Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:59, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть роль эмоций в жизни человека.
Задачи работы:
показать теории эмоций;
рассмотреть значение эмоций в жизни человека;
рассмотреть эмоции и личность.
Другой аспект
изменений в аффективной сфере человека
связан с тем, что каждому уровню развития
мышления соответствует определенный
характер динамических процессов. Выготский
указывает, что конкретному мышлению соответствует
более костная и тугоподвижная динамика,
абстрактному мышлению и воображению
- более текучая и гибкая. В связи с вышесказанным
становится объяснимым качественное своеобразие
высших, или тонких эмоций. Дифференциация
эмоций и более мягкий характер их протекания
являются прямым следствием развития
мышления.
Наряду с влиянием мышления на аффект существует обратное влияние аффекта на мышление. Это проявляется, в частности, в том, что: 1) во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее; 2) сама мысль возникает из мотивирующей сферы нашего сознания. По Выготскому, отношение мысли к слову есть живой процесс, "движение через целый ряд внутренних планов".
В патологии (например, при шизофрении), как правило, имеет место не столько повреждение собственно интеллектуальных или эмоциональных аспектов сознания, сколько патологическое изменение их соотношения.
Выготский выдвигает
принцип активного участия
Важную роль
в развитии эмоциональной сферы
человека играет деятельность. Деятельность
может оказывать влияние
Развитие аффективной сферы подчиняется той же логике, что и развитие других психических функций. Развитие эмоций идет в направлении осознания.
Всякая эмоция есть функция личности.
Представления
Л.С. Выготского о природе эмоций
и их развитии составляют неотъемлемую
часть его конкретно-
1.3 Информационная
теория эмоций
Этот подход
к проблеме эмоций принадлежит целиком
павловскому направлению в
Павлов, формулируя
свою исследовательскую стратегию,
утверждал, что, прежде всего, важно понять
психологически, а потом уже переводить
на физиологический язык. Он не отрицал
психологии как познания внутреннего
мира человека, но отстаивал абсолютные
права естественнонаучной мысли всюду
и до тех пор, пока она будет проявлять
свою мощь.
Информационная
теория эмоций – основанное И.П. Павловым
учение о высшей нервной деятельности
мозга. Оно не является ни традиционной
физиологией мозга, ни психологией, поскольку
представляет собой качественно новую
область знания, базирующуюся на системном
подходе к психике и поведению.
Суть подхода:
охватить обе стороны психики
– ее нейрофизиологические механизмы
и отражательно-регуляторные функции,
ее соотнесенность с потребностями
организма (личности) и окружающим миром.
При изучении влияния
эмоций на деятельность было продемонстрировано
значение качества потребности, на базе
которого возникает эмоциональное состояние.
Чрезвычайно существенным здесь является
вопрос о том, идет ли речь о потребности,
инициирующей данную деятельность, или
эмоцию порождает какой-либо посторонний
мотив.
В своих трудах
физиолог И.П. Павлов указывал на факторы,
неразрывно связанные с вовлечением
мозговых механизмов эмоций.
Это присущие организму
потребности, влечения, отождествлявшиеся
Павловым с врожденными (безусловными)
рефлексами. Однако Павлов понимал, что
многообразие человеческих эмоций не
может быть сведено к врожденным (безусловным)
рефлексам. Павлов открыл механизм, благодаря
которому в процесс условно-рефлекторной
деятельности (поведения) высших животных
и человека вовлекается мозговой аппарат,
ответственный за формирование и реализацию
эмоций.
На основании
опытов, посвященных явлению
2. Значение эмоций
в жизни человека
Эмоции - особый
класс субъективных психологических
состояний, отражающих в форме непосредственных
переживаний, ощущений приятного или
неприятного, отношения человека к
миру и людям, процесс и результаты
его практической деятельности. К классу
эмоций относятся настроения, чувства,
аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые
«чистые» эмоции. Они включены во все психические
процессы и состояния человека. Любые
проявления его активности сопровождаются
эмоциональными переживаниями. У человека
главная функция эмоций состоит в том,
что благодаря эмоциям мы лучше понимаем
друг друга, можем, не пользуясь речью,
судить о состояниях друг друга и лучше
преднастраиваться на совместную деятельность
и общение. Замечательным, например, является
тот факт, что люди, принадлежащие к разным
культурам, способны безошибочно воспринимать
и оценивать выражения человеческого
лица, определять по нему такие эмоциональные
состояния, как радость, гнев, печаль, страх,
отвращение, удивление. Это, в частности,
относится и к тем народам, которые вообще
никогда не находились в контактах друг
с другом.
Данный факт
не только убедительно доказывает врожденный
характер основных эмоций и их экспрессии
на лице, но и наличие генотипически
обусловленной способности к их пониманию
у живых существ. Это, как мы уже видели,
относится к общению живых существ не
только одного вида друг с другом, но и
разных видов между собой. Хорошо известно,
что высшие животные и человек способны
по выражению лица воспринимать и оценивать
эмоциональные состояния друг друга.
Сравнительно
недавно проведенные
Жизнь без эмоций
так же невозможна, как и без
ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый
естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли
в процессе эволюции как средство, при
помощи которого живые существа устанавливают
значимость тех или иных условий для удовлетворения
актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные
движения человека — мимика, жесты, пантомимика
— выполняют функцию общения, т.е. сообщения
человеку информации о состоянии говорящего
и его отношении к тому, что в данный момент
происходит, а также функцию воздействия
— оказания определенного влияния на
того, кто является субъектом восприятия
эмоционально-выразительных движений.
Интерпретация таких движений воспринимающим
человеком происходит на основании соотнесения
движения с контекстом, в котором идет
общение.
У высших животных,
и особенно у человека, выразительные
движения стали тонко дифференцированным
языком, с помощью которого живые
существа обмениваются информацией о
своих состояниях и о том, что происходит
вокруг. Это — экспрессивная и коммуникативная
функции эмоций. Они же являются важнейшим
фактором регуляции процессов познания.
Эмоции выступают
как внутренний язык, как система
сигналов, посредством которой субъект
узнает о потребностной значимости происходящего.
Особенность эмоций состоит в том, что
они непосредственно отражают отношения
между мотивами и реализацией отвечающей
этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности
человека выполняют функцию оценки ее
хода и результатов. Они организуют деятельность,
стимулируя " и направляя ее.
В критических
условиях при неспособности субъекта
найти быстрый и разумный выход
из опасной ситуации возникает особый
вид эмоциональных процессов — аффект.
Одно из существенных проявлений аффекта
состоит в том, что он, «навязывая субъекту
стереотипные действия, представляет
собой определенный закрепившийся в эволюции
способ «аварийного» разрешения ситуаций:
бегство, оцепенение, агрессию и т.п.».
На важную мобилизационную,
интегративно-защитную poль эмоций в
свое время указывал П.К.Анохин. Он писал:
«Производя почти моментальную интеграцию
(объединение в единое целое) всех
функций организма, эмоции сами по себе
и в первую очередь могут быть
абсолютным сигналом полезного ил вредного
воздействия на организм, часто даже раньше,
чем определены локализация воздействий
и конкретный механизм ответной реакции
организма». Благодаря вовремя возникшей
эмоции организм имеет возможность чрезвычайно
выгодно npиспособиться к окружающим условиям.
Он в состоянии быстро с большой скоростью
отреагировать на внешнее воздействие
не определив еще его тип, форму, другие
частные конкретны параметры.
Эмоциональные
ощущения биологически, в процессе
эволюции закрепились как своеобразный
способ поддержания жизненного процесса
в его оптимальных границах и предупреждают
о разрушающем характере недостатка или
избытка каких- либо факторов.
Чем более сложно
организовано живое существо, чем
более высокую ступень на эволюционной
лестнице оно занимает, тем богаче та гамма
всевозможных эмоциональных состояний,
которые оно способно переживать. Количество
и качество потребностей человека в общем
и целом соответствует числу и разнообразию
характерных для него эмоциональных переживаний
и чувств, причем чем выше потребность
по своей социальной и нравственной значимости,
тем возвышеннее связанное с ней чувство.
Самая старая по
происхождению, простейшая и наиболее
распространенная среди живых существ
форма эмоциональных
Это обстоятельство
является существенным для понимания
жизненной роли эмоций. Оно говорит о том,
что наши субъективные переживания не
являются непосредственным, прямым отражением
собственных органических процессов.
С особенностями переживаемых нами эмоциональных
состояний связаны, вероятно, не столько
сопровождающие их органические изменения,
сколько возникающие при этом ощущения.
Тем не менее, определенная зависимость
между спецификой эмоциональных ощущений
и органическими реакциями все же имеется.
Она выражается в виде следующей, получившей
экспериментальное подтверждение связи:
чем ближе к центральной нервной системе
расположен источник органических изменений,
связанных с эмоциями, и чем меньше в нем
чувствительных нервных окончаний, тем
слабее возникающее при этом субъективное
эмоциональное переживание. Кроме того,
искусственное понижение органической
чувствительности приводит к ослаблению
силы эмоциональных переживаний.