Ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
1. Рассмотрение особенностей семьи как малой социальной группы
2. Анализ социально-психологической характеристики семейных ролей
3. Рассмотрение ролевой несогласованности как источника семейных конфликтов
4. Эмпирическое исследование ролевых ожиданий юношей и девушек в студенческом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………….
6
1.1 Семья как малая социальная группа……………………………… 6
1.2 Семейные роли. Социально-психологическая характеристика семейных ролей……………………………………………………………….
13
1.3 Ролевая несогласованность как источник семейных конфликтов 17
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ В БРАКЕ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ……………..
21
2.1 Методика организации исследования……………………………. 21
2.2 Обработка и интерпретация полученных данных………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 33

Работа содержит 1 файл

Ролевые ожидания юношей и девушек в студентческом возрасте (1).docx

— 79.92 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

введение……………………………………………………………………

3

1. Социально - психологическая  характеристика семейных отношений……………………………………………….

 

6

1.1 Семья как малая социальная группа………………………………

6

1.2 Семейные роли. Социально-психологическая  характеристика семейных ролей……………………………………………………………….

 

13

1.3 Ролевая несогласованность как  источник семейных конфликтов

17

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ  РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ В БРАКЕ В  СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ……………..

 

21

2.1 Методика организации исследования…………………………….

21

2.2 Обработка и интерпретация полученных данных……………….

25

заключение………………………………………………………………

29

Список использованных источников………………………..

31

Приложение………………………………………………………………

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

 

Семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации  личного быта, основанная на супружеском  союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и  сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее  хозяйство.

Изучение  семейных взаимоотношений осложнено  многими факторами:

Во-первых, сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья  включает в себя большое число  всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют  значение личностные особенности членов семьи, ее социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические  условия и т.д.

Во-вторых, отсутствием единого подхода  к проблемам семьи, единого понимания  ее сущности и структуры.   Пока не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи, вместо нее имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами.

В третьих, тем, что предметом семейно психологии является та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов, и представление, о  которой испытывает значительное воздействие  обыденного опыта. Каждый человек имеет свой собственный семейный опыт и зачастую исходит только из него, пытаясь понять, что такое семейные отношения вообще.

И, конечно, изучение семьи осложняется скрытностью (интимностью) многих происходящих в  семье событий, а так же их изменчивостью, отсутствием четких контуров.

В работах  отечественных и зарубежных исследователей накоплен большой опыт изучения семьи  и такой её особенности как  ролевая и поло-ролевая структура. Большинство авторов (Антонюк Е.В., Суслова Т.Р., Лекторская Е.В., Алешина Ю.Е., Голод С.И., Най Р.И., Роллингз Е.М., Хаас Л. и др.) сходятся во мнении, что наблюдается активный процесс эгалитаризации семейных отношений. Другие же авторы (Москвичева Н.Л., Белинская Е.И., Куликова Е.П. и пр.) свидетельствуют о сегодняшней популярности, хотя и чуть меньшей, традиционной модели семьи.

Однако  еще недостаточно разработаны вопросы, имеющие непосредственное отношение  к качеству брака, как, впрочем, недостаточно разработано и само понятие качества брака. Проводимые в этом направлении  исследования в основном касались изучения отдельных сторон качества брака: стабильности и устойчивости брака, совместимости  супругов, роли семьи в обществе и т. д. Лишь немногие авторы обращались к проблеме ролевых ожиданий юношей и девушек в студенческом возрасте.

Ряд критериев  счастья и благополучия брака  позволяет сделать вывод о  том, что современная картина  процессов, происходящих в семье, и  влияющих на удовлетворенность супругов браком, нуждается в более пристальном  рассмотрении. Поэтому любое исследование, касающееся института семьи и  брака, является актуальным, т.к. полученные знания могут обогащать как фундаментальные  теоретические представления ученых, так и методологический инструментарий практикующего специалиста, занимающегося  вопросами оптимизации отношений  в семье.

Цель  данной работы: изучить ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте.

Объектом  исследования является ролевые ожидания в студенческом возрасте

Предмет исследования: гендерные различий в ролевых ожиданиях в студенческом возрасте.

Исходя  из поставленной цели, вытекают следующие  задачи:

  1. Рассмотрение особенностей семьи как малой социальной группы
  2. Анализ социально-психологической характеристики семейных ролей
  3. Рассмотрение ролевой несогласованности как источника семейных конфликтов
  4. Эмпирическое исследование ролевых ожиданий юношей и девушек в студенческом возрасте.

Гипотеза  исследования: в юношеском возрасте существую различия в ролевых ожиданиях в браке.

Методы  исследования:

- теоретический  анализ социально-психологической  литературы;

- опросник  РОП «Ролевые ожидания и притязания  в браке» (А.Н. Волкова);

- методы  математической статистики.

 

1. Социально  - психологическая характеристика  семейных отношений

 

    1. Семья как малая социальная группа

 

Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления (ст.59 «Кодекс о браке и семье Республики Беларусь»).

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних  философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную  систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Семья, по определению А.Г.Харчева – это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности [20, с.65].

Как малая  социальная группа семья [20, с.68]:

- реализует  естественные (витальные) потребности  своих членов;

- создает  условия для непосредственных  контактов;

- не имеет  жестко структурированной системы  взаимоотношений на вертикали;

- социализирует  своих субъектов чувством родства,  любви, привязанности и ответственности  друг за друга, накопленным  социальным опытом.

Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семью. Супружеская семья  может вливаться в родительскую или же обособляться от нее.

Формы образования  супружеских пар и характер процесса брачности исторически обусловлены, подчиняются социальным и культурным нормам, вырабатываемым обществом в ходе исторического развития, Они в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества.

В большинстве  случаев общество в той или  иной форме регламентирует отношения  между мужчинами и женщинами, устанавливая определенные рамки института  брака. Формой такой регламентации  выступает регистрация брака, в  прошлом церковная, теперь - гражданская. На протяжении большей части истории  человечества был распространен  тип брачности, характеризовавшийся сравнительно ранними браками, когда значительная часть поколения начинала супружескую жизнь в молодом возрасте. Другая черта этого типа брачности - всеобщность брака: в брак вступали практически все представители каждого поколения, за исключением тех, кто вынужден был оставаться вне брака по состоянию здоровья. Безбрачие осуждалось общественным мнением, хотя и существовали определенные социальные группы, сознательно отказывавшиеся от брака (монашество).

Чем отличается брак от внебрачной связи? Прежде всего, тем, что целью брака является создание семьи с детьми или без  них. Брак - это не только сексуальный, но и хозяйственный союз. Супруги, как правило, проживают вместе. Имеют  место и случаи раздельного проживания, но оно обычно носит временный  характер и связано с отъездом одного из супругов на работу или учебу, с временным отсутствием жилья  либо с конфликтами между мужем  и женой. В последнем случае раздельное проживание часто является промежуточным  этапом между браком и разводом [4, с.34].

В зависимости  от формы брака выделяются типы семейной организации - моногамия и полигамия  [7, с.25]. В случае многоженства и многомужества правильнее говорить о том, что мужчина или женщина состоят одновременно в нескольких браках.

Существует  полная семья (родители с ребенком) и неполная семья с ребенком, в  которой отсутствует один из родителей. Неполные семьи возникают вследствие развода супругов. В результате этих причин воспитанием ребенка занимается один из родителей, чаще - мать. К сожалению, число неполных семей возрастает.

Семья находится  в движении, меняется не только под  воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов  своего развития. Вот почему она  является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы

Наиболее  крупный вклад в исследование проблем семьи внесли А.Г. Харчев (теория), М.С. Мацковский (методология и методика), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С. Голод (стабильность семьи), В.А. Борисов (потребность в детях), Д.Я. Кутсар (качество брака), Н.Г Юркевич, М.Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), Л.А. Гордон, Э.В. Клопов (жизненный цикл семьи), И.А. Герасимова (демографии типология семей), В.Л. Ружже (типология семейных групп), ГА. Вишневский (исторические типы рождаемости), И.В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), А.Г. Волков (ожидаемая продолжительность брака), Н.В. Малярова (типология супружеских конфликтов), Т.Ж. Гурко (молодая семья), Э.К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), В.Б. Голофаст (функции семьи), И.С.Кон (сексуальное поведение), З.А. Янкова (городская семья) и др.

Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Существенно меняется роль семьи: 67% составляют простые семьи, состоящие из супружеской пары с детьми или без них [4, с.12]. Число родившихся в таких семьях не позволяет обеспечить простое воспроизводство численности населения. Растет число детей, родившихся вне брака. Сокращается число заключенных браков, большинство разводов приходится на молодые семьи. Число семей, где расторгнут брак, но есть дети, составляет почти 70% от общего числа. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной власти, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами и изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

Социологические исследования репродуктивного поведения  семей в последние 30 лет определили печальную закономерность: все состоятельные  классы общества испытывают гораздо  меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные [4, с.18].

Наряду  с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием  ребенка, с решением повседневных проблем  семья призвана быть надежным психологическим  «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся  условиях современной жизни.

Семья как  фундаментальный социальный институт сталкивается с непониманием тех  сил, которые формируют сегодня  процесс ее развития.

Семья выступает  в качестве социального института  в последней инстанции, обеспечивая  своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя  своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с  другими трудности и радости  жизни.

Под структурой семьи понимается совокупность отношении  между ее членами, включая помимо отношений родства и систему  духовных, нравственных отношений, в  том числе отношения власти, авторитета, и т. д. Выделяют семьи авторитарные (патриархальные, матриархальные) и  демократические (эгалитарные). Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах [10, с.44].

Внутрисемейные  отношения  могут быть  как  персональные (отношения между матерью  и сыном), так и групповые (между  родителями и детьми или между  супружескими парами в больших семьях).

Сущность  семьи отражается в ее функциях, структуре и ролевом поведении  ее членов.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана (формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл. Наиболее полно, на наш взгляд, функции современной семьи представлены финским педагогом Ю.Хямяляйнен. Выделяя периоды формирования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семейных отношений характерны определенные функции, что может быть представлено таблицей «Основные периоды развития семьи и функции членов семьи» (Приложение 1) [20, с.83].

Анализируя  таблицу, можно сделать вывод, что  в различные периоды становления  и развития семьи функции ее членов меняются.

Информация о работе Ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте