Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:22, реферат
Цель работы.
I. На основе анализа теоретической литературы:
1. Определить значение игры для психического и физического развития ребенка;
2. Показать роль игры как важного средства воспитания;
3. Классифицировать игры по способам организации.
которые он предъявляет к своей личности, и которые предъявляют к нему
окружающие. А так же
от той большой
которые свойственны подросткам.
В связи с этим у подростка, как и у младшего школьника, сохраняется
противоречие между возможным и желаемым. Именно благодаря тому, что
подросток стремится всячески претворить в жизнь свои идеалы, стремится во
всем быть взрослым,
он яснее осознает
осуществления многих своих мечтаний.
Явно претендуя на
позицию взрослого, старшие
затевают творческие ролевые игры. Они хотят все желаемое осуществлять
реально, а не условно в игре. Но это часто не осуществимо. И, как
показывает опыт, подростки
стремятся участвовать в
организованных в коллективе, в рамках которых они, как правило,
осуществляют серьезную, часто трудовую деятельность.
Очень долгое время
роль творческой игры в
недооценивалась, т.к. психологи и педагоги считали, что творческие ролевые
игры к школьному возрасту уступают место играм с правилами и спортивным
играм, что творческая ролевая игра вообще перестает занимать сколько-нибудь
значимое место в жизни школьника.
В целях постепенного
перехода от детства к
переходная форма
выступать ролевая игра, т.к. в игровой роли играющий воспроизводит не
содержание социальной роли, а «усвоение общественного опыта» и реализация
собственной сущности
производится человеком
иной социальной роли в процессе деятельности. Лишь «выполняя» роль, он
включается в систему общественных отношений.
М.И. Бобнева этот период выделяет как игровой этап в формировании
личности и определяет
его как закономерный в
жизнедеятельности.
Почему игра в подростковом возрасте является средством освоения
социального опыта? Игра для подростка является привычным способом действия.
В такой связи Бобнева М.И. дает определение игры как «индивидуализированной
формы социализации»
и «социальной формы
Такое определение
автор соотносит с
подчиняется развитие личности, а именно типизацией как формированием
заданных группой и
обществом стереотипов, и
накоплением индивидуального опыта социального поведения, отношения к
приписываемым ее социальным
ролям. Игра приобщает «
миру в индивидуализированной форме.
Игровая деятельность
подростков отличается от
детей младшего школьного возраста. Видимо, тем, что в ней он не действует
именно так, как он может и умеет, но в новых условиях и раскрывает свои
возможности, прежде невостребованные. Игра предлагает новые условия для
подростка, а не игру во взрослых.
Общее количество игр
в подростковом возрасте
проведенном исследовании В.М. Григорьевым, выявлено, что у одного подростка
в течение года может быть от 372 до 818 различных игр и забав. В результате
наблюдения более чем за сотней подростков у них было зафиксировано более
1400 игр в течение года, из которых 120 были сюжетно-ролевыми. Так что
существующее мнение, среди некоторых педагогов, о резком сокращении ролевых
игр среди подростков не подтверждается практикой.
На мой взгляд, трудность вовлечения подростка в игру состоит в том,
что, желая быть «взрослым», подросток принимает позицию взрослого, то есть
начинает относиться к игре как детской забаве. Как указано выше, для него
очень важно мнение
о нем сверстников, и
детской игре.
Бурное развитие воображения у подростков. Их стремление «просмотреть» и
«примерить» взрослые роли и отношения, сохранив при этом полную автономию и
независимость, приводят к активному использованию игр - фантазирования, игр
- грез. Эти игры А.Н. Леонтьев относит к рубежным играм, т.е. находящимся
на грани игры и
неигровой творческой
В эти игры подростки играют, как правило, по двое или в одиночестве.
Одна из причин заключена в том, что в реальных играх роли распределяют
лидеры. Большинство «играющих»
должны удовлетворяться той
достанется.
В играх - фантазирования
автор игры не только
желаемую роль, но здесь идет отождествление со всеми ролями.
В ролевых играх
подростки стремятся к
Подростки способны не только придумать весь ход игры, но и без помощи
взрослых организовать достаточно сложную совместную деятельность, где игра
и труд тесно переплетены.
У подростков мальчиков более обострена потребность в активном,
действенном утверждении себя взрослыми по сравнению с девочками. Сюжеты для
игр они берут из фильмов.
Большое место в
подростковом возрасте
привлекательны для учащихся данного возраста своей остротой и боевой
целенаправленностью,
возможностью проявить свои
также силу воли.
В игровой деятельности подростков на первый план выступает смекалка,
ориентировка, смелость.
Подросток проявляет
точному соблюдению правил игры и к качеству игровой деятельности, он хочет
не просто играть, а овладевать «мастерством» игры, т.е. вырабатывать в игре
необходимые для неё навыки, развивать определенные личные качества.
Игры подростков по сравнению с играми младших школьников носят более
устойчивый характер.
Подростки организуются
постоянные игровые коллективы с распределением ролей, с установлением
некоторых традиций, с тенденцией бороться за честь этого коллектива. В
связи с этим становится
более устойчивым и
Соревнования длятся
иногда в течение
Индивидуальные интересы
к различным играм у
известную устойчивость. В этом возрасте выделяются любители подвижных или
комнатных настольных
игр, футболисты или
Некоторым подросткам
больше нравятся игры
конструирование.
Однако эти содержательные
игры не исчерпывают всех
возможностей игровой деятельности, которые могут быть использованы в работе
с подростками.
Выводы
Принципы игрового
общения, обеспечивающие
следующие:
1.Самоцельность и
продуктовом результате, который если и может иметь место в игре то, как
артефакт, в плане игры
не предусмотренный и
2.Основной мотив вступления в игровое общение-потребность человека не
как биологического или социального существа, а как существа культурного.
Игра в этом ключе
вырабатывает механизмы
постигает свои жизненные смыслы, приобщается к высшим жизненным ценностям
коллектива.
3.Добровольность. Роли в
игре не назначаются, а
играющими, вырабатываются в процессе игры.
4.У игры своя особая
пространственно-временная
искусственна, идеальна, поскольку условна. У неё есть свои правила, свои
роли, вой сюжет, вои игровые задачи. Вне правил игра бессмысленна.
5.Игра всегда конкретна,
ситуативная, уникальна,
6.Трехплановость. Каждый участник игры сочетает в себе одновременно
жизненную позицию, социальную функцию и игровую роль. Последняя задаётся
условиями игры. Социальная функция дана субъекту как члену определенного
социума (каждый объект в этом случае функционер). Жизненная позиция никем и
ничем не задается, а вырабатывается лично каждым субъектом.
Разумеется, ни один
из приведенных принципов
«работает» изолированно от других.
Особое значение имеют ролевые игры. В их применениях осуществляются
такие подходы:
теория ролевого поведения.
Структурной единицей игры является роль. Ролевые игры в центре ставят
личностный подход, психологию
межличностных отношений.
игровых ситуаций ролевого характера является разрешение психологических
конфликтов, оценочное отношение к себе и окружающим, мотивация поступков и
т.д.
В качестве основных единиц игры выделяют также мнимую ситуацию, сюжет и
содержание, т.к. именно
этим компонентам в
регулирующие функции.
Глава № 2
Методика и организация игр во вне-учебной работе.
§1. Организация сюжетно-ролевых игр в условиях лагеря
В условиях лагеря перед вожатым (воспитателем) с первых дней ставится
задача помочь ребятам
адаптироваться к новым
помочь ребятам познакомиться друг с другом, создать на базе отряда
коллектив, сплотить
ребят, способствовать
создать ощущение радости, хорошего эмоционально настроя.
Для этого целесообразно
провести следующие
«снежный ком», «печки-лавочки», «мой правый сосед», «БИНГО» и т.п.
Все эти игры способствуют созданию хорошего настроения и нацеливают
детей на доброжелательные отношения друг с другом.
Для выявления лидера в микрогруппах проводилась игра «Молекула-
Хаос».Дети делились на команды (2 или 3). И им предлагались различные
задания. Например- построиться по:
цвету волос(от темного к светлому);
по росту;
по первой букве имени;
по названиям любых цветов;
по цвету обуви, одежды и т.д.
Оценивалось время, за которое команды выполняли задания и правильность
выполнения. Выигрывала та команда, которая сумела быстрее организоваться и
распределиться.
После организационного
периода проводятся
«Ромашка», «Конкурс
актёрского мастерства» на
способностей и на сплочение коллектива.
«Ромашка»
Эту игру можно проводить
как командную, так и
групповую (2-3 человека). Игроки поочерёдно вытягивают по лепестку ромашки
с различными творческими заданиями.
Примерные задания:
-изобразить картину «Три богатыря»;
-показать фрагмент сказки «Колобок»;
-исполнить 3 песни, начинающиеся вопросом;
-мимикой и жестами показать пословицу и т.п.
«Конкурс активного мастерства»
Количество игроков
неограниченно. Конкурс
парный и индивидуальный.
Конкурсные задания составляются в зависимости от состава и возраста
участников.
Когда не позволяют
погодные условия проводить
проводить в комнате
игры спортивного характера,
сосредоточенности, на
развитие логического и
К таким играм относятся: «Нарисуй слово», «Загадочный предмет», «Черный
ящик», «Детективы», «Пожалуйста» или «Капитаны». А также различные
настольные игры, в
т.ч. «шашки», «шахматы».
этим играм с награждением и призами.
Обычно подростков привлекает игра, которая охватывает детей не одного
отряда, а целой дружины. Такая игра приобретает как бы общественное
значение и потому
больше нравится старшим
первый взгляд представляет
трудности, т.к. при этом
возрастные особенности
младших и старших ребят.
добиться сочетания интересов разных по возрасту школьников, если подходить
серьезно к распределению ролей в игре и стремиться приблизить игровые
эпизоды к ситуациям
действительной жизни,
школьников подросткового возраста.
В детских оздоровительных центрах не раз наблюдались такие игры, в
которых с удовольствием участвовали все дети. Приведу описание одной из
таких игр.
Игра начиналась после ужина, хотя подготовка к ней велась в течение
всего дня. План игры
был придуман вожатым
отрядов. Игра называлась «Охота на мамонтов», и была подчинена общей идеи