Роль психологических защит в формировании стиля профессионального общения педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить роль психологических защит в формировании стиля профессионального общения педагогов.
Исходя из поставленной цели, в данной курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассматривается индивидуальный стиль профессионального общения педагога;
- анализируется структура индивидуального стиля педагогического общения;
- изучаются этапы формирования индивидуального стиля педагогического общения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Профессиональное общение педагогов………………………………..6
Индивидуальный стиль……………………………………………….
профессионального общения педагога………………………………..……8
1.2. Структура индивидуального стиля педагогического общения……10
1.3. Этапы формирования индивидуального стиля……............................
педагогического общения………….………..…………………………….13
Глава 2. Роль психологических защит в формировании………………………
стиля профессионального общения педагогов……….………………………16
2.1. Психологические защиты…………..……………………………....16
2.2. Механизмы психологической защиты у педагогов …………….….20
2.3. Трудности профессиональной деятельности педагога …………..24
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список литературы………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

kursovik[1].docx

— 63.08 Кб (Скачать)

Таким образом, мы видим наличие  огромного количества конфликтных  ситуаций в педагогической деятельности. Кроме того, здесь имеет место  присутствие внутриличностных конфликтов, переживаний педагога. Все это побуждает человека использовать какой-либо механизм психологической защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В данной курсовой работе была рассмотрена роль психологических защит в формировании стиля профессионального общения педагогов.

Исходя из намеченной цели, в данной курсовой работе были раскрыты следующие вопросы 

- индивидуальный  стиль профессионального общения  педагога;

- анализ структуры  индивидуального стиля педагогического  общения;

- этапы формирования  индивидуального стиля педагогического  общения;

- основные понятия  психологических защит;

- механизмы психологической  защиты у педагогов;

- трудности, возникающие  в процессе профессиональной  деятельности педагогов.

В заключении курсовой работы целесообразно сделать следующие выводы.

Под педагогическим общением следует понимать профессиональное общение преподавателя с учащимися  на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее  определенные педагогические функции  и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также  на другого рода психологическую  оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом  и учащимся.

Индивидуальный  стиль педагогического общения  — относительно-устойчивая индивидуально-своеобразная система методов, приемов, способов решения педагогических задач, к  которой сознательно или стихийно прибегает учитель в целях  достижения оптимального соответствия своей индивидуальности реальным целям, условиям и задачам педагогического  общения.

В структуре индивидуального  стиля педагогического общения  целесообразно выделение следующих  структурных блоков: мотивационного, когнитивного, деятельностного. При этом необходимой базой всех структурных блоков является позитивная Я-Концепция личности учителя.

Формирование  индивидуального стиля общения  представляет собой процесс, состоящий  из четырех взаимосвязанных этапов: мотивация, самоопределение, самореализация и четвертый этап — рефлексия. На последнем этапе происходит самоанализ и самооценивание учителем индивидуального коммуникативного поведения.

В самых разных жизненных ситуациях наша психика  выступает как единый защитный механизм, призванный не допустить разрушения личности. Психологическая защита –  сложная система, состоящая как  из бессознательных, так и вполне осознанных элементов, которым можно  научиться.

В арсенале психологической  защиты имеется множество различных  механизмов: от простого блокирования поступающей информации на уровне ее начального восприятия до многоэтапного  преобразования ее смысла. Существуют примитивные и зрелые механизмы  защиты. Примитивные стабилизируют личность самыми простыми способами. Не видеть, не слышать, забыть то, что может быть опасно,  – вот основа их действия.

К примитивным  защитам относятся, к примеру, вытеснение, замещение, проекция, отрицание, регрессия, интроекция.

Наиболее эффективной, то есть безопасной для себя и окружающих психологической защитой обладают меньше четверти учителей. При этом понять, насколько эффективна его собственная психологическая защита, конкретному человеку непросто. Он должен отслеживать свои реакции, действия и их последствия, сопоставлять, рефлексировать, думать. Он должен познать себя, не в смысле постоянного самокопания, а в смысле понимания – что для него неприятно, что задевает его за живое, чего он боится. Как только человек осознает, что в той или иной ситуации он просто защищается, как правило, все встанет на свои места, а защита аннулируется. Дело в том, что когда защита осознается, даже если она зрелая, она перестает быть защитой. 

В этом случае возможны два варианта развития событий. Первый: человек оказывается лицом к  лицу с трудной для себя ситуацией  или проблемой, осознавая ее и  испытывая всю полноту эмоций (позитивных или негативных). Это, как  правило, переживается как кризисная ситуация. Второй – когда осознанные защиты превращаются в так называемые копинг-стратегии – сознательные, контролируемые способы поведения, помогающие справиться со стрессом. Это уже более конструктивное разрешение ситуации. В жизни возможно применение одним человеком того и другого почти одновременно.

В процессе осознания  собственного «защитного арсенала», помимо зрелости, важно обращать внимание на гибкость защитных реакций, а также  на то, насколько эти реакции соответствуют  угрозе.

Что понимается под гибкостью? Чем шире спектр защитных механизмов человека, тем больше шансов, что из всего этого многообразия ситуативно им будут выбираться наиболее адекватные защитные действия, а с  ходом развития ситуации одни будут  динамично заменяться другими.

Соответствие  угрозе означает, что защита не должна быть тотальной: «если рядом воробей, мы готовим пушку…» Это неэффективно, а иногда и опасно! Мера защитных действий должна соответствовать мере угрозы, иначе уже сама защита наносит  урон личности.

Также можно порекомендовать  учителям время от времени консультироваться  со специалистом. За рубежом подобные консультации в порядке вещей. 

Однако для  начала будет достаточно того, что  педагог станет рефлексировать и  задумываться над своим поведением и особенно над тем, что кажется обычным и само собой разумеющимся. Подчеркнем: только осознав истинное значение своих действий, мы перестаем «прятаться» от действительности за стеной защиты.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

  1.  Педагогическая психология: Программа курса. Методические рекомендации. Словарь терминов и понятий. / Под ред. Айсмонтас Б. Б.— М.: МГППУ, 2004. 80 с.
  2. Психология. / Под ред. Выготского Л.С. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 - 1008 с.
  3. Григорович Л.А. Педагогика и психология. / Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. -М.: Гардарики, 200 . 480 с. 
  4. Грановская Р.М. Психологическая защита. / Грановская Р.М.- М.:Речь. 2007. 480с.
  5. Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. / Грановская Р.М., Никольская И.М.- М.:Речь. 2006. 342с
  6. Психология. / Под ред. Дружинина В.Н. 2-е изд. - СПб.: Питер. 2009. 656 с
  7. Психология. / Под ред. Дружинина В.Н. 2-е изд. - СПб.: Питер. 2009. 656 с
  8. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. / Дубровина И.В., Прихожан А.М.- М.:Академия. 2003.368с.
  9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. / Зимняя И.А.- М.: Логос, 2004. 384 с.

6. Исаев Е.И . Педагогическая психология. / Исаев. Е.И. –М.:Юрайт. 2012. 347с.

7. Педагогическая психология: учебник для вузов. / Под ред. Клюева Н. В. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 400 с.

  1. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. / Леонтьев А.А. 2-е изд., перераб. и доп. М. Нальчик Изд. центр "Эль-Фа" 1996. 365с.
  2. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. / Мандель Б.Р. –М.:феникс. 2007.102с.
  3. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник. / Немов Р.С. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 304 с.
  4. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. / Нестерова О.В.- М.: Айрис-пресс, 2006. 112 с.
  5. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология. / Ольшанский Д.В. –М.: Академический проспект. 2002. 528с.
  6. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А. С. Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
  7. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты. / Романова Е.С., Гребенников Л.Р.1996.144с.
  8. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
  9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.  / Смирнов С.Д. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия. 2005. 400 с. 
  10. Психология . / Под ред. Сосновского Б.А. М.: 2008.  660 с.
  11. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. / Столяренко Л.Д. 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс. 2006. 544 с.
  12. Успенский В. Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность. / Успенский В. Б. , Чернявская А. П. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС/ 2008. 176 с.
  13. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. / Романова Е.С. Гребенников Л.Р.-М. 1996.127с.
  14. Занимательная психология. / Под ред. Шапарь В.Б. -Ростов - на/Д.: Феникс, 2006. 431 с.
  15. Антипина Н.Г. Педагогическое общение. // Классное руководство. 2012.№8.
  16. Корытова Г.С. Влияние возраста и стажа профессиональной деятельности на уровень зрелости психозащитного поведения у педагогических работников. // Фундаментальные исследования. 2006. №11.
  17. Румянцева Н.Д. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов воспитательно - образовательного процесса. // Школьный психолог. 2013. №14.

 

 

 


Информация о работе Роль психологических защит в формировании стиля профессионального общения педагогов