Роль эмоций в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть роль эмоций в жизни человека.
Задачи работы:
показать теории эмоций;
рассмотреть значение эмоций в жизни человека;
рассмотреть эмоции и личность.

Работа содержит 1 файл

РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Человек, который  любит по-настоящему, меньше всего  задумывается о каких-то психических  или физических характеристиках  любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был. 

Настоящая любовь представляет собой духовную связь  одного человека с другим подобным ему существом. Она не сводится к  физической сексуальности и психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим достоинством. 

Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение - о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается. 

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека. 

Но уже в  отношении аффектов и тем более  чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек, кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и, следовательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на другое, более полезное дело. 

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п. 

 

Заключение 

Итак, мы рассмотрели  роль эмоций в жизни человека, подведем основные выводы: 

Многочисленными физиологическими изменениями в  организме сопровождается всякое эмоциональное  состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны. 

Васильев И.А. в статье «Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в исследованиях эмоций»  критикуется естественнонаучный подход к изучению эмоций. Формулируется  проблема выделения связей и отношений, доказательства их существования или  нет. Ставится проблема метода изучения эмоций. 

В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая  явилась поворотным пунктом в  понимании связи биологических  и психологических явлений, в  частности, организма и эмоций. В  ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. 

Психоорганическая теория эмоций (так условно можно  назвать концепции Джемса–Ланге и Кеннона–Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. 

Л.С. Выготский  не оставил завершенного учения об эмоциях. Вместе с тем в ряде его  работ можно встретить довольно развернутые рассуждения по данной проблеме. Будучи собраны воедино, они  демонстрируют достаточно полную картину представлений Выготского о природе и механизмах развития эмоций человека. В философском плане эти представления опираются на идеи Спинозы и, в частности, на заложенный им принцип единства аффекта и интеллекта. Предшественником Выготского в разработке этого принципа в психологической науке является Курт Левин. Основные положения подхода Выготского к проблеме эмоций сводятся к следующему. 

1.                 Эмоции развиваются. Исходя из  этого, каждую эмоцию следует  классифицировать не иначе, как с точки зрения ее развития. 

2.                 Существует связь между аффектом  и интеллектом. Всякой ступени  в развитии мышления соответствует  своя ступень в развитии аффекта.  Развитие мышления и эмоций  берет начало из единого корня  - аффективного действия младенца. Дальнейшее развитие аффекта идет: 1) по пути дифференциации эмоциональной сферы сознания, с последующей дифференциацией в рамках самой этой сферы; 2) в направлении изменения характера динамических процессов. И то, и другое напрямую связано с развитием мышления. 

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без  ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или  иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение. 

Эмоции выступают  как внутренний язык, как система  сигналов, посредством которой субъект  узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно  отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее. 

У человека главная  функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему та кие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом. 

Эмоции и чувства - личностные образования. Они характеризуют  человека социально-психологически. 

Таким образом, прямого соответствия между чувствами  и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Не проявляя внешне эмоций, человек скрывает от других и свои чувства. 

  

Библиографический список 

Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. - М., 1984. - С. 173.

Бажин Е.Ф., Корнеева Т.В., Эткинд А.М. Исследование образного уровня восприятия. // Психологический журнал. - 1981. Т-2. № 4. – С. 24 – 29.

Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции  мыслительной деятельности // Психологический  журнал. - 1998. - №4, С. 49-60.

Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в исследованиях эмоций. // Психологический журнал. – 1992. - № 6. – С. 80.

Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций М. – 1984. - С. 14.

Выготский Л.С. Эмоции и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 1986. - № 6 - С. 62-76.

Выготский Л.С. Проблема эмоций. // Вопросы психологии. – 1985. - №3. – С. 17 – 18.

Горбатков А.А. Позитивные и негативные эмоции: Взаимосвязь  и ее зависимость от уровня субъективного развития индивида// Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №1. - С.61-71.  

Горбатков А.А. Позитивные и негативные эмоции взаимосвязь  и ее зависимость от уровня субъективного  развития индивида. // Вопросы психологии. – 1986. - №1. – С. 61-71.

Данилова А.Г., Матвеева Л.В. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях. // Вопросы психологии. – 1989. - №4. – С. 98-106.

Дарвин Ч. Выражение  эмоций у человека и животных // Хрестоматия  по психологии / Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1987. – С. 287-292.

Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций - М., 1984. – С. 78.

Сидорова О.А., Симонов П.В., Цветкова Л.С. Методики изучения восприятия признаков эмоционального состояния. // Журнал Высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 1978. - Т-28. - №2. – С. 7 –12.

Ротенберг –  Ойзерман Е.Т. О некоторых направлениях в исследовании восприятия. // Психологический  журнал. – 1984. - Т-1. -  №2. – С. 161-166.

Додонов Б.И. Классификация  эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности. // Вопросы психологии. – 1975.  - №6. – С. 21-34.

Информация о работе Роль эмоций в жизни человека