевым ожиданиям супруги.
Список использованных источников
Стадии семьи |
Основные функции семьи | |
Родительские функции |
Функции ребенка | |
1.Этап формирования семьи |
Осознание партнерских отношений, укрепление
взаимоотношений между |
|
III. Семья, ждущая ребенка, семья с младенцем |
Привыкание к мысли о |
Ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками простейшего социального взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук и глаз; нахождение удобного ритма смены покоя и действия; овладение словами, короткими фразами, речью |
III. Семья с ребенком дошкольного возраста |
Развитие интересов и |
Преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов): проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или как папа |
IV. Семья школьника |
Воспитать у детей интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность); забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с родителями других школьников |
Получение навыков, необходимых для
школьного образования; стремление
быть полноправным и готовым к
сотрудничеству членом семьи; постепенный
отход от родителей, осознание себя
как личности, которую любят и
уважают; включение в группу сверстников,
совместная с ними деятельность; знакомство
с правилами поведения и |
V.Семья с ребенком старшего школьного возраста |
Передача ответственности и |
Положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям; прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку, созданию семьи; постепенное формирование собственного мировоззрения |
VI. Семья со взрослым ребенком, входящим в мир |
Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним; внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки: создание хороших отношений между собственной семьей и |
Осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки; создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношении при формировании семьи |
Партнерские функции | ||
VII. Семья среднего возраста (“пустое гнездо”) |
Обновление супружеских |
|
VIII. Постаревшая семья |
Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить годы и спокойно умереть |
Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка к окончательному уходу родителей: подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки) |
Приложение 2
Опросник РОП «Ролевые ожидания и притязания в браке»
Текст опросника (женский вариант)
Текст опросника (мужской вариант)
Информация о работе Ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте