Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:32, курсовая работа
Цель данной работы: изучить ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
1. Рассмотрение особенностей семьи как малой социальной группы
2. Анализ социально-психологической характеристики семейных ролей
3. Рассмотрение ролевой несогласованности как источника семейных конфликтов
4. Эмпирическое исследование ролевых ожиданий юношей и девушек в студенческом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………….
6
1.1 Семья как малая социальная группа……………………………… 6
1.2 Семейные роли. Социально-психологическая характеристика семейных ролей……………………………………………………………….
13
1.3 Ролевая несогласованность как источник семейных конфликтов 17
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ В БРАКЕ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ……………..
21
2.1 Методика организации исследования……………………………. 21
2.2 Обработка и интерпретация полученных данных………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 33
Тот же автор указывает на то, что
похожие кризисы в некоторых
молодых семьях как бы запланированы.
Часть молодых супругов среди
мотивов, побудивших их заключить брак,
указали беременность. Хотя добрачная
беременность не является безусловной
причиной будущего семейного кризиса,
она может подтолкнуть к
Может быть и так, что взаимопонимание и вполне корректное поведение начинают сопрягаться с эмоциональным неприятием (разлюбила). Признаться себе в этом порой невозможно, зато не столь сложно бессознательно спровоцировать другого супруга на поведение, которое можно будет рационально осудить («Я не просто его не люблю, а потому что он такой-то и такой-то»). Таким образом, на поведенческом уровне эмоциональные и когнитивные аспекты отношений придут в полное соответствие, но при этом в весьма конфликтное.
Бывает и так, что чисто когнитивный, по своей сути, конфликт представлений о характере выполнения семейных функций проявится весьма неприятными эмоциями, для ликвидации которых мы прибегаем к прямым поведенческим акциям, опять-таки добиваясь согласованности между тремя уровнями межличностных взаимоотношений.
Именно из-за действия принципа «многоуровневой круговой каузальности» даже опытным психологам бывает довольно трудно определить, где (на каком уровне) и из-за чего именно начался конфликт. Это возможно при длительном, внимательном и беспристрастном самонаблюдении и соответственном наблюдении за действиями другого. Для этого следует знать основные причины супружеских конфликтов [15, с.156].
2.
ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ
2.1 Методика организации исследования
Целью проведения исследования стало определение гендерных различий в ролевых ожиданиях в студенческом возрасте.
Для проведения исследования была сформирована группа из 20 девушек и 20 юношей (средний возраст 17 лет).
В соответствии с целью исследования в качестве диагностического инструментария был выбран опросник РОП «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова)
Цель опросника:
1. Уточнение представлений
2. Уточнение
представлений супругов о
Таким образом,
результаты данной методики позволяют
выявить иерархии семейных ценностей
супругов, а так же сделать вывод
о социально-психологической
Описание методики
Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) (Приложение 2) и состоит из 7-ми шкал. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие варианты ответов: «Полностью согласен», «В общем, это верно», «Это не совсем так», «Это неверно».
Инструкция: «Перед Вами ряд утверждений, которые касаются брака, семьи, отношений между мужем и женой. Внимательно прочитайте утверждения текста и оцените степень своего согласия или несогласия с ними. Вам предлагается 4 варианта ответа, выражающие ту или иную степень согласия или несогласия с утверждением, а именно: «Полностью согласен», «В общем, это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Подбирая вариант ответа к каждому из утверждений, постарайтесь как можно точнее передать Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Свои ответы регистрируйте в специальном бланке» (Приложение 3).
Обработка полученных результатов
После выполнения задания ответы мужа и жены заносятся в бланк «Консультационное исследование семейных ценностей» Текст методики делится на 7 шкал семейных ценностей. Баллы по каждой шкале семейных ценностей суммируются отдельно. По первым двум шкалам эти результаты будут итоговыми и переносятся в последний столбец таблицы. Итоговые баллы остальных пяти шкал вычисляются как полусумма баллов по подшкалам «ожидания» и «притязания». Ролевые ожидания – это установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей, а ролевые притязания – личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли. Ответы оцениваются следующим образом:
Таким образом, минимальный суммарный балл по шкале составляет 0 баллов, максимальный итоговый балл по шкале – 9 баллов.
Низкие оценки по шкале – 0 - 3 балла;
Средние оценки по шкале – 4 - 6 балла;
Высокие оценки по шкале – 7 - 9 баллов.
Интерпретация шкал семейных ценностей:
Обработка и анализ результатов предполагает три этапа:
1. Анализ
индивидуальных показателей
Результаты диагностики
Таблица 2.1 Семейные ценности девушек
№ п/п |
Интимно-сексуальная |
Личностная идентификация |
Хозяйственно-бытовая |
Родительско-воспитательская |
Социальная активность |
Эмоционально-психотерапевти- |
Внешняя привлекательность |
1 |
5 |
3 |
8 |
1 |
5 |
8 |
3 |
2 |
7 |
8 |
2 |
9 |
9 |
1 |
8 |
3 |
5 |
8 |
3 |
2 |
6 |
2 |
7 |
4 |
8 |
2 |
9 |
9 |
2 |
8 |
2 |
5 |
8 |
9 |
9 |
8 |
3 |
4 |
6 |
6 |
5 |
2 |
2 |
1 |
8 |
9 |
1 |
7 |
9 |
1 |
9 |
1 |
7 |
9 |
8 |
8 |
6 |
8 |
1 |
9 |
2 |
1 |
3 |
9 |
5 |
6 |
7 |
7 |
9 |
7 |
7 |
10 |
9 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
11 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
6 |
6 |
12 |
7 |
8 |
8 |
7 |
8 |
2 |
1 |
13 |
1 |
9 |
3 |
8 |
1 |
7 |
3 |
14 |
6 |
1 |
9 |
1 |
9 |
1 |
7 |
15 |
4 |
7 |
1 |
9 |
4 |
6 |
3 |
16 |
6 |
2 |
9 |
1 |
9 |
1 |
8 |
17 |
7 |
3 |
2 |
1 |
9 |
8 |
6 |
18 |
4 |
9 |
9 |
8 |
2 |
2 |
2 |
19 |
7 |
9 |
1 |
1 |
7 |
2 |
3 |
20 |
5 |
1 |
9 |
9 |
2 |
9 |
7 |
Среднее |
5,8 |
5 |
5,15 |
4,8 |
5,35 |
4,75 |
4,7 |
№ п/п |
№ шкалы | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
1 |
6 |
7 |
8 |
7 |
7 |
6 |
6 |
2 |
6 |
7 |
9 |
9 |
8 |
7 |
5 |
3 |
5 |
8 |
8 |
7 |
6 |
8 |
7 |
4 |
4 |
7 |
7 |
8 |
7 |
9 |
8 |
5 |
6 |
7 |
6 |
8 |
8 |
8 |
9 |
6 |
5 |
8 |
7 |
7 |
7 |
8 |
8 |
7 |
5 |
5 |
7 |
6 |
9 |
8 |
8 |
8 |
5 |
7 |
8 |
7 |
7 |
9 |
9 |
9 |
6 |
8 |
6 |
8 |
8 |
9 |
7 |
10 |
7 |
8 |
7 |
9 |
9 |
7 |
7 |
11 |
7 |
6 |
5 |
9 |
7 |
6 |
8 |
12 |
7 |
6 |
6 |
9 |
8 |
7 |
7 |
13 |
6 |
7 |
7 |
8 |
9 |
8 |
8 |
14 |
6 |
6 |
6 |
8 |
8 |
7 |
9 |
15 |
7 |
6 |
6 |
7 |
8 |
9 |
8 |
16 |
7 |
7 |
8 |
8 |
7 |
8 |
8 |
17 |
8 |
6 |
5 |
8 |
9 |
7 |
7 |
18 |
7 |
7 |
6 |
8 |
8 |
8 |
7 |
19 |
8 |
8 |
9 |
7 |
8 |
8 |
6 |
20 |
8 |
7 |
8 |
7 |
7 |
7 |
6 |
Среднее |
6,3 |
6,9 |
6,95 |
7,75 |
7,75 |
7,7 |
7,4 |
Информация о работе Ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте