Роль психологических защит в формировании стиля профессионального общения педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить роль психологических защит в формировании стиля профессионального общения педагогов.
Исходя из поставленной цели, в данной курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассматривается индивидуальный стиль профессионального общения педагога;
- анализируется структура индивидуального стиля педагогического общения;
- изучаются этапы формирования индивидуального стиля педагогического общения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Профессиональное общение педагогов………………………………..6
Индивидуальный стиль……………………………………………….
профессионального общения педагога………………………………..……8
1.2. Структура индивидуального стиля педагогического общения……10
1.3. Этапы формирования индивидуального стиля……............................
педагогического общения………….………..…………………………….13
Глава 2. Роль психологических защит в формировании………………………
стиля профессионального общения педагогов……….………………………16
2.1. Психологические защиты…………..……………………………....16
2.2. Механизмы психологической защиты у педагогов …………….….20
2.3. Трудности профессиональной деятельности педагога …………..24
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список литературы………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

kursovik[1].docx

— 63.08 Кб (Скачать)

Позитивная Я-Концепция будущего учителя характеризуется его уверенностью в своих коммуникативных возможностях, адекватной самооценкой индивидуального коммуникативного потенциала; принятием себя и других в педагогическом общении; а также свободой индивидуальных проявлений в коммуникативной сфере педагогической деятельности.

Мотивационный блок индивидуального стиля педагогического общения включает в себя устойчивую направленность личности на коммуникативную составляющую педагогической деятельности — личную устремленность учителя применить свои знания, способности, опыт в коммуникативной сфере профессиональной деятельности; стремление реализовать индивидуальные потенциальные возможности в педагогическом общении; ориентацию на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности с помощью максимального использования индивидуально-типологических особенностей в коммуникативной сфере; ценность самоактуализации и самореализации в профессиональных коммуникациях.

Кроме того, мотивационный  блок определяет степень заинтересованности учителя коммуникативной составляющей педагогической деятельности; процессом, результатами профессиональных коммуникаций и межличностными отношениями, возникающими в них, степень осознания важности коммуникативного компонента в педагогической деятельности.

Когнитивный блок индивидуального стиля общения представляет систему знаний и принципов мышления, обеспечивающих построение индивидуальных коммуникативных планов и программ, а также рефлексию профессиональных коммуникаций учителя.

В этот блок входят системные  знания об особенностях своего индивидуального  коммуникативного потенциала. Они являются продуктом самопознания педагогом  своих индивидуально-типологических особенностей; личностных глубинных  установок и ценностных ориентаций в коммуникативной сфере; индивидуальных особенностей коммуникативного планирования; индивидуальных возможностей в осуществлении  коммуникативной техники; индивидуальных способов коммуникативного самонаблюдения и самоанализа.

Кроме того, данный блок включает индивидуальный комплекс коммуникативных  знаний, направленный на совершенствование  индивидуального коммуникативного потенциала учителя в профессиональной деятельности; а также индивидуальные способы рефлексии профессиональных коммуникаций, направленные на осознание  эффективности своих коммуникативных  действий, восприятие себя и своих  действий глазами других людей и  на самоизменение учителя в коммуникативной сфере профессиональной деятельности.

Деятельностный блок индивидуального стиля общения представляет собой индивидуально-своеобразную систему методов, приемов, способов психолого-педагогического воздействия учителя на партнеров по профессиональной коммуникации (вербального, невербального, паралингвистического воздействия). Кроме того, данный блок включает такие характеристики коммуникативных действий учителя как особенности слушания и регулирования педагогического общения, креативность и адекватность в профессиональных коммуникациях.

Таким образом, деятельностный блок определяет систему индивидуальных коммуникативных навыков и умений педагога, обеспечивающих эффективность реальной коммуникативной практики учителя в профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

    1. Этапы формирования индивидуального стиля педагогического общения

 

 

Формирование индивидуального  стиля общения представляет собой  процесс, состоящий из четырех взаимосвязанных  этапов.

Первый этап — мотивация. Целью этапа мотивации является формирование устойчивой мотивации на становление индивидуального стиля общения; осознание себя как неповторимой, уникальной индивидуальности, которая проявляется в профессиональных коммуникациях; стремления к достижению успеха в коммуникативной сфере педагогической деятельности через максимальную самореализацию индивидуальных коммуникативных возможностей.

Данный этап включает в  себя диагностику коммуникативных  возможностей учителя. На основе знаний об индивидуальных коммуникативных  возможностях будущий учитель встает перед выбором оптимального стиля  коммуникативного поведения в профессиональной деятельности.

Второй этап — самоопределение. Прежде чем вступить в общение человек должен самоопределиться (провести анализ того, какова обстановка, какие данные есть, каких недостает, какие лишние, противоречивые, не относящиеся к делу, где и как запросить недостающую информацию). На основании этого человек решает, может ли он действовать, как его действия затронут интересы других людей, стоит ли начинать общение вообще, какие последствия вызовут его действия.

Самоопределение — это  нахождение для себя определенной позиции  в общении, осознание перспектив общения, способность выбирать, вырабатывать критерии общения и руководствоваться  ими. Иными словами — это способность человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей коммуникативной деятельности.

На этом этапе учитель  определяет наиболее оптимальную для  него модель коммуникативного поведения  в профессии.

Третий этап — самореализация. Потребность в самореализации является одной из ведущих потребностей личности, источником личностно-смысловой активности. Самореализация состоит в обеспечении, оперативной организации действий, запланированных в процессе самоопределения, в умении обеспечить условия общения.

Самореализация в общении  возможна лишь в том случае, если оно является субъект-субъектным процессом и участники относятся друг к другу как к полноценному и равноправному партнеру совместной деятельности.

На данном этапе учитель  апробирует в реальной педагогической деятельности индивидуальную модель коммуникативного поведения, созданную в процессе коммуникативного самоопределения.

Четвертый этап — рефлексия. На этом этапе происходит самоанализ и самооценивание учителем индивидуального коммуникативного поведения.

Самоанализ как один из элементов процесса познания направлен  на изучение своего внутреннего мира. Он позволяет человеку судить о ходе своего развития в процессе общения, способствует выработке понимания  себя самого, формированию внутренних духовных ориентаций.

В результате самоанализа  и самооценивания своего индивидуального коммуникативного поведения учитель либо самоутверждается в выборе индивидуальной коммуникативной модели, либо понимает, что избранный вариант коммуникативных действий неадекватен.

В случае неадекватности избранной  модели коммуникативного поведения  индивидуальным особенностям учителя  в коммуникативной сфере, происходит возврат к первому этапу, где  педагог продолжит изучение индивидуальных коммуникативных возможностей наиболее полно и детально.

Формирование индивидуального  стиля педагогического общения  понимается как развивающийся, усложняющийся  процесс. Успешное прохождение всех четырех этапов приводит к качественным изменениям в стиле коммуникативного поведения учителя. Затем развитие вновь проходит через все этапы, но уже на новом, более сложном  витке педагогической реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль психологических защит  в формировании стиля профессионального  общения педагогов

 

2.1 Психологические защиты

 

 

За последние годы проблема общения, которая прежде почти не исследовалась, стала одной из наиболее популярных. Эта проблема приобретает особую важность для тех видов деятельности, осуществление которых максимально опосредовано взаимоотношениями.

Необходимо признать, что  педагогическое общение – это  не просто инструмент в ряду инструментов педагогики, но и одно из важнейших  условий ее успешности.

Существует множество  подходов и классификаций стилей педагогического общения. Педагоги могут использовать различные стили  общения (т.е. это понятие не является неизменно присущим конкретному  учителю, человеку ). И лишь какой-то из стилей будет преобладать. Преобладание того или иного стиля общения зависит от ряда факторов (установки на партнеров по общению, показатели форм агрессии , самооценка, идентификация, отношение к своей профессии, эмоциональное выгорание).

Негативно сказывается на профессионализме учителей складывающиеся у них уже во время обучения психологические защиты, как социальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства  тревоги.

В самых разных жизненных  ситуациях наша психика выступает  как единый защитный механизм, призванный не допустить разрушения личности. Психологическая защита – сложная  система, состоящая как из бессознательных, так и вполне осознанных элементов, которым можно научиться.

Одной из центральных фигур  образовательного процесса является педагог. Особенности личности педагога выступают  объектом пристального внимания отечественных  и зарубежных ученых. В процессе профессиональной деятельности особое значение приобретают его индивидуально-психологические  особенности, в частности, функционирование структуры психологических защит  личности.

В условиях повышенной стрессогенности профессиональной деятельности педагога функционирование психологической защиты личности педагога определяет его успешность, стиль взаимодействия с другими участниками образовательного процесса и то влияние, которое он целенаправленно или стихийно оказывает на личность учащегося.

Большинство исследователей считают, что психологическая защита относится к естественным, необходимым  для успешного функционирования личности механизмам психики.

В условиях педагогической деятельности личность педагога становится его основным профессионально-трудовым инструментом, посредством которого он формирует, корректирует и развивает  мировоззрение, профессионализм, социально-психологические  качества, да и саму личность учащегося. При этом педагог выступает не просто человеком, осуществляющим педагогическую деятельность, но и наставником учащихся. А для успешного осуществления  профессиональной деятельности важно, чтобы внутренние реакции и поведенческие  паттерны педагога были адекватны даже в условиях повышенной стрессогенности профессионально-педагогического общения.

Структура психологических  защит личности - это некоторое  личностное образование, выполняющее  функции стабилизации личности, предохраняющее ее от чрезмерных, наносящих вред эмоциональных  переживаний

Понятие структуры подразумевает  совокупность устойчивых связей между  множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Конфигурация и характер внутренних связей структуры остаются неизменными в определенных пределах при изменениях, касающихся ее внешних параметров или ее элементов (например, изменения их состава). Таким образом, структура психологических защит является универсальным образованием, хотя в каждом конкретном случае предствленность ее элементов индивидуальна.

Применение структурного подхода к рассмотрению феномена психологической защиты предполагает соответствие данного феномена следующим  параметрам;

1. Неразложимость структуры  на отдельные элементы, устойчивая  воспроизводимость ее в ходе непрерывно меняющихся психических процессов. Хотя в рамках психологической защиты и можно выделить отдельные виды защитных механизмов, однако в целом структура психологических защит личности является достаточно устойчивым и целостным образованием. Как правило, при возникновении травмирующей или воспринятой в качестве условно опасной ситуации срабатывают не отдельные защитные механизмы, а их комплексы, включающие два-три доминирующих или характерных для личности механизма. Каждый человек в ситуациях фрустрации доминирующей мотивации пользуется определенными наборами психологических защит в зависимости от значимости ситуации и своих типологических особенностей, определяемых темпераментом и иерархией мотивации.

2. Социальная обусловленность  структур психики человека. Формирование  отдельных защитных механизмов  обуславливается конкретной стадией  становления личности. на что  указывают многие исследователи . Формирование целостной структуры психологических защит личности во многом зависит от ее социального окружения. Человек предпочитает определенные защиты, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями. Это предпочтительное автоматическое использование определенной защиты или набора защит является результатом сложного взаимодействия по меньшей мере четырех факторов: врожденного темперамента; природы стрессов, пережитых в раннем детстве; защит, образцами для которых (а иногда и сознательными учителями) были родители или другие значимые фигуры; последствий практического использования отдельных защит (своеобразный эффект подкрепления). Даже тот факт, что определение нормы интенсивности использования того или иного защитного механизма осуществляется посредством выявления его выраженности в данной социальной группе, косвенно подтверждает, что характеристики условий и специфических особенностей срабатывания психологической защиты детерминируются социумом.

Информация о работе Роль психологических защит в формировании стиля профессионального общения педагогов