Роль психологических защит в формировании стиля профессионального общения педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить роль психологических защит в формировании стиля профессионального общения педагогов.
Исходя из поставленной цели, в данной курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассматривается индивидуальный стиль профессионального общения педагога;
- анализируется структура индивидуального стиля педагогического общения;
- изучаются этапы формирования индивидуального стиля педагогического общения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Профессиональное общение педагогов………………………………..6
Индивидуальный стиль……………………………………………….
профессионального общения педагога………………………………..……8
1.2. Структура индивидуального стиля педагогического общения……10
1.3. Этапы формирования индивидуального стиля……............................
педагогического общения………….………..…………………………….13
Глава 2. Роль психологических защит в формировании………………………
стиля профессионального общения педагогов……….………………………16
2.1. Психологические защиты…………..……………………………....16
2.2. Механизмы психологической защиты у педагогов …………….….20
2.3. Трудности профессиональной деятельности педагога …………..24
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список литературы………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

kursovik[1].docx

— 63.08 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Профессиональное общение педагогов………………………………..6

    1. Индивидуальный стиль……………………………………………….

профессионального общения  педагога………………………………..……8

1.2. Структура индивидуального стиля педагогического общения……10

1.3. Этапы формирования индивидуального стиля……............................

педагогического общения………….………..…………………………….13

Глава 2. Роль психологических защит в формировании………………………

стиля профессионального  общения педагогов……….………………………16

2.1. Психологические защиты…………..……………………………....16

2.2. Механизмы психологической защиты у педагогов …………….….20

2.3. Трудности профессиональной  деятельности педагога …………..24

Заключение…………………………………………………………………….....28

Список литературы………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений  и достижения общего результата.

Общение — это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем  активности и предполагает ее в своих  партнерах.

Общение имеет огромное значение для профессионального и личностного  развития учителя, являясь компонентом  и основным средством его педагогической деятельности. Необходимость эффективно взаимодействовать с учащимися  и их родителями, коллегами по работе и администрацией в решении образовательных, социокультурных и различных  организационных вопросов предъявляет  особые требования к коммуникации учителя.

Специфику педагогического  общения отмечали многие педагоги, Личностный подход в педагогике обозначил  равенство позиций педагога и  ученика в общении, а гуманизация и демократизация образования обусловили учёт интересов ребёнка и перспектив его развития в общении.

В процессе профессионального  общения педагогу приходится решать такие коммуникативные задачи, как  ориентирование в условиях общения, привлечение внимания, осуществление  вербального общения, организация  обратной содержательной и эмоциональной  связи, выбор тактики поведения , передача информации, самопрезентация, прояснение идей, организация идей, обобщение и принятие решения .

Индивидуальный стиль  педагогического общения — относительно-устойчивая индивидуально-своеобразная система  методов, приемов, способов решения  педагогических задач, к которой  сознательно или стихийно прибегает  учитель в целях  достижения оптимального соответствия своей индивидуальности реальным целям, условиям и задачам педагогического общения.

Формирование индивидуального  стиля общения представляет собой  процесс, состоящий из четырех взаимосвязанных  этапов : мотивация, самоопределение, самореализация, рефлексия.

Существенное влияние  на процесс формирования стиля профессионально  общения педагогов оказывают  следующие факторы:

- самооценка;

- идентификация с другими  людьми;

- отношение к профессии;

- установки на партнеров  по общению;

- показатели форм агрессии;

- эмоциональное выгорание;

- психологические защиты.

Цель данной курсовой работы – изучить роль психологических  защит в формировании стиля профессионального  общения педагогов.

Исходя из поставленной цели, в данной курсовой работе решаются следующие задачи:

- рассматривается индивидуальный стиль профессионального общения педагога;

- анализируется структура индивидуального стиля педагогического общения;

- изучаются этапы формирования индивидуального стиля педагогического общения;

- раскрывается понятие психологических защит;

- исследуются механизмы психологической защиты у педагогов;

- анализируются трудности,  возникающие в процессе профессиональной  деятельности педагогов.

Базой для написания курсовой работы явились следующие источники:

- учебная литература для  образовательных учреждений по  педагогике и психологии;

- периодическая литература  о психологии и педагогике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Профессиональное общение педагогов

 

 

Психологи и педагоги, при  всем различии их подходов к истолкованию феноменов общения, единодушно подчеркивают неразрывную связь общения и  деятельности.

Общение всегда тесно связано  с деятельностью и само может  рассматриваться как особый вид  деятельности. Синонимом «общения»  является термин «коммуникативная деятельность».

Проанализировать любой  вид деятельности — значит указать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее потребности и  мотивы, описать разновидности составляющих деятельность действий и операций. Структурные компоненты коммуникативной  деятельности выглядят следующим образом.

Предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект.

Потребность в общении  состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке.

Коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение. Предложенное выше понимание предмета деятельности общения приводит к выводу о том, что мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

Действие общения — это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения — инициативные акты и ответные действия.

Задачи общения — это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цель (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой.

Средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.

Продукты общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

В межличностном взаимодействии педагога с учащимися можно выделить две стороны — внутреннюю (педагогическое отношение) и внешнюю (педагогическое общение). Педагогическое общение при этом выступает как актуализация, проявление в коммуникативной деятельности личностных установок педагога по отношению к детям [13]. Я.Л.Коломинский

Под педагогическим общением следует понимать профессиональное общение преподавателя с учащимися  на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее  определенные педагогические функции  и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также  на другого рода психологическую  оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом  и учащимся» [17]. А.А.Леонтьев

Общение выступает в структуре  деятельностей, составляющих целостную  педагогическою деятельность, как ведущий вид, интегрируя все остальные. Само общение в этой системе не имеет собственных специфических целей. Эти цели вытекают из целей педагогической деятельности, целей обучения и воспитания. Иными словами, педагогическое общение есть то, что по своим целям, структуре, функциям по существу совпадает с целостной деятельностью педагога.

 

 

 

 

 

1.1. Индивидуальный стиль  профессионального общения педагога

 

 

Эффективность коммуникативной  деятельности (деятельности общения) обеспечивается комплексом индивидуальных коммуникативных  особенностей человека. Эти коммуникативные  особенности определяются отечественными учеными как «коммуникативные качества», «коммуникативные способности», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный потенциал».

Коммуникативные качества личности — это длительно существующая характеристика, проявляющаяся в общении и поведении индивида в различных ситуациях.

Коммуникативные качества личности не являются изначально заданными, а  проходят длительный период становления, совершенствования и развития. Такими качествами могут быть:

  • общительность (потребность в общении с детьми, свободное владение речью);
  • доброжелательность (умение показать ученику свое доброе отношение к нему, симпатию и уважение, принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других);
  • эмпатия (безоценочное сопереживание, сочувствие ученику, желание ему помочь, не преследуя никаких особых воспитательных целей);
  • аутентичность (умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками, ролями);
  • открытость (умение искренне говорить о своих мыслях и чувствах, готовность открыть другим свой внутренний мир);
  • инициативность (способность устанавливать контакты, не дожидаясь активности со стороны);
  • тактичность (высокий уровень культуры общения, умение наладить эмоциональное благополучие на всех этапах общения);
  • гибкость (возможное изменение тактики взаимодействия в зависимости от ситуации);
  • непосредственность (проявление искреннего интереса к другому человеку, умение говорить и действовать напрямую).

Коммуникативные способности — это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.

Под коммуникативной компетентностью  понимается такой уровень сформированности межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе.

Коммуникативный потенциал  личности - наличие у человека определенного  рода коммуникативных качеств, характеризующих  его возможности в осуществлении  коммуникативной деятельности.

Педагоги нередко испытывают коммуникативные проблемы в своей профессиональной деятельности. Они не знают своих индивидуальных особенностей, не обладают умениями реализовывать их в профессиональной деятельности, не могут найти свое место в педагогической действительности. Эти трудности связаны как с изменившимися требованиями к личности и деятельности педагога в современном образовании, так и с недостатками в профессиональной подготовке.

Коммуникативная составляющая педагогической деятельности является внешним выражением и конкретизацией стиля педагогической общения, составляющего  внутреннюю, субъективную характеристику выполнения педагогом его профессиональной деятельности.

Индивидуальный стиль  педагогического общения — относительно-устойчивая индивидуально-своеобразная система  методов, приемов, способов решения  педагогических задач, к которой  сознательно или стихийно прибегает  учитель в целях  достижения оптимального соответствия своей индивидуальности реальным целям, условиям и задачам педагогического общения.

Основой индивидуального  стиля педагогического общения  являются индивидуальные различия учителей в коммуникативной сфере (особенности  психических процессов, состояний  и свойств, опосредующие коммуникативную  составляющую деятельности учителя  и отличающие коммуникативное поведение  учителей друг от друга).

 

 

    1. Структура индивидуального стиля педагогического общения

 

 

В структуре индивидуального  стиля педагогического общения  целесообразно выделение следующих  структурных блоков: мотивационного, когнитивного, деятельностного. При этом необходимой базой всех структурных блоков является позитивная Я-Концепция личности учителя.

Я-Концепция является системообразующим звеном в структуре индивидуального стиля общения и отражает совокупность всех представлений учителя о себе в коммуникативной сфере, сопряженную с их самооценкой. Я-Концепция определяет психологическую позицию, проявляющуюся в степени принятия себя в профессиональных коммуникациях, в отношении личности к индивидуальным коммуникативным особенностям, проявляющимся в коммуникативной сфере педагогической деятельности.

Системообразующей основой  индивидуального стиля общения  является положительная Я-Концепция личности учителя как совокупность всех установок «на себя» в профессиональной деятельности.

Информация о работе Роль психологических защит в формировании стиля профессионального общения педагогов