Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:59, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть роль эмоций в жизни человека.
Задачи работы:
показать теории эмоций;
рассмотреть значение эмоций в жизни человека;
рассмотреть эмоции и личность.
Основные эмоциональные
состояния, которые испытывает человек,
делятся на собственно эмоции, чувства
и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают
процесс, направленный на удовлетворение
потребности, имеют идеаторный характер
и находятся как бы в начале его. Эмоции
и чувства выражают смысл ситуации для
человека с точки зрения актуальной в
данный момент потребности, значение для
ее удовлетворения предстоящего действия
или деятельности. Эмоции могут вызываться
как реальными, так и воображаемыми ситуациями.
Они, как и чувства, воспринимаются человеком
в качестве его собственных внутренних
переживаний, передаются другим людям,
сопереживаются. Эмоции относительно
слабо проявляются во внешнем поведении,
иногда извне вообще незаметны для постороннего
лица, если человек умеет хорошо скрывать
свои чувства. Они, сопровождая тот или
иной поведенческий акт, даже не всегда
осознаются, хотя всякое поведение, как
мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку
направлено на удовлетворение потребности.
Эмоциональный опыт человека обычно гораздо
шире, чем опыт его индивидуальных переживаний.
Чувства человека, напротив, внешне весьма
заметны.
Эмоции и чувства
- личностные образования. Они характеризуют
человека социально-психологически. Подчеркивая
собственно личностное значение эмоциональных
процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное
событие может вызвать формирование новых
эмоциональных отношений к различным
обстоятельствам... Предметом любви-ненависти
становится все, что познается субъектом
как причина удовольствия-неудовольствия».
Эмоции обычно следуют за актуализацией
мотива и до рациональной оценки адекватности
ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное
отражение, переживание сложившихся отношений,
а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать
ситуации и события, которые реально еще
не наступили, и возникают в связи с представлениями
о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.
Чувства же носят
предметный характер, связываются с
представлением или идеей о некотором
объекте. Другая особенность чувств
состоит в том, что они совершенствуются
и, развиваясь, образуют ряд уровней,
начиная от непосредственных чувств
и кончая высшими чувствами, относящимися
к духовным ценностям и идеалам.
Чувства носят
исторический характер. Они различны
у разных народов и могут по-разному
выражаться в разные исторические эпохи
у людей, принадлежащих к одним
и тем же нациям и культурам. В
индивидуальном развитии человека чувства
играют важную социализирующую роль. Они
выступают как значимый фактор в формировании
личности, в особенности ее мотивационной
сферы. На базе положительных эмоциональных
переживаний типа чувств появляются и
закрепляются потребности и интересы
человека.
Чувства - продукт
культурно-исторического
Аффекты - это
особо выраженные эмоциональные состояния,
сопровождаемые видимыми изменениями
в поведении человека, который их испытывает.
Аффект не предшествует поведению, а как
бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая
возникает в результате уже совершенного
действия или поступка и выражает собой
его субъективную эмоциональную окраску
с точки зрения того, в какой степени в
итоге совершения данного поступка удалось
достичь поставленной цели, удовлетворить
стимулировавшую его потребность. Аффекты
способствуют формированию в восприятии
так называемых аффективных комплексов,
выражающих собой целостность восприятия
определенных ситуаций. Развитие аффекта
подчиняется следующему закону: чем более
сильным является исходный мотивационный
стимул поведения и чем больше усилий
пришлось затратить на то, чтобы его реализовать,
чем меньше итог, полученный в результате
всего этого, тем сильнее возникающий
аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты
протекают бурно, быстро, сопровождаются
резко выраженными органическими изменениями
и двигательными реакциями.
Аффекты, как
правило, препятствуют нормальной организации
поведения, его разумности. Они способны
оставлять сильные и устойчивые
следы в долговременной памяти. В
отличие от аффектов работа эмоций
и чувств связана по преимуществу
с кратковременной и оперативной памятью.
Эмоциональная напряженность, накапливаемая
в результате возникновения аффекгогенных
ситуаций, может суммироваться и рано
или поздно, если ей вовремя не дать выхода,
привести к сильной и бурной эмоциональной
разрядке, которая, снимая напряжение,
часто влечет за собой ощущение усталости,
подавленности, депрессии.
Одним из наиболее
распространенных в наши дни видов
аффектов является стресс. Он представляет
собой состояние чрезмерно
Страсть - еще
один вид сложных, качественно своеобразных
и встречающихся только у человека эмоциональных
состояний. Страсть представляет собой
сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных
вокруг определенного вида деятельности
или предмета. Объектом страсти может
стать человек.
Мы описали
основные виды качественно своеобразных
эмоциональных процессов и
Кроме качественного
описания и соответствующей
Эмоции отличаются
по многим параметрам: по модальности
(качеству), по интенсивности, продолжительности,
осознанности, глубине, генетическому
источнику, сложности, условиям возникновения,
выполняемым функциям, воздействию на
организм. По последнему из названных
параметров эмоции делят на стенические
и астенические. Первые активизируют организм,
поднимают настроение, а вторые - расслабляют,
подавляют. Кроме того, эмоции делят на
низшие и высшие, а также по объектам, с
которыми они связаны (предметы, события,
люди и т.д.).
3. Эмоции и
личность
Эмоции, какими
бы разными они ни казались, неотделимы
от личности. То, что радует человека,
что его интересует, повергает в уныние,
волнует; что представляется ему смешным,
более всего характеризует его сущность,
его характер, индивидуальность.
С.Л.Рубинштейн
считал, что в эмоциональных
Эмоции человека
прежде всего связаны с его
потребностями. Они отражают состояние,
процесс и результат
Люди как личности
в эмоциональном плане
Экспериментальным
путем было установлено, что на возникающие
эмоции большое влияние оказывают не только
сопровождающие их вегетативные реакции,
но и внушение - пристрастная, субъективная
интерпретация вероятных последствий
воздействия на эмоции данного стимула.
Через психологический настрой, когнитивный
фактор оказалось возможным в широких
пределах манипулировать эмоциональными
состояниями людей. Это лежит в основе
разнообразных систем психотерапевтических
воздействий, распространившихся в нашей
стране за последние годы (к сожалению,
большинство из них научно не обоснованы
и с медицинской точки зрения не проверены).
Вопрос о связи
эмоций и мотивации (эмоциональных
переживаний и системы
Второй существенный
момент, связанный с личностным аспектом
эмоций, заключается в том, что
сама система и динамика типичных
эмоций характеризует человека как
личность. Особое значение для такой
характеристики имеет описание чувств,
типичных для человека. Чувства одновременно
содержат в себе и выражают отношение
и побуждение человека, причем то и другое
в глубоком человеческом чувстве обычно
слито. Высшие чувства, кроме того, несут
в себе нравственное начало.
Одним из таких
чувств является совесть. Она связана
с нравственной устойчивостью человека,
его принятием на себя моральных обязательств
перед другими людьми и неукоснительным
следованием им. Совестливый человек всегда
последователен и устойчив в своем поведении,
всегда соотносит свои поступки и решения
с духовными целями и ценностями, глубоко
переживая случаи отклонения от них не
только в собственном поведении, но и в
действиях других людей. Такому человеку
обычно стыдно за других людей, если они
себя ведут непорядочно. Увы, ситуация
в нашей стране, когда создавался данный
учебник, такова, что бездуховность реальных
человеческих отношений по причине многолетних
отклонений в нравственности, связанных
с расхождениями в господствующей идеологии
и реальном поведении тех, кто ее пропагандировал,
стала нормой повседневной жизни.
Эмоции человека
проявляются во всех видах человеческой
деятельности и особенно в художественном
творчестве. Собственная эмоциональная
сфера художника отражается в
выборе сюжетов, в манере письма, в
способе разработки избранных тем
и сюжетов. Все это вместе взятое составляет
индивидуальное своеобразие художника.
Эмоции входят
во многие психологически сложные состояния
человека, выступая как их органическая
часть. Такими комплексными состояниями,
включающими мышление, отношение
и эмоции, являются юмор, ирония, сатира
и сарказм, которые также можно трактовать
как виды творчества, если они приобретают
художественную форму. Юмор - это эмоциональное
проявление такого отношения к чему-либо
или к кому-либо, которое несет в себе сочетание
смешного и доброго. Это смех над тем, что
любишь, способ проявления симпатии, привлечения
внимания, создания хорошего настроения.
Ирония — это сочетание смеха и неуважительного
отношения, чаще всего пренебрежительного.
Такое отношение, однако, еще нельзя назвать
недобрым или злым. Сатира представляет
собой обличение, определенно содержащее
осуждение объекта. В сатире он, как правило,
представляется в неприглядном виде. Недоброе,
злое более всего проявляется в сарказме,
который представляет собой прямую издевку,
насмешку над объектом.
Кроме перечисленных
сложных состояний и чувств, следует
назвать еще трагизм. Это эмоциональное
состояние, возникающее при столкновении
сил добра и зла и победе
зла над добром.
Последнее особое
человеческое чувство, которое характеризует
его как личность, - это любовь. Настоящая
любовь, по его мнению, и представляет
собой вступление во взаимоотношения
с другим человеком как духовным существом.
Любовь является вхождением в непосредственные
отношения с личностью любимого, с его
своеобразием и неповторимостью.