Роль игры в развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:22, реферат

Описание работы

Цель работы.
I. На основе анализа теоретической литературы:
1. Определить значение игры для психического и физического развития ребенка;
2. Показать роль игры как важного средства воспитания;
3. Классифицировать игры по способам организации.

Работа содержит 1 файл

Реферат «Роль игры в развитии ребенка»..docx

— 45.69 Кб (Скачать)

 которые он предъявляет  к своей личности, и которые  предъявляют к нему

 окружающие. А так же  от той большой чувствительности  и эмоциональности,

 которые свойственны подросткам.

 В связи с этим  у подростка, как и у младшего  школьника, сохраняется

 противоречие между  возможным и желаемым. Именно  благодаря тому, что

 подросток стремится  всячески претворить в жизнь  свои идеалы, стремится во

 всем быть взрослым, он яснее осознает невозможность  немедленного

 осуществления многих  своих мечтаний.

 Явно претендуя на  позицию взрослого, старшие подростки  13-14 лет редко

 затевают творческие  ролевые игры. Они хотят все  желаемое осуществлять

 реально, а не условно  в игре. Но это часто не осуществимо.  И, как

 показывает опыт, подростки  стремятся участвовать в сюжетно-ролевых  играх,

 организованных в коллективе, в рамках которых они, как правило,

 осуществляют серьезную,  часто трудовую деятельность.

 Очень долгое время  роль творческой игры в воспитании  подростков

 недооценивалась, т.к.  психологи и педагоги считали,  что творческие ролевые

 игры к школьному  возрасту уступают место играм  с правилами и спортивным

 играм, что творческая  ролевая игра вообще перестает  занимать сколько-нибудь

 значимое место в  жизни школьника.

 

 В целях постепенного  перехода от детства к взрослости  необходима особая

 переходная форма жизнедеятельности  подростков. В качестве таковой  может

 выступать ролевая  игра, т.к. в игровой роли играющий  воспроизводит не

 содержание социальной  роли, а «усвоение общественного  опыта» и реализация

 собственной сущности  производится человеком посредством  выполнения той или

 иной социальной роли  в процессе деятельности. Лишь  «выполняя» роль, он

 включается в систему  общественных отношений.

 М.И. Бобнева этот период выделяет как игровой этап в формировании

 личности и определяет  его как закономерный в освоении  условий

 жизнедеятельности.

 Почему игра в подростковом  возрасте является средством  освоения

 социального опыта?  Игра для подростка является  привычным способом действия.

 В такой связи Бобнева М.И. дает определение игры как «индивидуализированной

 формы социализации»  и «социальной формы индивидуализации».

 Такое определение  автор соотносит с закономерностями, которым

 подчиняется развитие  личности, а именно типизацией  как формированием

 заданных группой и  обществом стереотипов, и индивидуализацией  как

 накоплением индивидуального  опыта социального поведения,  отношения к

 приписываемым ее социальным  ролям. Игра приобщает «играющих» к реальному

 миру в индивидуализированной  форме.

 Игровая деятельность  подростков отличается от игровой  деятельности

 детей младшего школьного  возраста. Видимо, тем, что в ней  он не действует

 именно так, как он  может и умеет, но в новых  условиях и раскрывает свои

 возможности, прежде  невостребованные. Игра предлагает  новые условия для

 подростка, а не игру  во взрослых.

 Общее количество игр  в подростковом возрасте необычайно  велико. В

 проведенном исследовании В.М. Григорьевым, выявлено, что у одного подростка

 в течение года может  быть от 372 до 818 различных игр  и забав. В результате

 наблюдения более чем  за сотней подростков у них  было зафиксировано более

1400 игр в течение года, из которых 120 были сюжетно-ролевыми. Так что

 существующее мнение, среди некоторых педагогов, о  резком сокращении ролевых

 игр среди подростков  не подтверждается практикой.

 На мой взгляд, трудность  вовлечения подростка в игру  состоит в том,

 что, желая быть «взрослым», подросток принимает позицию  взрослого, то есть

 начинает относиться  к игре как детской забаве. Как указано выше, для него

 очень важно мнение  о нем сверстников, и подросток  боится быть уличенным в

 детской игре.

 Бурное развитие воображения  у подростков. Их стремление «просмотреть»  и

 «примерить» взрослые  роли и отношения, сохранив  при этом полную автономию  и

 независимость, приводят  к активному использованию игр  - фантазирования, игр

- грез. Эти игры А.Н.  Леонтьев относит к рубежным  играм, т.е. находящимся

 на грани игры и  неигровой творческой деятельности.

 В эти игры подростки  играют, как правило, по двое  или в одиночестве.

 Одна из причин заключена  в том, что в реальных играх  роли распределяют

 лидеры. Большинство «играющих»  должны удовлетворяться той ролью,  которая

 достанется.

 В играх - фантазирования  автор игры не только обеспечивает  себе

 желаемую роль, но здесь  идет отождествление со всеми  ролями.

 В ролевых играх  подростки стремятся к групповому  сотрудничеству.

 Подростки способны  не только придумать весь ход  игры, но и без помощи

 взрослых организовать  достаточно сложную совместную  деятельность, где игра

 и труд тесно переплетены.

 У подростков мальчиков  более обострена потребность  в активном,

 действенном утверждении себя взрослыми по сравнению с девочками. Сюжеты для

 игр они берут из  фильмов.

 Большое место в  подростковом возрасте занимают  спортивные игры. Они

 привлекательны для учащихся данного возраста своей остротой и боевой

 целенаправленностью,  возможностью проявить свои физические  качества, а

 также силу воли.

 В игровой деятельности  подростков на первый план  выступает смекалка,

 ориентировка, смелость. Подросток проявляет повышенные  требования к

 точному соблюдению  правил игры и к качеству  игровой деятельности, он хочет

 не просто играть, а  овладевать «мастерством» игры, т.е. вырабатывать в игре

 необходимые для неё  навыки, развивать определенные  личные качества.

 Игры подростков по  сравнению с играми младших  школьников носят более

 устойчивый характер. Подростки организуются нередко  в более или менее

 постоянные игровые  коллективы с распределением  ролей, с установлением

 некоторых традиций, с  тенденцией бороться за честь  этого коллектива. В

 связи с этим становится  более устойчивым и соревнование  в игре.

 Соревнования длятся  иногда в течение продолжительного  времени.

 Индивидуальные интересы  к различным играм у подростков  приобретают

 известную устойчивость. В этом возрасте выделяются  любители подвижных или

 комнатных настольных  игр, футболисты или волейболисты, шахматисты и т.д.

 Некоторым подросткам  больше нравятся игры строительные, например,

 конструирование.

 Однако эти содержательные  игры не исчерпывают всех воспитательных

 возможностей игровой  деятельности, которые могут быть  использованы в работе

 с подростками.

 

 

 Выводы

 

 Принципы игрового  общения, обеспечивающие саморазвитие  личности

 следующие:

1.Самоцельность и самоценность. Сущность игры в её процессе, а не в

 продуктовом результате, который если и может иметь место в игре то, как

 артефакт, в плане игры  не предусмотренный и необязательный.

2.Основной мотив вступления  в игровое общение-потребность  человека не

 как биологического  или социального существа, а как  существа культурного.

 Игра в этом ключе  вырабатывает механизмы саморазвития. Человек в игре

 постигает свои жизненные  смыслы, приобщается к высшим  жизненным ценностям

 коллектива.

3.Добровольность. Роли в  игре не назначаются, а выбираются  самими

 играющими, вырабатываются в процессе игры.

4.У игры своя особая  пространственно-временная организация.  Игра

 искусственна, идеальна, поскольку условна. У неё есть  свои правила, свои

 роли, вой сюжет, вои  игровые задачи. Вне правил игра  бессмысленна.

5.Игра всегда конкретна,  ситуативная, уникальна, неповторима.

6.Трехплановость. Каждый  участник игры сочетает в себе  одновременно

 жизненную позицию,  социальную функцию и игровую  роль. Последняя задаётся

 условиями игры. Социальная  функция дана субъекту как  члену определенного

 социума (каждый объект  в этом случае функционер). Жизненная  позиция никем и

 ничем не задается, а вырабатывается лично каждым  субъектом.

 

 Разумеется, ни один  из приведенных принципов игрового  общения не

 «работает» изолированно  от других.

 Особое значение имеют  ролевые игры. В их применениях  осуществляются

 такие подходы: психологическая  теория игры и социально-психологическая

 теория ролевого поведения.

 Структурной единицей  игры является роль. Ролевые игры  в центре ставят

 личностный подход, психологию  межличностных отношений. Объектом  внимания

 игровых ситуаций ролевого  характера является разрешение  психологических

 конфликтов, оценочное  отношение к себе и окружающим, мотивация поступков и

 т.д.

 В качестве основных  единиц игры выделяют также  мнимую ситуацию, сюжет и

 содержание, т.к. именно  этим компонентам в значительной  степени принадлежат

 регулирующие функции.

 Глава № 2

 

 Методика и организация  игр во вне-учебной работе.

 

 

 §1. Организация сюжетно-ролевых  игр в условиях лагеря

 

 В условиях лагеря  перед вожатым (воспитателем) с  первых дней ставится

 задача помочь ребятам  адаптироваться к новым условиям  жизнедеятельности,

 помочь ребятам познакомиться  друг с другом, создать на базе  отряда

 коллектив, сплотить  ребят, способствовать развитию  отношений между ними,

 создать ощущение радости,  хорошего эмоционально настроя.

 Для этого целесообразно  провести следующие коллективно-творческие  игры:

 «снежный ком», «печки-лавочки», «мой правый сосед», «БИНГО» и  т.п.

 Все эти игры способствуют  созданию хорошего настроения  и нацеливают

 детей на доброжелательные  отношения друг с другом.

 Для выявления лидера  в микрогруппах проводилась игра «Молекула-

 Хаос».Дети делились на команды (2 или 3). И им предлагались различные

 задания. Например- построиться по:

 цвету волос(от темного к светлому);

 по росту;

 по первой букве  имени;

 по названиям любых  цветов;

 по цвету обуви, одежды  и т.д.

 Оценивалось время,  за которое команды выполняли  задания и правильность

 выполнения. Выигрывала  та команда, которая сумела  быстрее организоваться и

 распределиться.

 После организационного  периода проводятся коллективно-творческие  игры:

 «Ромашка», «Конкурс  актёрского мастерства» на выявление  творческих

 способностей и на  сплочение коллектива.

 

 

 «Ромашка»

 

 Эту игру можно проводить  как командную, так и индивидуальную  или

 групповую (2-3 человека). Игроки поочерёдно вытягивают по лепестку ромашки

 с различными творческими  заданиями.

 

 Примерные задания:

-изобразить картину «Три  богатыря»;

-показать фрагмент сказки  «Колобок»;

-исполнить 3 песни, начинающиеся  вопросом;

-мимикой и жестами  показать пословицу и т.п.

 «Конкурс активного  мастерства»

 

 Количество игроков  неограниченно. Конкурс проходит  в 3 этапа: массовый,

 парный и индивидуальный.

 Конкурсные задания  составляются в зависимости от  состава и возраста

 участников.

 Когда не позволяют  погодные условия проводить игры  на воздухе, можно

 проводить в комнате  игры спортивного характера, требующие  внимательности,

 сосредоточенности, на  развитие логического и абстрактного  мышления.

 К таким играм относятся:  «Нарисуй слово», «Загадочный предмет», «Черный

 ящик», «Детективы»,  «Пожалуйста» или «Капитаны». А  также различные

 настольные игры, в  т.ч. «шашки», «шахматы». Можно  устроить состязание по

 этим играм с награждением  и призами.

 Обычно подростков  привлекает игра, которая охватывает  детей не одного

 отряда, а целой дружины.  Такая игра приобретает как  бы общественное

 значение и потому  больше нравится старшим ребятам.  Организация игр на

 первый взгляд представляет  трудности, т.к. при этом должны  быть учтены

 возрастные особенности  младших и старших ребят. Однако  не так уж трудно

 добиться сочетания  интересов разных по возрасту  школьников, если подходить

 серьезно к распределению  ролей в игре и стремиться  приблизить игровые

 эпизоды к ситуациям  действительной жизни, последнее  привлекает к себе

 школьников подросткового  возраста.

 В детских оздоровительных  центрах не раз наблюдались  такие игры, в

 которых с удовольствием участвовали все дети. Приведу описание одной из

 таких игр.

 Игра начиналась после  ужина, хотя подготовка к ней  велась в течение

 всего дня. План игры  был придуман вожатым совместно  с представителем

 отрядов. Игра называлась  «Охота на мамонтов», и была  подчинена общей идеи

Информация о работе Роль игры в развитии ребенка