Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:59, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть роль эмоций в жизни человека.
Задачи работы:
показать теории эмоций;
рассмотреть значение эмоций в жизни человека;
рассмотреть эмоции и личность.
РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Введение
Эмоции выступают
как внутренний язык, как система
сигналов, посредством которой субъект
узнает о потребностной значимости
происходящего. Особенность эмоций
состоит в том, что они непосредственно
отражают отношения между мотивами
и реализацией, отвечающей этим мотивам
деятельности. Эмоции в деятельности человека
выполняют функцию оценки ее хода и результатов.
Они организуют деятельность, стимулируя
и направляя ее.
В критических
условиях при неспособности субъекта
найти быстрый и разумный выход из опасной
ситуации возникает особый вид эмоциональных
процессов – аффект. Одно из существенных
проявлений состоит в том, что он, «навязывая
субъекту стереотипные действия, представляет
собой определенный закрепившийся в эволюции
способ «аварийного» разрешения ситуаций:
бегство, оцепенение, агрессию».
Эмоции –
особый класс субъективных психологических
состояний, отражающих в форме непосредственных
переживаний, ощущений приятного или
неприятного, отношения человека к
миру и людям, процесс и результаты
его практической деятельности. К классу
эмоции относятся: настроение, чувства,
аффекты, страсти, стрессы.
Эмоции играют
важную роль в жизни человека. Они
сопровождают нас всю жизнь. Через
эмоции мы можем выразить свои чувства,
свои отношения к другим людям. Так же
эмоции играют большую роль в нормализации
отношений между людьми.
Понимание эмоций
другого человека является важным для
процесса общения между людьми как
в быту, так и в профессиях типа
«человек-человек». Кроме того, визуальное
слежение за эмоциональным состоянием
человека в процессе осуществления им
профессиональной деятельности позволяет
вовремя принимать меры по регуляции его
состояния, что снижает травматизм на
производстве, повышает производительность
труда.
У человека главная
функция эмоций состоит в том, что благодаря
эмоциям мы лучше понимаем друг друга,
можем, не пользуясь речью, судить о состояниях
друг друга и лучше преднастраиваться
на совместную деятельность и общение.
Замечательным, например, является тот
факт, что люди, принадлежащие к разным
культурам, способны безошибочно воспринимать
и оценивать выражения человеческого
лица, определять по нему та кие эмоциональные
состояния, как радость, гнев, печаль, страх,
отвращение, удивление. Это, в частности,
относится и к тем народам, которые вообще
никогда не находились в контактах друг
с другом.
Объект исследования
эмоции.
Предмет исследования:
эмоции в жизни человека.
Цель работы:
рассмотреть роль эмоций в жизни
человека.
Задачи работы:
показать теории эмоций;
рассмотреть значение эмоций в жизни человека;
рассмотреть эмоции и личность.
1. Теории эмоций
1.1 Психологические
теории эмоций
Многочисленными
физиологическими изменениями в
организме сопровождается всякое эмоциональное
состояние. На протяжении истории развития
данной области психологических знаний
не раз предпринимались попытки связать
физиологические изменения в организме
с теми или иными эмоциями и показать,
что комплексы органических признаков,
сопровождающие различные эмоциональные
процессы, действительно различны.
Васильев И.А.
в статье «Гуманитарная и
В 1872 г. Ч. Дарвин
опубликовал книгу «Выражение эмоций
у человека и животных», которая
явилась поворотным пунктом в
понимании связи биологических
и психологических явлений, в
частности, организма и эмоций. В
ней было доказано, что эволюционный принцип
применим не только к биофизическому,
но и психолого-поведенческому развитию
живого, что между поведением животного
и человека непроходимой пропасти не существует.
Дарвин показал, что во внешнем выражении
разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных
движениях много общего у антропоидов
и слепорожденных детей. Эти наблюдения
легли в основу теории эмоций, которая
получила название эволюционной. Эмоции
согласно этой теории появились в процессе
эволюции живых существ как жизненно важные
приспособительные механизмы, способствующие
адаптации организма к условиям и ситуациям
его жизни. Телесные изменения, сопровождающие
различные эмоциональные состояния, в
частности, связанные с соответствующими
эмоциями движения, по Дарвину, есть не
что иное, как рудименты реальных приспособительных
реакций организма.
Идеи Ч. Дарвина
были восприняты и развиты в другой
теории, получившей в психологии широкую
известность. Ее авторами явились У.
Джемс и К. Ланге. Джемс считал,
что определенные физические состояния
характерны для разных эмоций — любопытства,
восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие
телесные изменения были названы органическими
проявлениями эмоций. Именно органические
изменения по теории Джемса–Ланге являются
первопричинами эмоций. Отражаясь в голове
человека через систему обратных связей,
они порождают эмоциональное переживание
соответствующей модальности. Сначала
под действием внешних стимулов происходят
характерные для эмоций изменения в организме
и только затем — как их следствие — возникает
сама эмоция.
Альтернативную
точку зрения на соотношение органических
и эмоциональных процессов
Самым сильным контраргументом
Кеннона к теории Джемса–Ланге оказался
следующий: искусственно вызываемое прекращение
поступления органических сигналов в
головной мозг не предотвращает возникновение
эмоций.
Психоорганическая
теория эмоций (так условно можно
назвать концепции Джемса–Ланге и Кеннона–Барда)
получила дальнейшее развитие под влиянием
элекгрофизиологических исследований
мозга. На ее базе возникла активационная
теория Линдсея–Хебба. Согласно этой
теории эмоциональные состояния определяются
влиянием ретикулярной формации нижней
части ствола головного мозга. Эмоции
возникают вследствие нарушения и восстановления
равновесия в соответствующих структурах
центральной нервной системы. Активационная
теория базируется на следующих основных
положениях:
Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.
Работа ретикулярной
формации определяет многие динамические
параметры эмоциональных
Вслед за теориями,
объясняющими взаимосвязь эмоциональных
и органических процессов, появились
теории, описывающие влияние эмоций
на психику и поведение человека.
Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность,
обнаруживая вполне определенное на нее
влияние в зависимости от характера и
интенсивности эмоционального переживания.
Д.О. Хеббу удалось экспериментальным
путем получить кривую, выражающую зависимость
между уровнем эмоционального возбуждения
человека и успешностью его практической
деятельности.
Для достижения
наивысшего результата в деятельности
нежелательны как слишком слабые,
так и очень сильные
У человека в
динамике эмоциональных процессов и состояний
не меньшую роль, чем органические и физические
воздействия, играют когнитивно-психологические
факторы (когнитивные означает относящиеся
к знаниям). В связи с этим были предложены
новые концепции, объясняющие эмоции у
человека динамическими особенностями
когнитивных процессов.
Одной из первых
подобных теорий явилась теория когнитивного
диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей
положительное эмоциональное
Субъективно состояние
когнитивного диссонанса обычно переживается
человеком как дискомфорт, и он
стремится как можно скорее от
него избавиться. Выход из состояния когнитивного
диссонанса может быть двояким: или изменить
когнитивные ожидания и планы таким образом,
чтобы они соответствовали реально полученному
результату, или попытаться получить новый
результат, который бы согласовывался
с прежними ожиданиями. В современной
психологии теория когнитивного диссонанса
нередко используется для того, чтобы
объяснить поступки человека, его действия
в различных социальных ситуациях. Эмоции
же рассматриваются в качестве основного
мотива соответствующих действий и поступков.
Лежащим в их основе когнитивным факторам
придается в детерминации поведения человека
гораздо большая роль, чем органическим
изменениям.
Доминирующая
когнитивистская ориентация современных
психологических исследований привела
к тому, что в качестве змоциогенных
факторов стали рассматривать также и
сознательные оценки, которые человек
дает ситуации. Полагают, что такие оценки
непосредственно влияют на характер эмоционального
переживания.
К тому, что было
сказано об условиях и факторах возникновения
эмоций и их динамики У. Джемсом, К Ланге,
У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером,
свою лепту внес С. Шехтер. Он показал,
что немалый вклад в эмоциональные процессы
вносят память и мотивация человека. Концепция
эмоций, предложенная С. Шехтером, получила
название когнитивно-физиологической.
Согласно этой
теории на возникшее эмоциональное
состояние помимо воспринимаемых стимулов
и порождаемых ими телесных изменений
оказывают воздействие прошлый
опыт человека и оценка им наличной
ситуации с точки зрения актуальных для
него интересов и потребностей. Косвенным
подтверждением справедливости когнитивной
теории эмоций является влияние на переживания
человека словесных инструкций, а также
той дополнительной эмоциогенной информации,
которая предназначена для изменения
оценки человеком возникшей ситуации.
В одном из экспериментов,
направленном на доказательство высказанных
положений когнитивной теории эмоций,
людям давали в качестве «лекарства»
физиологически нейтральный раствор
в сопровождении различных инструкций.
В одном случае им говорили о том, что данное
«лекарство» должно будет вызвать у них
состояние эйфории, в другом — состояние
гнева. . После принятия соответствующего
«лекарства» испытуемых через некоторое
время, когда оно по инструкции должно
было начать действовать, спрашивали,
что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные
переживания, о которых они рассказывали,
соответствовали ожидаемым по данной
им инструкции.
Было показано
также, что характер и интенсивность
эмоциональных переживаний человека
в той или иной ситуации зависят от того,
как их переживают другие, рядом находящиеся
люди. Это значит, что эмоциональные состояния
могут передаваться от человека к человеку,
причем у человека в отличие от животных
качество коммуницируемых эмоциональных
переживаний зависит от его личного отношения
к тому, кому он сопереживает.
1.2 Психология
эмоций в концепции Л.С.
Л.С. Выготский
не оставил завершенного учения об
эмоциях. Вместе с тем в ряде его
работ можно встретить довольно
развернутые рассуждения по данной проблеме.
Будучи собраны воедино, они демонстрируют
достаточно полную картину представлений
Выготского о природе и механизмах развития
эмоций человека. В философском плане
эти представления опираются на идеи Спинозы
и, в частности, на заложенный им принцип
единства аффекта и интеллекта. Предшественником
Выготского в разработке этого принципа
в психологической науке является Курт
Левин. Основные положения подхода Выготского
к проблеме эмоций сводятся к следующему.
Эмоции развиваются. Исходя из этого, каждую эмоцию следует классифицировать не иначе, как с точки зрения ее развития.
Существует связь между аффектом и интеллектом. Всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Развитие мышления и эмоций берет начало из единого корня - аффективного действия младенца. Дальнейшее развитие аффекта идет: 1) по пути дифференциации эмоциональной сферы сознания, с последующей дифференциацией в рамках самой этой сферы; 2) в направлении изменения характера динамических процессов. И то, и другое напрямую связано с развитием мышления.
Так, если в раннем
детстве поведение ребенка