Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить роль психологических защит в формировании стиля профессионального общения педагогов.
Исходя из поставленной цели, в данной курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассматривается индивидуальный стиль профессионального общения педагога;
- анализируется структура индивидуального стиля педагогического общения;
- изучаются этапы формирования индивидуального стиля педагогического общения
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Профессиональное общение педагогов………………………………..6
Индивидуальный стиль……………………………………………….
профессионального общения педагога………………………………..……8
1.2. Структура индивидуального стиля педагогического общения……10
1.3. Этапы формирования индивидуального стиля……............................
педагогического общения………….………..…………………………….13
Глава 2. Роль психологических защит в формировании………………………
стиля профессионального общения педагогов……….………………………16
2.1. Психологические защиты…………..……………………………....16
2.2. Механизмы психологической защиты у педагогов …………….….20
2.3. Трудности профессиональной деятельности педагога …………..24
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список литературы………………………………………………………………31
3. Иерархическая многоуровневость психических структур. Структура психологических защит личности имеет два основных уровня, относящихся именно к обереганию личности, ее целостности и согласованности, -внутриличностный и межличностный Внутриличностный уровень защиты включает в свой состав разнообразные защитные механизмы, целью которых выступает поддержание относительно стабильного, позитивного внутреннего состояния личности. Данный уровень защиты детерминирует формирование и проявление определенных личностных черт и их комплексов. Второй уровень - межличностные защиты - выражается в присущих индивиду защитных стратегиях, употребляемых в процессе взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. Защитные стратегии, относящиеся к этому уровню защиты, в конечном итоге формируют стиль поведения человека в ситуации общения, оказывая влияние на образ своего носителя, складывающийся у других людей. Осознанность двух уровней структуры психологических защит личности различна. Если внутриличностный уровень предполагает бессознательную "рефлекторную" реализацию защиты при идентификации возможной угрозы, то защитные стратегии, входящие в состав межличностной защиты, могут реализовываться как бессознательно (избегание, антипатия, контрсуггестия), так и сознательно, с определенным "расчетом" на ответное поведение партнера по общению (юмор, защитная манипуляция и др.).
2.2. Механизмы психологической защиты у педагогов
Механизмы психологической защиты встроены в личность как часть программы. С их помощью каждый из нас вырабатывает собственную стратегию самозащиты от внешних и внутренних дестабилизаторов. И формируется она, и срабатывает на бессознательном уровне.
Защитные механизмы призваны не допускать до осознания опасную информацию: путем ее искажения, отрицания или фальсификации. То есть, любой подозрительный факт, пропущенный через фильтр защиты, либо игнорируется сознанием, либо попадает в нашу картину в уже «подходящем» под общий фон виде.
Подобно тому как иммунитет оберегает физическое здоровье организма, на страже психического здоровья стоит психологическая защита. Психологическая защита – это особая регуляторная система психических механизмов, позволяющих сохранить комфортное и стабильное состояние личности.
Защищаемся мы часто, и не только от плохого. Любая сильная эмоция, будь то гнев, страх, удивление или восторг, воспринимается психикой как угроза ее равновесию и может бессознательно блокироваться психологической защитой.
Потенциально наиболее травмирующей для человека ситуацией может быть общение и взаимодействие с другими людьми. А в профессиональной деятельности педагога общение – это основной инструмент труда. Поэтому активизации психологической защиты здесь не избежать.
И все бы замечательно, но психологическая защита может нести не только пользу (покой, умиротворение), но и вред (безразличие, черствость). Если ее активизация чрезмерна и постоянна, она «встраивается» в личность педагога и изменяет его не на минуту, а навсегда. Изменяется его поведение, восприятие окружающего, понимание себя и других. Все начинает восприниматься через призму защиты искаженным и неверным.
Важно понимать, что психологическая защита не способствует развитию личности, хотя и не обязательно затрудняет это развитие. Ее задача в другом – не допустить резких изменений в психическом состоянии человека, стабилизировать, сделать устойчивой его личность. Для педагога это и хорошо, и плохо. Хорошо, поскольку психологическая защита позволяет ему стать стрессоустойчивым, выдержанным, терпеливым; плохо, так как она же заставляет порой «отмахнуться» от новых знаний или альтернативной точки зрения.
В арсенале психологической защиты имеется множество различных механизмов: от простого блокирования поступающей информации на уровне ее начального восприятия до многоэтапного преобразования ее смысла. Существуют примитивные и зрелые механизмы защиты. Примитивные стабилизируют личность самыми простыми способами. Не видеть, не слышать, забыть то, что может быть опасно, – вот основа их действия.
К примитивным защитам относятся, к примеру, вытеснение, замещение, проекция, отрицание, регрессия, интроекция. Опишем некоторые из них более подробно.
Вытеснение – это «забывание» неприятной, травмирующей личность информации. Воспоминания о тревожащем не исчезают, а перемещаются в малоосознаваемые пласты психики. Например, педагог может искренне забывать зайти в кабинет директора, чтобы обсудить конфликт с мамой, которая пожаловалась на него директору. И это не обман, не хитрость. Он действительно не помнит, так как его беспокоит предстоящий разговор, и неприятная информация о назначенной встрече «забывается».
Замещение срабатывает по принципу переноса. Например, когда окружающие причиняют боль, обижают, но человек не может им ответить, то вся сила накопившихся эмоций переносится на другой, более «слабый» объект. Педагог может быть уравновешенным, выдержанным, терпеливым с «трудным» классом, но приходит домой и становится тираном для своих собственных детей, ни в чем не давая им спуску, отыгрываясь на них за все наболевшее и невысказанное классу.
Проекция- для людей, которые часто прибегают к этой защите, характерна следующая установка: «я – хороший, а другие – плохие». То есть свои негативные черты, нерешенные внутренние проблемы человек переносит на окружающих. Педагог может сколько угодно говорить, что ученики его не любят, но возникает вопрос: «А он любит своих учеников?» Конечно, педагог будет доказывать этот факт и себе, и окружающим. Но в глубине души он подозревает, что причина натянутых отношений с детьми кроется именно в нем. К сожалению, как показывают исследования психологов, проекция – самый распространенный механизм защиты у педагогов.
Примитивные защиты отторгают новую, требующую осмысления информацию или ставят под сомнение ее истинность. При этом со стороны человека все происходит бесконтрольно. Если педагог уверен, что в своей области он знает все, то, например, повышение квалификации всегда будет восприниматься им как пустая формальность или развлечение. А в ответ на сложный вопрос ученика он может отмахнуться: «Ты, Петров, лучше вообще помолчи».
В отличие от примитивных зрелые защиты не затрудняют личностный и профессиональный рост педагога, поскольку их основу составляют интеллектуальные ресурсы личности. Зрелая защита побуждает анализировать причины случившегося, в том числе обращаться к дополнительным источникам информации. Работа зрелой защиты всегда идет как поиск решения новой задачи, в то время как примитивная защита срабатывает как автоматическое действие – однозначно и неизменно стандартно.
К зрелым защитам относятся
рационализация и интеллектуализация,
компенсация и
Например, компенсация проявляется в том,
что, не имея достаточных способностей
в одной области, человек стремится прилагать
больше усилий в тех видах деятельности,
где его шансы преуспеть более высоки.
Рационализация – это стремление найти рациональные объяснения своим негативным действиям или возникшим неудачам. Но также – и стремление найти им социально приемлемые оправдания. В этом случае целью является понижение значимости события, вызывающего негативные эмоции. Например, не вас, а кого-то другого позитивно отметило начальство – становится обидно! И вы говорите себе: «А мне и не хотелось, вот если бы я стремился к этому!..» Или, предположим, ребята раз за разом плохо себя ведут на уроке. И эта ситуация порождает у педагога сомнение в собственной профессиональной компетентности. Однако учитель, чтобы справиться с негативными эмоциями, объясняет проблемы тем, что «вчера материал был слишком сложным, а сегодня ребята просто устали».
Однако рационализация может помочь педагогу не только сохранить эмоциональное равновесие, но и найти конструктивное решение трудной для него ситуации. Например, учитель формирует свое отношение к ученику, вызывающему у него отрицательные эмоции. Он думает: «Этот ученик – отъявленный хулиган! Но неужели в нем нет ничего такого, что помогло бы мне наладить с ним контакт?» И постепенно педагог находит, подмечает что-то хорошее и формирует более позитивное отношение к ребенку. При этом педагог не осознает сам механизм этого защитного процесса. Явным остается лишь результат – из отторжения образуется понимание.
Этот пример показывает, что зрелая защита заставляет человека подключать интеллект к решению проблемы. Зрелая защита заставляет искать. А вот то, насколько активным и эффективным будет этот поиск – зависит от личностной зрелости человека.
Здесь мы подходим к вопросу,
который имеет ключевое значение
для эффективности
Применительно к случаю с рационализацией этот вопрос можно поставить так: когда урок закончится, вернется педагог к этой ситуации, чтобы осмыслить случившееся, или нет? Попытается ли понять причины неудачи, в том числе свою собственную роль в таком развертывании событий, или просто забудет об этом уроке?
2.3. Трудности профессиональной деятельности педагога
Психологическая защита проявляется как реакция на разного рода угрозы, примерами которых в педагогической деятельности становятся напряженные ситуации и различные факторы, связанные с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, сложные, опасные.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что причины напряженности педагогической деятельности обусловлены объективными и субъективными факторами. Под объективными факторами понимают внешние условия ситуации, ее сложность, т.е. сложные, напряженные условия деятельности (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми, трудными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т.д.) .
«Субъективные факторы - особенности личности, которые провоцируют чрезмерную чувствительность человека к определенным профессиональным трудностям, т.е. личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и др.) характеристики» .
К напряженным ситуациям педагогической деятельности можно отнести:
- ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке (нарушение дисциплины и правил поведения на уроке, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований учителя, глупые вопросы и т.д.) ;
- ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т.д.);
- ситуации взаимодействия учителя с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к воспитанию детей и т.д.) .
Итак, мы видим, что затруднения возникают, прежде всего, в педагогическом взаимодействии. Поведение современных учителей характеризуется повышенной напряженностью, следствием которой являются: грубость, несдержанность, окрики, оскорбления учеников и т.д.
Агрессивная реакция учителя выступает одной из форм психологической защиты.
Очень часто причиной трудных
ситуаций становится неумение или нежелание
разобраться в личности учащегося,
и потому стереотипное восприятие детей
определяет трудности в работе. Так,
чем больше трудностей испытывает педагог
в своем педагогическом общении
и деятельности, тем менее ответственными,
менее заинтересованными
В педагогическом общении
естественно возникают
Однако продуктивное решение конфликтной ситуации предполагает восприятие ее как творческой задачи, переосмысление собственной позиции и внутренней перестройки, гармонизацию общения на основе позиционного сближения сторон .
Деструктивные конфликты характеризуются использованием механизмов психологической защиты. При таком способе решения конфликта все усилия направляется не на устранение причин конфликта, а на сохранение целостности своего «Я», сиюминутное неконструктивное снятие эмоционального напряжения (обвинение другого, «уход из конфликта», вытеснение неприятной информации из сознания и т.д.). «Деструктивные акции создают лишь иллюзию примирения и сводятся к внешнему дисциплинированию учащихся. Они приводят к отчуждению учащихся, потере личного авторитета учителя» .
В педагогической деятельности
среди наиболее встречающихся форм
психологической защиты применяются
«регрессивные меры» по отношению
к ученикам - злоупотребление двойками,
запись в дневник, нотации, наложение
различных санкций через