Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить роль психологических защит в формировании стиля профессионального общения педагогов.
Исходя из поставленной цели, в данной курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассматривается индивидуальный стиль профессионального общения педагога;
- анализируется структура индивидуального стиля педагогического общения;
- изучаются этапы формирования индивидуального стиля педагогического общения
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Профессиональное общение педагогов………………………………..6
Индивидуальный стиль……………………………………………….
профессионального общения педагога………………………………..……8
1.2. Структура индивидуального стиля педагогического общения……10
1.3. Этапы формирования индивидуального стиля……............................
педагогического общения………….………..…………………………….13
Глава 2. Роль психологических защит в формировании………………………
стиля профессионального общения педагогов……….………………………16
2.1. Психологические защиты…………..……………………………....16
2.2. Механизмы психологической защиты у педагогов …………….….20
2.3. Трудности профессиональной деятельности педагога …………..24
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список литературы………………………………………………………………31
Таким образом, мы видим наличие огромного количества конфликтных ситуаций в педагогической деятельности. Кроме того, здесь имеет место присутствие внутриличностных конфликтов, переживаний педагога. Все это побуждает человека использовать какой-либо механизм психологической защиты.
Заключение
В данной курсовой работе была рассмотрена роль психологических защит в формировании стиля профессионального общения педагогов.
Исходя из намеченной цели, в данной курсовой работе были раскрыты следующие вопросы
- индивидуальный
стиль профессионального
- анализ структуры
индивидуального стиля
- этапы формирования
индивидуального стиля
- основные понятия психологических защит;
- механизмы психологической защиты у педагогов;
- трудности, возникающие в процессе профессиональной деятельности педагогов.
В заключении курсовой работы целесообразно сделать следующие выводы.
Под педагогическим
общением следует понимать профессиональное
общение преподавателя с
Индивидуальный
стиль педагогического общения
— относительно-устойчивая индивидуально-своеобразная
система методов, приемов, способов
решения педагогических задач, к
которой сознательно или
В структуре индивидуального
стиля педагогического общения
целесообразно выделение
Формирование
индивидуального стиля общения
представляет собой процесс, состоящий
из четырех взаимосвязанных
В самых разных жизненных ситуациях наша психика выступает как единый защитный механизм, призванный не допустить разрушения личности. Психологическая защита – сложная система, состоящая как из бессознательных, так и вполне осознанных элементов, которым можно научиться.
В арсенале психологической защиты имеется множество различных механизмов: от простого блокирования поступающей информации на уровне ее начального восприятия до многоэтапного преобразования ее смысла. Существуют примитивные и зрелые механизмы защиты. Примитивные стабилизируют личность самыми простыми способами. Не видеть, не слышать, забыть то, что может быть опасно, – вот основа их действия.
К примитивным защитам относятся, к примеру, вытеснение, замещение, проекция, отрицание, регрессия, интроекция.
Наиболее эффективной, то есть безопасной для себя и окружающих психологической защитой обладают меньше четверти учителей. При этом понять, насколько эффективна его собственная психологическая защита, конкретному человеку непросто. Он должен отслеживать свои реакции, действия и их последствия, сопоставлять, рефлексировать, думать. Он должен познать себя, не в смысле постоянного самокопания, а в смысле понимания – что для него неприятно, что задевает его за живое, чего он боится. Как только человек осознает, что в той или иной ситуации он просто защищается, как правило, все встанет на свои места, а защита аннулируется. Дело в том, что когда защита осознается, даже если она зрелая, она перестает быть защитой.
В этом случае возможны два варианта развития событий. Первый: человек оказывается лицом к лицу с трудной для себя ситуацией или проблемой, осознавая ее и испытывая всю полноту эмоций (позитивных или негативных). Это, как правило, переживается как кризисная ситуация. Второй – когда осознанные защиты превращаются в так называемые копинг-стратегии – сознательные, контролируемые способы поведения, помогающие справиться со стрессом. Это уже более конструктивное разрешение ситуации. В жизни возможно применение одним человеком того и другого почти одновременно.
В процессе осознания
собственного «защитного арсенала», помимо
зрелости, важно обращать внимание
на гибкость защитных реакций, а также
на то, насколько эти реакции
Что понимается под гибкостью? Чем шире спектр защитных механизмов человека, тем больше шансов, что из всего этого многообразия ситуативно им будут выбираться наиболее адекватные защитные действия, а с ходом развития ситуации одни будут динамично заменяться другими.
Соответствие
угрозе означает, что защита не должна
быть тотальной: «если рядом воробей,
мы готовим пушку…» Это
Также можно порекомендовать учителям время от времени консультироваться со специалистом. За рубежом подобные консультации в порядке вещей.
Однако для начала будет достаточно того, что педагог станет рефлексировать и задумываться над своим поведением и особенно над тем, что кажется обычным и само собой разумеющимся. Подчеркнем: только осознав истинное значение своих действий, мы перестаем «прятаться» от действительности за стеной защиты.
Список литературы
6. Исаев Е.И . Педагогическая психология. / Исаев. Е.И. –М.:Юрайт. 2012. 347с.
7. Педагогическая психология: учебник для вузов. / Под ред. Клюева Н. В. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 400 с.