Ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
1. Рассмотрение особенностей семьи как малой социальной группы
2. Анализ социально-психологической характеристики семейных ролей
3. Рассмотрение ролевой несогласованности как источника семейных конфликтов
4. Эмпирическое исследование ролевых ожиданий юношей и девушек в студенческом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………….
6
1.1 Семья как малая социальная группа……………………………… 6
1.2 Семейные роли. Социально-психологическая характеристика семейных ролей……………………………………………………………….
13
1.3 Ролевая несогласованность как источник семейных конфликтов 17
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ В БРАКЕ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ……………..
21
2.1 Методика организации исследования……………………………. 21
2.2 Обработка и интерпретация полученных данных………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 33

Работа содержит 1 файл

Ролевые ожидания юношей и девушек в студентческом возрасте (1).docx

— 79.92 Кб (Скачать)

Тот же автор указывает на то, что  похожие кризисы в некоторых  молодых семьях как бы запланированы. Часть молодых супругов среди  мотивов, побудивших их заключить брак, указали беременность. Хотя добрачная  беременность не является безусловной  причиной будущего семейного кризиса, она может подтолкнуть к юридическому оформлению интимной связи и те пары, которые недостаточно подготовлены к принятию семейных прав и обязанностей, а также нередко не подготовлены к браку материально [21, с.179].

Может быть и так, что взаимопонимание  и вполне корректное поведение начинают сопрягаться с эмоциональным  неприятием (разлюбила). Признаться себе в этом порой невозможно, зато не столь сложно бессознательно спровоцировать другого супруга на поведение, которое можно будет рационально осудить («Я не просто его не люблю, а потому что он такой-то и такой-то»). Таким образом, на поведенческом уровне эмоциональные и когнитивные аспекты отношений придут в полное соответствие, но при этом в весьма конфликтное.

Бывает и так, что чисто когнитивный, по своей сути, конфликт представлений  о характере выполнения семейных функций проявится весьма неприятными  эмоциями, для ликвидации которых  мы прибегаем к прямым поведенческим  акциям, опять-таки добиваясь согласованности  между тремя уровнями межличностных  взаимоотношений.

Именно из-за действия принципа «многоуровневой  круговой каузальности» даже опытным  психологам бывает довольно трудно определить, где (на каком уровне) и из-за чего именно начался конфликт. Это возможно при длительном, внимательном и беспристрастном  самонаблюдении и соответственном  наблюдении за действиями другого. Для этого следует знать основные причины супружеских конфликтов [15, с.156].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ  РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ В БРАКЕ В  СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 

 

2.1 Методика организации исследования

 

Целью проведения исследования стало определение  гендерных различий в ролевых  ожиданиях в студенческом возрасте.

Для проведения исследования была сформирована группа из 20 девушек и 20 юношей (средний возраст 17 лет).

В соответствии с целью исследования в качестве диагностического инструментария был  выбран опросник РОП «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова)

Цель  опросника:

1. Уточнение представлений супругов  о значимости в семейной жизни  сексуальных отношений, личной  общности мужа и жены, родительских  обязанностей, профессиональных интересов  каждого из супругов, хозяйственно-бытового  обслуживания, моральной и эмоциональной  поддержки, внешней привлекательности  партнера. Эти показатели, отражая  основные функции семьи, составляют  шкалу семейных ценностей (ШСЦ).

2. Уточнение  представлений супругов о желаемом  распределении ролей между мужем  и женой при реализации семейных  функций, объединенных шкалой  ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).

Таким образом, результаты данной методики позволяют  выявить иерархии семейных ценностей  супругов, а так же сделать вывод  о социально-психологической совместимости  супругов в семье.

Описание методики

Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» содержит по 36 утверждений  в каждом варианте (мужском и женском) (Приложение 2) и состоит из 7-ми шкал. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие варианты ответов: «Полностью согласен», «В общем, это верно», «Это не совсем так», «Это неверно».

Инструкция: «Перед Вами ряд утверждений, которые касаются брака, семьи, отношений между мужем и женой. Внимательно прочитайте утверждения текста и оцените степень своего согласия или несогласия с ними. Вам предлагается 4 варианта ответа, выражающие ту или иную степень согласия или несогласия с утверждением, а именно: «Полностью согласен», «В общем, это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Подбирая вариант ответа к каждому из утверждений, постарайтесь как можно точнее передать Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Свои ответы регистрируйте в специальном бланке» (Приложение 3).

Обработка полученных результатов

После выполнения задания ответы мужа и жены заносятся в бланк «Консультационное исследование семейных ценностей» Текст методики делится на 7 шкал семейных ценностей. Баллы по каждой шкале семейных ценностей суммируются отдельно. По первым двум шкалам эти результаты будут итоговыми и переносятся в последний столбец таблицы. Итоговые баллы остальных пяти шкал вычисляются как полусумма баллов по подшкалам «ожидания» и «притязания». Ролевые ожидания – это установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей, а ролевые притязания – личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли. Ответы оцениваются следующим образом:

  • ответ «Полностью согласен» оценивается в 3 балла.
  • ответ «В общем, это верно» - 2 балла.
  • ответ «Это не совсем так» - 1 балл.
  • ответ «Это неверно» - 0 баллов.

Таким образом, минимальный суммарный балл по шкале  составляет 0 баллов, максимальный итоговый балл по шкале – 9 баллов.

Низкие  оценки по шкале – 0 - 3 балла;

Средние оценки по шкале – 4 - 6 балла;

Высокие оценки по шкале – 7 - 9 баллов.

Интерпретация шкал семейных ценностей:

  1. Интимно-сексуальная шкала (утверждения № 1 – 3) – шкала значимости сексуальных отношений в супружестве. Высокие оценки по шкале означают, что супруг(а) считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к супруге(у) существенно зависит от оценки ее (его) как сексуального партнера. Низкие оценки по шкале интерпретируются как недооценка сексуальных отношений в браке.
  2. Шкала личностной идентификации с супругом(ой) (утверждения № 4 – 6) – шкала, отражающая установку мужа (жены) на личностную идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов время препровождения. Низкие оценки по шкале предполагают установку на личную автономию.
  3. Хозяйственно-бытовая шкала измеряет установку супругов на реализацию хозяйственно-бытовой функции семьи. Эта шкала, как и все последующие, имеет две подшкалы: «ролевые ожидания» и «ролевые притязания». Подшкала «ролевые ожидания» (утверждения № 7 – 9) – оценки рассматриваются как степень ожидания от партнера активного решения бытовых вопросов. Чем выше оценки по шкале ролевых ожиданий, тем больше требований предъявляет муж (жена) к участию супруга в организации быта, тем большее значение имеет хозяйственно-бытовые умения и навыки партнера. Подшкала «ролевые притязания» (утверждения № 22 – 24) отражает установки на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства. Общая оценка по шкале рассматривается как оценка мужем (женой) значимости бытовой организации семьи.
  4. Родительско – воспитательская шкала позволяет судить об отношении супругов к своим родительским обязанностям. Подшкала ролевых ожиданий (утверждения № 10 – 12) показывает выраженность установки супруга(и) на активную родительскую позицию брачного партнера. Подшкала ролевых притязаний (утверждения № 25 – 27) отражает ориентации мужа (жены) на собственные обязанности в воспитании детей. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга(и) родительских функций. Чем выше оценка шкалы, тем большее значение придает муж (жена) роли отца (матери), тем более он (она) считает родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.
  5. Шкала социальной активности отражает установку на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. Подшкала «ролевые ожидания» (утверждения № 13 – 15) измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. Подшкала «ролевые притязания» (утверждения № 28 – 30) иллюстрирует выраженность собственных профессиональных потребностей супруга(и). Общая оценка шкалы выражает значимость внесемейных интересов для мужа (жены), являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.
  6. Эмоционально - психотерапевтическая шкала выражает установку на значимость эмоционально - психотерапевтической функции брака. Подшкала «ролевые ожидания» (утверждения № 16 – 17) измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера в семье в вопросах: коррекция психологического климата в семье, оказания моральной и эмоциональной поддержки, создание «психотерапевтической атмосферы». Подшкала «ролевые притязания» (утверждения № 31 – 33) показывает стремление мужа (жены) быть семейным «психотерапевтом».
  7. Шкала внешней привлекательности отражает установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствие стандартам современной моды. Подшкала «ролевые ожидания» (утверждения № 19 – 21) отражает желание супруга (и) иметь внешне привлекательного партнера. Подшкала «ролевые притязания» (утверждения № 34 – 36) иллюстрирует установку на собственную привлекательность, стремление модно и красиво одеваться. Общая оценка – показатель ориентации супруга(и) на современные образцы внешнего облика.

Обработка и анализ результатов предполагает три этапа:

1. Анализ  индивидуальных показателей шкалы  семейных ценностей, ролевых ожиданий  и притязаний мужа (жены). Проводится  на основании подсчета баллов  в бланке «Консультационное исследование  семейных ценностей». В результате  подсчета мы имеем данные:

  • характеризующие представление мужа (жены) об иерархии семейных ценностей. Чем больше величина балла по шкале семейных ценностей, тем значимее для супруга (и) данная среда жизнедеятельности семьи.
  • данные, отражающие ориентацию жены (мужа) на активное ролевое поведение брачного партнера (ролевые ожидания) и на собственную активную роль в семье по реализации семейных функций (ролевые притязания).

 

    1. Обработка и интерпретация полученных данных

 

Результаты диагностики девушек  методикой РОП представлены в таблице 2.1, юношей – таблица 2.2

Таблица 2.1 Семейные ценности девушек

№ п/п

Интимно-сексуальная

Личностная  идентификация

Хозяйственно-бытовая

Родительско-воспитательская

Социальная  активность

Эмоционально-психотерапевти-ческая

Внешняя привлекательность

1

5

3

8

1

5

8

3

2

7

8

2

9

9

1

8

3

5

8

3

2

6

2

7

4

8

2

9

9

2

8

2

5

8

9

9

8

3

4

6

6

5

2

2

1

8

9

1

7

9

1

9

1

7

9

8

8

6

8

1

9

2

1

3

9

5

6

7

7

9

7

7

10

9

1

1

2

2

2

3

11

2

3

1

2

3

6

6

12

7

8

8

7

8

2

1

13

1

9

3

8

1

7

3

14

6

1

9

1

9

1

7

15

4

7

1

9

4

6

3

16

6

2

9

1

9

1

8

17

7

3

2

1

9

8

6

18

4

9

9

8

2

2

2

19

7

9

1

1

7

2

3

20

5

1

9

9

2

9

7

Среднее

5,8

5

5,15

4,8

5,35

4,75

4,7


Таблица 2.2 Семейные ценности юношей

№ п/п

№ шкалы

1

2

3

4

5

6

7

1

6

7

8

7

7

6

6

2

6

7

9

9

8

7

5

3

5

8

8

7

6

8

7

4

4

7

7

8

7

9

8

5

6

7

6

8

8

8

9

6

5

8

7

7

7

8

8

7

5

5

7

6

9

8

8

8

5

7

8

7

7

9

9

9

6

8

6

8

8

9

7

10

7

8

7

9

9

7

7

11

7

6

5

9

7

6

8

12

7

6

6

9

8

7

7

13

6

7

7

8

9

8

8

14

6

6

6

8

8

7

9

15

7

6

6

7

8

9

8

16

7

7

8

8

7

8

8

17

8

6

5

8

9

7

7

18

7

7

6

8

8

8

7

19

8

8

9

7

8

8

6

20

8

7

8

7

7

7

6

Среднее

6,3

6,9

6,95

7,75

7,75

7,7

7,4

Информация о работе Ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте