Роль игры в развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:22, реферат

Описание работы

Цель работы.
I. На основе анализа теоретической литературы:
1. Определить значение игры для психического и физического развития ребенка;
2. Показать роль игры как важного средства воспитания;
3. Классифицировать игры по способам организации.

Работа содержит 1 файл

Реферат «Роль игры в развитии ребенка»..docx

— 45.69 Кб (Скачать)

 недели истории. Чтобы  всем было интересно, в соответствии  с этим

 распределили роли.

 Несколько ребят были  выбраны в качестве «мамонтов», это 12 человек. По

 несколько человек  из старших отрядов выбрали  в качестве «охотников» для

 организации нескольких  этапов, которые они должны были  преодолеть. Здесь

 были встречи с «волками»,  «болото», нужно было пройти через  «ущелье» по

 сваленному дереву, и  много других «неожиданностей»

 Все отряды выходили  «на охоту» через несколько  минут. Причем это были

 не отряды, а «племена  дикарей» со всеми соответствующими  атрибутами. Ребята

 готовили костюмы, не  обошлось и без грима, им  непременно хотелось идти в

 битву с «боевой  раскраской» на лицах. В конце  игры все довольные «дикари»

 собрались на костер. Каждое «племя дикарей» с визгами исполняло «ритуальные

 танцы»,которые готовили  в течении дня, и бросали свои трофеи в огонь. После

 этого водили хороводы, дружили с соседними племенами.

 Эта игра имела успех,  т.к. в ней было все то, что  необходимо для

 младших школьников, и  в то же время в ней был  полный простор, все условия

 для проявления лучших  качеств: трудность, элементы  соревнования, и своя

 важная интересная  роль у каждого из играющих.

 

 Вопрос о сочетании  игры и труда должны решаться  в зависимости от двух

 обстоятельств, определяющих  отношение детей к любому делу.

 Во-первых, насколько она  представляется детям серьезным,  важным.

 Во-вторых, от того, насколько  доступны детям навыки, умения  и

 организация этого  дела.

 Каждая игра, как показывает  опыт работы, оказывает свое воспитательное

 влияние, когда в  перспективе её находится серьёзное  дело, и когда на всем

 протяжении игры дети видят практическую ценность для людей того дела,

 которое они совершают в форме игры.

 

 §2.Педагогическое руководство  организаций игр.

 

 

 Чтобы эффективно воспитывать  школьников, недостаточно знать  набор игр.

 Игра, как и любое  другое средство, становится воспитательным  фактором

 только при соблюдении  ряда условий.

 Главное из них - это отношение педагога к детям,  которое выражается при

 помощи игровых приемов.  Его можно назвать игровой  позицией педагога.

 Организаторы игры  в условиях лагеря признаются, что самый трудный момент в

 организации игры - это  вовлечение педагогов в игровую  позицию. Встречаются

 педагоги, которые до  конца смены не «входят» в  игру.

 Можно заметить, что,  если по отношению к ребенку  мы говорим о воспитании

 игрой, то по отношению  к педагогу это испытание игрой.  Игровая позиция

 педагога это, прежде  всего, особый стиль отношений  между взрослыми и

 детьми.

 Интересен сам процесс  овладения игровым педагогическим  методом. Никакие

 рассказы об игровом  методе не дадут этого представления  о воспитательном

 значении игры, какое может сложиться почти мгновенно, если педагог сам

 включит себя в систему  игровых действий, начнет играть.

 Игровая позиция педагога  потому и превращает игру в  воспитательный фактор,

 что способствует гуманизации взаимоотношений «учитель-ученик».

 Это основная функция  игровой позиции педагога, которая  способствует

 созданию творческой  атмосферы.

 Очень многие игры, которые проходят неудачно и  не заинтересовывают детей,

 страдают одним недостатком-  отсутствием четко продуманной  роли для каждого

 участника. Поэтому  при организации игр педагог  должен умело распределить

 роли между участниками,  учитывая индивидуальные особенности  и интересы

 детей.

 Условия развертывания  самодеятельных игр школьников  позволяет понять,

 почему творческие  игры, организуемые взрослыми, подчас  не увлекают детей.

 Взрослые, организуя игру, должны создать то общее, единое  отношение у детей

 к игре, которое всегда уже существует у группы детей, объединенных

 самостоятельной игрой.  Взрослый должен сам обеспечить  интимность,

 серьезность и общность  отношений к игре у всех  играющих. Иначе игра не

 состоится, а это  возможно, когда он сам серьезно  и чутко отнесется к игре.

 Отсюда вытекает первое  требование, которому должна удовлетворять  специально

 организованная игра. Оно состоит в том, что большинство  играющих должны

 быть заинтересованы в её сюжете.

 Инициатива в самой  игре должна принадлежать детям,  даже если предложил её

 взрослый. Ни в коем  случае взрослый не должен  навязывать игру детям, если

 они не заинтересованы, т.к. эта затея не только  обречена на провал, но и

 создаёт недоброжелательные  отношения между педагогом и  детьми.

 Правильное отношение  к игре, специально организованной  с воспитательными

 целями, взрослый может  создать только при том условии, когда он сам считает

 её нужной и серьезной  деятельностью, увлечен идеей игры, её замыслом и

 хочет увлечь ими  детей. Однако, замысел игры всегда должен соответствовать

 интересам детей, иначе  они не будут увлечены им т.е. к педагогу

 предъявляются огромные  требования.

 Часто при проведении  сюжетно-ролевых игр с детьми  школьного возраста

 педагоги сталкиваются  не с отсутствием интереса  детей к какой-либо стороне

 деятельности взрослых, не с тем, что трудно пробудить  стремление играть на

 данном сюжете, а с трудностью развертывания самой игры. Поэтому функция

 взрослого не должна  заканчиваться разработанным совместно  с детьми планом

 игры ,а только начинаться в тот момент. Главное дело взрослого не начать

 игру, а провести её. Причем провести её так, чтобы  в процессе игры были

 решены те воспитательные  задачи, которые педагог ставит  в своей работе с

 данным коллективом.

 Если взрослый не  выполняет пришедших к нему  с игрой обязанностей, игра

 распадается. Многие  считают, что она распалась,  потому что ребята не

 испытывали интереса  к ней. Так утешают себя педагоги, которые сами не

 заинтересованы и не  хотят тратить своё время, силы  и энергию на то, что в

 глубине души, видимо, считают не столь важным. На  самом деле, если уже

 начатая игра распадается  или не приносит ожидаемого  эффекта, как правило,

 виноват в этом организатор  игры.

 Игра становится действительным  средством воспитания при условии

 целенаправленной педагогической  работы. Содержание педагогического

 руководства игрой  включает 3 этапа.

 В предигровой (подготовительный) период воспитатель помогает детям выбрать

 игру или придумать  новую, согласовать замыслы, распределить  роли. Кроме

 того, важно помочь  подобрать реквизиты, разобраться  в правилах.

 В ходе игры главное  - способствовать развитию самостоятельности  и

 творчества, регулировать  нравственную обстановку.

 Этап подведения итогов  важен для всех видов игр.  Основное внимание педагог

 должен уделить справедливой  оценке каждого ребенка, определению  победителя

 и проигравшего. Помимо  воображаемых или предписанных  правилами отношений в

 процессе игры возникают  отношения реальные: дружба или  вражда, возникнув в

 играх, могут переходить в повседневную жизнь детей. Так нельзя проводить

 игры-соревнования в  конфликтном коллективе.

 В после игровой  период задача педагога - закрепить  возникающие в играх

 положительные проявления  и тормозить негативные.

 Активное использование  детской игры способствует повышению  эффективности

 воспитательного процесса.

 Заключение

 

 Результатом курсовой  работы является обобщение педагогического  опыта по

 организации игр и  их изучению, сделаны выводы о  значении игры для

 психического и физического  развития ребенка.

 На основании наблюдений  и опыта организации игр раскрыта  зависимость уровня

 развития и типа  игры от возрастных особенностей. Так же представлены

 методические рекомендации  по организации игр.

 Для того чтобы игра  была эффективным средством развития  и воспитания

 ребенка, при организации  и проведении игр необходимо  выполнение следующих

 условий:

1.Содержание игры должно  служить развитию и воспитанию. Игры должны быть

 обязательно:

 а) эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие,

 радость);

 б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то

 узнавать, решать, мыслить);

 в) игры должны быть  социально ориентированные.

2.Основная цель педагога - последовательно руководить процессом

 формирования самостоятельной  игры у каждого ребенка и  коллектива в целом

,т.к.только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени

 влияет на психическое  развитие ребенка. В этом заключается  её

 педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла  своей ценности,

 свободы и непринужденности.

3.Необходим учет индивидуальных  и возрастных особенностей.

 

 При соблюдении этих  условий игра будет служить  развитию и воспитанию

 ребенка.

 Литература.

 

1) Аникеева Н.П. Воспитание  игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение,

1987.

2) Аникеева Н.П. Психологический  климат в коллективе. - М.: Просвещение,

1989.

3) Аникеева Н.П. Учителю  о психологическом климате в  коллективе.-М.,1983

4) Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности.-

 М.,1979.

5) Воспитание детей в  игре./Сост. Бондаренко С.М.-М., 1983.

6) Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

7) Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

8) Кон И.С. Социология  личности. - М., 1968.

9) Левитов Н.Д. Психологические  особенности подростков. – М.:

 Просвещение, 1967.

10) Спиваковская А.С. Игра-это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.

11) Усова А.Б. Роль игры  в воспитании детей. - М., 1976.

12) Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего

 возраста. - М., 1988.

13) Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.


Информация о работе Роль игры в развитии ребенка