Ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
1. Рассмотрение особенностей семьи как малой социальной группы
2. Анализ социально-психологической характеристики семейных ролей
3. Рассмотрение ролевой несогласованности как источника семейных конфликтов
4. Эмпирическое исследование ролевых ожиданий юношей и девушек в студенческом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………….
6
1.1 Семья как малая социальная группа……………………………… 6
1.2 Семейные роли. Социально-психологическая характеристика семейных ролей……………………………………………………………….
13
1.3 Ролевая несогласованность как источник семейных конфликтов 17
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ В БРАКЕ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ……………..
21
2.1 Методика организации исследования……………………………. 21
2.2 Обработка и интерпретация полученных данных………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 33

Работа содержит 1 файл

Ролевые ожидания юношей и девушек в студентческом возрасте (1).docx

— 79.92 Кб (Скачать)

Важнейшими  функциями семьи являются репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Средняя величина семьи за последние три  десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние  три десятилетия обусловлено  следующими факторами [6, с.112]:

1)  ростом  числа малодетных семей;

2) приростом  числа молодых семей вследствие  снижения и ста вступления  в брак;

3) тенденцией  к отделению молодых семей  от родителей (нуклеаризация);

4) увеличением  доли семей с одним родителем  в результате разводов, смерти  одного из супругов и рождения  детей одинокими матерями.

Преобладающий тип семьи в стране - это простые  нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них (67% семей). Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части: без детей (молодые семьи, еще не имевшие детей, и старые, где взрослые дети живут отдельно); с одним ребенком; с двумя детьми. Еще 12% супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками [12, с.75].

Сложных семей, включающих две супружеские  пары или более, очень мало - всего 3,4%, что подтверждает интенсивную нуклеаризации семей.

Значительную  долю составляют неполные семьи - 13%. В  подавляющем числе случаев это  семьи одиноких матерей, разведенных  женщин и вдовцов. В большинстве  этих семей один, реже два ребенка

Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем  обществе неполных семей. Неполная семья - это один из основных социально- демографических типов современной семьи. Неполная семья -  это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений «мать- отец- ребенок» [19, с.284].

Выделяют  несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Накопленная исследователями  социологическая информация свидетельствует  о том, что наиболее распространенными  причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или  создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем  большинстве случаев инициатором  развода выступает женщина. Что  касается ранних браков, то они оказываются  менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется  социальной и гражданской незрелостью  супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением  числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.).

В связи  с изменением моральных норм в  области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака. В настоящее  время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка  одинокой матерью, а также установлением  опеки или попечительства в случае сиротства. 

Таким образом, семья - важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.

 

 

 

1.2 Семейные роли. Социально-психологическая  характеристика семейных ролей

 

Семейные роли — устойчивые функции  семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов. Ролевая структура  семьи предписывает ее членам что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, взаимодействуя друг с другом [10, с.56].

Кроме актуального  поведения, в понятие «роль» включаются желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые  ожидаются или приписываются  тому или иному члену семьи.

Выделяют  следующие семейные роли:

  1. Роли, описывающие взаимодействие членов семьи на микросистемном уровне:

• супружеские  роли: муж, жена;

• роли, относящиеся к детско-родительской подсистеме: мать, отец, сын, дочь;

• роли, относящиеся к сиблинговой подсистеме: брат, сестра.

  1. Роли, описывающие взаимодействие членов семьи на макросистемном уровне:

• роли, возникновение которых обусловлено  супружескими связями: свекор, теща, невестка, зять и др.;

• роли, обусловленные кровным родством: бабушка, дедушка, внук, двоюродный брат и др.

В функциональных семьях структура семейных ролей  целостна, динамична, носит альтернативный характер и отвечает следующим требованиям:

• непротиворечивость совокупности ролей, образующих целостную  систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так  и семьей в целом;

• выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи, при  соблюдении баланса индивидуальные потребности — потребности других членов семьи;

• соответствие принятых ролей возможностям личности;

• способность  членов семьи гибко функционировать  в нескольких ролях.

Для понимания  семьи как социального института  большое значение имеет анализ ролевых  отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей  человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях.

По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские [1, с.211].

Традиционные  роли предполагают со стороны жены:

-рождение  и воспитание детей;

-создание  и поддержание дома;

-обслуживание  семьи;

-преданное  подчинение собственных интересов  интересам мужа;

-приспособленность  к зависимости;

-терпимость  к ограничению сферы деятельности.

Со стороны  мужа:

-преданность  матери своих детей;

-экономическая  безопасность и защита семьи;

-поддержание  семейной власти и контроля;

-принятие  основных решений;

-эмоциональная  благодарность жене за принятие  приспособленности к зависимости;

-обеспечение  алиментов при разводе.

Товарищеские  роли требуют от жены:

-сохранения  внешней привлекательности;

-обеспечения  моральной поддержки и сексуального  удовлетворения мужа;

-поддержания  полезных для мужа социальных  контактов;

-живого  и интересного духовного общения  с мужем и гостями;

-обеспечение  разнообразия жизни и устранения  скуки.

От мужа:

-восхищения  женой;

-рыцарского отношение к ней;

-ответной  романтической любви и нежности;

-обеспечения  средств для нарядов, развлечений, социальных контактов;

-проведения  досуга с женой.

Роли  партнеров требуют и от мужа, и  от жены:

-экономического  вклада в семью в соответствии  с заработком;

-общей  ответственности за детей;

-участия  в домашней работе;

-распределение  правовой ответственности.

Для успешного  формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к  ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется  в способности без особых затруднений  выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует  ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

 

1.3 Ролевая несогласованность как источник семейных конфликтов

 

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым  согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой  конфликт чаще всего проявляется  как [2, с.62]:

а) конфликт ролевых образцов, что связано  с неправильным их формированием  у одного или нескольких членов семьи;

б) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

в) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт  может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и  переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна  способность супругов к гибкому  переключению ролей. Особое место среди  предпосылок ролевого конфликта  занимают трудности с психологическим  освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная  и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в  особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет  переложить на свои плечи хозяйственные  заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери и т.д.

В социальной психологии в качестве составных элементов конфликта  выделяется объективная конфликтная  ситуация, с одной стороны, и ее образы у участников разногласий  — с другой. В связи с этим американский психолог М. Дойч предложил рассматривать следующие типы конфликтов [12, с.206]:

1. Подлинный конфликт, существующий объективно и воспринимаемый адекватно (жена хочет использовать свободную комнату как кладовку, а муж — как фотолабораторию).

2. Случайный, или условный, конфликт, который легко может быть разрешен, хотя это и не осознается его участниками (супруги не замечают, что есть еще площадь).

3. Смещенный конфликт — когда за «явным» конфликтом скрывается нечто совсем другое (споря из-за свободной комнаты, супруги на самом деле конфликтуют из-за представлений о роли жены в семье).

4. Неверно приписанный конфликт — когда, например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее же распоряжение, о котором она уже прочно забыла.

5. Латентный (скрытый) конфликт. Базируется на неосознаваемом супругами противоречии, которое тем не менее объективно существует.

6. Ложный конфликт, существующий только из-за восприятия супругов, без объективных причин.

Подлинные причины конфликта трудно обнаружить из-за различных психологических  моментов. Во-первых, в любом конфликте  рациональное начало, как правило, скрыто за эмоциями. Во-вторых, подлинные причины  конфликта могут быть надежно  скрыты и психологически защищены в  глубине подсознания и проявляться  на поверхности только в виде приемлемых для Я-концепции мотивировок. В-третьих, причины конфликтов могут быть неуловимыми из-за так называемого закона круговой каузальности (причинности) семейных отношений, который проявляется и в супружеских конфликтах.

Существует три аспекта межличностных  отношений:

- когнитивный (как мы их видим и понимаем);

- аффективный (как мы к ним относимся);

- поведенческий (как мы в них поступаем).

Пусковым моментом конфликта могут  быть любые звенья замкнутой цепи «знания — эмоции — поведение», отчего уровень, на котором возникли разногласия, и, соответственно, их причины, определить оказывается не так уж и просто, ибо все вышеперечисленные  аспекты межличностных отношений  стремятся к согласованию.

Г. Навайтис отмечает, что в молодых семьях обычно к кризисам обычно приводит совокупность разрушающих факторов. Бытовые трудности, разногласия с ближайшими родственниками, неудовлетворенность интимными отношениями и т. п. в отдельности могут быть приняты, но их совокупность превышает возможности супругов сопротивляться стрессу. Поэтому, решая похожие проблемы, актуально не столько регулиропать разногласия, сколько обучить умению сопротивляться психической напряженности, умению организовать общий семейный отдых и постоянные положительные переживания [21, с.178].

Информация о работе Ролевые ожидания юношей и девушек в студенческом возрасте