Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:22, реферат
Цель работы.
I. На основе анализа теоретической литературы:
1. Определить значение игры для психического и физического развития ребенка;
2. Показать роль игры как важного средства воспитания;
3. Классифицировать игры по способам организации.
только неосмысленные
движения со строительным
что-то конструировать.
На третьем году жизни
коллективным играм. Сначала дети, требуя участников для игры, часто играют,
забывая, что около них находятся товарищи, а впоследствии уже вся игра
принимает коллективный характер, хотя строгого распределения ролей нет, и
дети обычно не замечают, что состав играющих уже имеется.
Интересно отметить, что игра так сильно связана с фантазией, что дети
предпочитают простые и грубые игрушки дорогим и роскошным, не оставляющим
никакой работы для воображения и требующим высшей осторожности в обращении
с ними.
В среднем дошкольном возрасте у детей начинает преобладать творчески
сюжетная игра, причем, как сюжеты или темы этих игр, так и их содержание
(действие, раскрывающее сюжет) становятся все более разнообразными,
воспроизводящими явления бытовые, производственные, общественной жизни, а
также материал сказок и рассказов.
К 6-7 годам, благодаря накоплению жизненного опыта, развитию новых и
относительно более
устойчивых интересов,
детей становятся более содержательными и усложняются по своей форме.
Часто сюжетами детей
служат события школьной жизни,
школу», являясь близкой
перспективой старших
Старшие дошкольники
в значительно большей степени,
допускают всякого рода условности в игре, заменяют одни предметы другими,
дают им вымышленные названия, изменяют порядок изображаемых действий и
т.д.
И все же, ведущим
видом деятельности
Сущность игры, как ведущей деятельности, состоит в том, что дети
отражают в игре
различные стороны жизни,
взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей
деятельности.
В игровом коллективе
у детей появляется
взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного
поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им было
воспринято ранее, свободнее
и лучше управляют своим
образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности
ребенка. Отметим наиболее
характерные черты игры
Дети обычно договариваются о ролях, а затем развертывают сюжет игры по
определенному плану, воссоздавая объективную ломку событий в определенной
последовательности. Каждое действие, производимое ребенком, имеет свое
логическое продолжение в другом, сменяющем его действии. Вещи, игрушки и
обстановка получают определенные игровые значения, которые сохраняются на
протяжении всей игры. Дети играют вместе, и действия одного ребенка связаны
с действиями другого.
Разыгрывание роли заполняет всю игру. Для детей является важным
выполнение всех требований, связанных с ролью, и они подчиняют этим
требованиям все свои игровые действия.
Нигде поведение ребенка
не бывает так
игре, и нигде оно не принимает такой свободной нравственно-воспитательной
формы.
Ребенок подчиняется правилу не потому, что ему грозит наказание, но
только потому, что соблюдение правила сулит ему внутреннее удовлетворение
игрою.
На основании проведенных экспериментов было сделано 2 вывода:
1.Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком.
Это и является основным мотивом в игре.
2.В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли. В младшем
возрасте для детей отношение «Я – роль» еще не существует. И хотя в игре
ребенок никогда не отождествляет себя полностью с тем человеком, функции
которого он воссоздает в игре. Только к концу дошкольного возраста (во
второй его половине),
это отношение создается
выражение в ряде симптомов, которые, в общем, могут быть обозначены как
критическое отношение к изображению взятой на себя роли или выполнение
ролей товарищами по игре.
В дошкольном возрасте
наблюдается значительное
регуляцией игрового
и неигрового поведения. В
способен к длительному подчинению своего поведения определенным правилам,
тогда как вне игры
это представляет для
особенно велик разрыв в уровне игровой и неигровой производительности у
детей 4-6 лет.
Организуя сюжетные игры в детском коллективе (особенно длительные)
педагог имеет возможность
влиять на реальные
группе детей через их игровые взаимоотношения.
Развитие ориентации на других в решающей степени зависит от взрослого,
который должен так
организовать деятельность
необходимость лучше узнать окружающих и себя. Для этого используются
сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают взаимоотношения между
персонажами. Помимо
этого, в процессе
формируется и целый
ряд способов выполнения
§ 3.2 Игры детей младшего школьного возраста
В возрасте 6-7 лет у
ребенка наступает период
деятельности – переход от игры к направленному учению (у Д.Б. Эльконина –
«кризис 7 лет»). Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности
младших школьников
необходимо создать условия,
переходу от одного ведущего типа деятельности к другому. Решая эту
проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе
(познавательные и
Младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра была
ведущим типом деятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и
непосредственность
Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать
значительное место.
Если спросить младших
учения, все они единодушно ответят: «Играем».
Потребность в игре как подготовке к труду, как выражению творчества,
как в тренировке сил и способностей, как, наконец, в простом развлечении у
школьников очень велика.
В младшем школьном
возрасте большое место
игры. Они характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя
определенную роль
и выполняет действия в
поступки конкретного человека.
Играя, дети стремятся
овладеть теми качествами
привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые
связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают
изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в
действительности.
Так ролевая игра
выступает как средство
процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают
способы взаимоотношений друг с другом. По сравнению с дошкольниками
младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета и
распределение ролей,
более целенаправленно
«Особое внимание следует обращать на организацию игр, направленных на
формирование умений общаться друг с другом и с другими людьми». (3,17)
При этом педагогу
необходимо использовать
подход к ребенку. Характерно, что очень стеснительные дети, которые сами не
могут играть в сценах из-за своей стеснительности, довольно легко
разыгрывают
Воспитательное значение
сюжетных игр у младших
в том, что они
служат средством познания
коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства
личности.
Младшие школьники понимают условность игры и поэтому допускают в играх
известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам.
В этом возрасте распространены подвижные игры. Дети с удовольствием
играют с мячом, бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется
быстрота реакций, сила, ловкость. В таких играх обычно присутствуют
элементы соревнования, что очень привлекает детей.
У детей этого возраста
наблюдается интерес к
дидактическим и
деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач.
Дидактические игры
могут применяться для
учащихся первых классов.
На протяжении младшего школьного возраста в детских играх происходят
существенные изменения: игровые интересы становятся устойчивей, игрушки
теряют для детей
свою привлекательность, на
спортивные и конструктивные игры. Игре постепенно уделяется меньше времени,
т.к. в досуге младшего школьника начинают занимать большое место чтение,
посещение кино, телевидение.
Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего
развития младшего
школьника, следует при
достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости
ребенку. Регулируя игры школьников, предупреждая в них случаи озорства,
непосильной физической нагрузки, эгоцентризма (желание играть всегда
главные роли), педагоги
вместе с тем не должны
инициативу и творчество.
Педагогически грамотно
организованная игра
возможности детей,
развивает организаторские
самодисциплины, доставляет
радость от совместных
§ 3.3 Игры детей подросткового возраста
Этот возраст очень
часто называют «трудным»,
социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в
новую систему отношений и общения с взрослыми и сверстниками, занимая среди
них новое место, выполняя новые функции.
В этом возрасте
доминирующей потребностью
общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Для подростка
важным становится
мнение товарищей. Во всех
ориентируется, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие
подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное
место в коллективе.
Это один из доминирующих
деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в
этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов намного: он
может даже поступиться
своими взглядами и
которые расходятся с его моральными установками. В подростковом возрасте
ярко начинает проявляться
самостоятельность, учащиеся
самостоятельно и стремятся
расширить сферу такой
находят возможность
удовлетворения бурно
считаться взрослыми.
Поведение и деятельность
подростка во многом
самооценки. Очень важно
для нормального развития
его самооценка была адекватной. Если самооценка не адекватная, то могут
формироваться такие качества, как неуверенность или излишняя
самоуверенность. В связи с этим у подростка часто возникают проблемы с
окружающими.
В подростковом возрасте
у ребенка происходит
отмежевание от детства,
постоянное и активное
– взрослый». Поэтому в энергичной самостоятельной деятельности подростки
видят средства приближения к идеалу взрослости.
Подросток полог противоречий. Недаром у поэта Е. Винокурова сказано:
Отрочество – это беспокойство:
«Вдруг я не такой, как все?»
И ужас. «Вдруг я такой, как все?»
Противоречия переходного
периода выразительно
форме воображаемого монолога перед взрослыми. «… Хватит меня принимать за
дурачка, за ребенка, я уже взрослый. Прошу на равных, да, требую уважения!
Но тот малый остаток детства, который у меня еще есть, - дайте дожить,
доиграть, оставьте, это мое!..»
Все это приводит
к обостренной потребности
мира.
Для подростка характерно повышенное внимание к себе и своим
переживаниям. Что зависит
от его стремления