Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:59, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть роль эмоций в жизни человека.
Задачи работы:
показать теории эмоций;
рассмотреть значение эмоций в жизни человека;
рассмотреть эмоции и личность.
Человек, который
любит по-настоящему, меньше всего
задумывается о каких-то психических
или физических характеристиках
любимого. Он задумывается в основном
о том, чем данный человек является
для него в своей индивидуальной
неповторимости. Этот человек для любящего
никем не может быть замещен, каким бы
совершенным сам по себе этот «дубликат»
ни был.
Настоящая любовь
представляет собой духовную связь
одного человека с другим подобным
ему существом. Она не сводится к
физической сексуальности и психологической
чувственности. Для того, кто любит по-настоящему,
психоорганические связи остаются лишь
формой выражения духовного начала, формой
выражения именно любви с присущим человеку
человеческим достоинством.
Развиваются ли
эмоции и чувства в течение жизни человека?
Есть две разные точки зрения на этот вопрос.
Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться,
поскольку они связаны с функционированием
организма и с такими его особенностями,
которые являются врожденными. Другая
точка зрения выражает противоположное
мнение - о том, что эмоциональная сфера
человека, как и многие другие присущие
ему психологические явления, развивается.
На самом деле
эти позиции вполне совместимы друг
с другом и неразрешимых противоречий
между ними нет. Для того чтобы убедиться
в этом, достаточно связать каждую из представленных
точек зрения с разными классами эмоциональных
явлений. Элементарные эмоции, выступающие
как субъективные проявления органических
состояний, действительно изменяются
мало. Не случайно эмоциональность относят
к числу врожденных и жизненно устойчивых
личностных характеристик человека.
Но уже в
отношении аффектов и тем более
чувств такое утверждение неверно.
Все связываемые с ними качества
говорят о том, что эти эмоции
развиваются. Человек, кроме того, в состоянии
сдерживать естественные проявления аффектов
и, следовательно, вполне обучаем и в этом
плане. Аффект, например, может быть подавлен
сознательным усилием воли, его энергия
может быть переключена на другое, более
полезное дело.
Совершенствование
высших эмоций и чувств означает личностное
развитие их обладателя. Такое развитие
может идти в нескольких направлениях.
Во-первых, в направлении, связанном с
включением в сферу эмоциональных переживаний
человека новых объектов, предметов, событий,
людей. Во-вторых, по линии повышения уровня
сознательного, волевого управления и
контроля своих чувств со стороны человека.
В-третьих, в направлении постепенного
включения в нравственную регуляцию более
высоких ценностей и норм: совести, порядочности,
долга, ответственности и т.п.
Заключение
Итак, мы рассмотрели
роль эмоций в жизни человека, подведем
основные выводы:
Многочисленными
физиологическими изменениями в
организме сопровождается всякое эмоциональное
состояние. На протяжении истории развития
данной области психологических знаний
не раз предпринимались попытки связать
физиологические изменения в организме
с теми или иными эмоциями и показать,
что комплексы органических признаков,
сопровождающие различные эмоциональные
процессы, действительно различны.
Васильев И.А.
в статье «Гуманитарная и
В 1872 г. Ч. Дарвин
опубликовал книгу «Выражение эмоций
у человека и животных», которая
явилась поворотным пунктом в
понимании связи биологических
и психологических явлений, в
частности, организма и эмоций. В
ней было доказано, что эволюционный
принцип применим не только к биофизическому,
но и психолого-поведенческому развитию
живого, что между поведением животного
и человека непроходимой пропасти не существует.
Дарвин показал, что во внешнем выражении
разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных
движениях много общего у антропоидов
и слепорожденных детей. Эти наблюдения
легли в основу теории эмоций, которая
получила название эволюционной. Эмоции
согласно этой теории появились в процессе
эволюции живых существ как жизненно важные
приспособительные механизмы, способствующие
адаптации организма к условиям и ситуациям
его жизни.
Психоорганическая
теория эмоций (так условно можно
назвать концепции Джемса–Ланге
и Кеннона–Барда) получила дальнейшее
развитие под влиянием элекгрофизиологических
исследований мозга.
Л.С. Выготский
не оставил завершенного учения об
эмоциях. Вместе с тем в ряде его
работ можно встретить довольно
развернутые рассуждения по данной
проблеме. Будучи собраны воедино, они
демонстрируют достаточно полную картину
представлений Выготского о природе и
механизмах развития эмоций человека.
В философском плане эти представления
опираются на идеи Спинозы и, в частности,
на заложенный им принцип единства аффекта
и интеллекта. Предшественником Выготского
в разработке этого принципа в психологической
науке является Курт Левин. Основные положения
подхода Выготского к проблеме эмоций
сводятся к следующему.
1.
Эмоции развиваются. Исходя из
этого, каждую эмоцию следует
классифицировать не иначе, как с
точки зрения ее развития.
2.
Существует связь между
Жизнь без эмоций
так же невозможна, как и без
ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый
естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли
в процессе эволюции как средство,
при помощи которого живые существа
устанавливают значимость тех или
иных условий для удовлетворения актуальных
для них потребностей. Эмоционально-выразительные
движения человека — мимика, жесты, пантомимика
— выполняют функцию общения, т.е. сообщения
человеку информации о состоянии говорящего
и его отношении к тому, что в данный момент
происходит, а также функцию воздействия
— оказания определенного влияния на
того, кто является субъектом восприятия
эмоционально-выразительных движений.
Интерпретация таких движений воспринимающим
человеком происходит на основании соотнесения
движения с контекстом, в котором идет
общение.
Эмоции выступают
как внутренний язык, как система
сигналов, посредством которой субъект
узнает о потребностной значимости
происходящего. Особенность эмоций
состоит в том, что они непосредственно
отражают отношения между мотивами и реализацией
отвечающей этим мотивам деятельности.
Эмоции в деятельности человека выполняют
функцию оценки ее хода и результатов.
Они организуют деятельность, стимулируя
и направляя ее.
У человека главная
функция эмоций состоит в том,
что благодаря эмоциям мы лучше понимаем
друг друга, можем, не пользуясь речью,
судить о состояниях друг друга и лучше
преднастраиваться на совместную деятельность
и общение. Замечательным, например, является
тот факт, что люди, принадлежащие к разным
культурам, способны безошибочно воспринимать
и оценивать выражения человеческого
лица, определять по нему та кие эмоциональные
состояния, как радость, гнев, печаль, страх,
отвращение, удивление. Это, в частности,
относится и к тем народам, которые вообще
никогда не находились в контактах друг
с другом.
Эмоции и чувства
- личностные образования. Они характеризуют
человека социально-психологически.
Таким образом,
прямого соответствия между чувствами
и эмоциями нет: одна и та же эмоция
может выражать разные чувства, и одно
и то же чувство может выражаться в разных
эмоциях. Не проявляя внешне эмоций, человек
скрывает от других и свои чувства.
Библиографический
список
Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. - М., 1984. - С. 173.
Бажин Е.Ф., Корнеева Т.В., Эткинд А.М. Исследование образного уровня восприятия. // Психологический журнал. - 1981. Т-2. № 4. – С. 24 – 29.
Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. - 1998. - №4, С. 49-60.
Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в исследованиях эмоций. // Психологический журнал. – 1992. - № 6. – С. 80.
Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций М. – 1984. - С. 14.
Выготский Л.С. Эмоции и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 1986. - № 6 - С. 62-76.
Выготский Л.С. Проблема эмоций. // Вопросы психологии. – 1985. - №3. – С. 17 – 18.
Горбатков А.А. Позитивные и негативные эмоции: Взаимосвязь и ее зависимость от уровня субъективного развития индивида// Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №1. - С.61-71.
Горбатков А.А. Позитивные и негативные эмоции взаимосвязь и ее зависимость от уровня субъективного развития индивида. // Вопросы психологии. – 1986. - №1. – С. 61-71.
Данилова А.Г., Матвеева Л.В. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях. // Вопросы психологии. – 1989. - №4. – С. 98-106.
Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1987. – С. 287-292.
Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций - М., 1984. – С. 78.
Сидорова О.А., Симонов П.В., Цветкова Л.С. Методики изучения восприятия признаков эмоционального состояния. // Журнал Высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 1978. - Т-28. - №2. – С. 7 –12.
Ротенберг – Ойзерман Е.Т. О некоторых направлениях в исследовании восприятия. // Психологический журнал. – 1984. - Т-1. - №2. – С. 161-166.
Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности. // Вопросы психологии. – 1975. - №6. – С. 21-34.