Роль игры в развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная
роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его
внутреннего содержания.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом
деятельности, в котором формируется его личность.

Работа содержит 1 файл

Роль игры в развитии ребенка.docx

— 65.45 Кб (Скачать)

             Методика и организация игр  во вне-учебной  работе. 
 

    §1. Организация  сюжетно-ролевых игр в условиях  лагеря 

    В условиях  лагеря перед вожатым (воспитателем) с первых  дней  ставится

задача помочь ребятам адаптироваться  к  новым  условиям  жизнедеятельности,

помочь  ребятам  познакомиться  друг  с  другом,  создать  на  базе   отряда

коллектив, сплотить ребят, способствовать  развитию  отношений  между  ними,

создать ощущение радости, хорошего эмоционально настроя.

    Для  этого целесообразно провести  следующие коллективно-творческие  игры:

«снежный ком», «печки-лавочки», «мой правый сосед», «БИНГО»  и т.п.

    Все  эти игры способствуют созданию  хорошего  настроения  и  нацеливают

детей на доброжелательные отношения друг с другом.

    Для   выявления  лидера  в  микрогруппах  проводилась  игра   «Молекула-

Хаос».Дети  делились на команды (2  или  3).  И  им  предлагались  различные

задания. Например- построиться по:

    цвету  волос(от темного к светлому);

    по росту;

    по первой  букве имени;

    по названиям  любых цветов;

    по цвету  обуви, одежды и т.д.

    Оценивалось  время, за которое команды выполняли  задания и  правильность

выполнения. Выигрывала та команда, которая сумела быстрее  организоваться  и

распределиться.

    После  организационного периода  проводятся  коллективно-творческие игры:

«Ромашка»,  «Конкурс  актёрского   мастерства»   на   выявление   творческих

способностей и  на сплочение коллектива. 
 

    «Ромашка» 

    Эту  игру можно  проводить  как   командную,  так  и  индивидуальную  или

групповую (2-3 человека). Игроки поочерёдно вытягивают по  лепестку  ромашки

с различными творческими  заданиями. 

    Примерные  задания:

    -изобразить  картину «Три богатыря»;

    -показать  фрагмент сказки «Колобок»;

    -исполнить  3 песни, начинающиеся вопросом;

    -мимикой  и жестами показать пословицу  и т.п.

    «Конкурс  активного мастерства» 

    Количество  игроков неограниченно. Конкурс  проходит в 3 этапа: массовый,

парный и индивидуальный.

    Конкурсные  задания составляются в зависимости   от  состава  и  возраста

участников.

    Когда  не позволяют погодные условия  проводить игры  на  воздухе,  можно

проводить в комнате  игры спортивного  характера,  требующие  внимательности,

сосредоточенности, на развитие логического и абстрактного мышления.

    К таким  играм относятся: «Нарисуй слово», «Загадочный предмет», «Черный

ящик»,  «Детективы»,  «Пожалуйста»  или  «Капитаны».   А   также   различные

настольные игры, в т.ч. «шашки», «шахматы».  Можно  устроить  состязание  по

этим играм с  награждением и призами.

    Обычно  подростков привлекает игра, которая  охватывает детей  не  одного

отряда,  а  целой  дружины.  Такая  игра  приобретает  как  бы  общественное

значение  и  потому больше  нравится  старшим  ребятам.  Организация  игр  на

первый взгляд представляет трудности,  т.к.  при  этом  должны  быть  учтены

возрастные особенности  младших и старших ребят.  Однако  не  так  уж  трудно

добиться сочетания  интересов разных по возрасту школьников,  если  подходить

серьезно к распределению  ролей  в  игре  и  стремиться  приблизить  игровые

эпизоды к  ситуациям  действительной  жизни,  последнее  привлекает  к  себе

школьников подросткового  возраста.

    В детских  оздоровительных центрах не  раз   наблюдались  такие  игры,  в

которых с удовольствием  участвовали все  дети.  Приведу  описание  одной  из

таких игр.

    Игра  начиналась после ужина, хотя  подготовка к  ней  велась  в  течение

всего дня.  План  игры  был  придуман  вожатым  совместно  с  представителем

отрядов. Игра называлась «Охота на мамонтов», и была  подчинена  общей  идеи

недели  истории.  Чтобы  всем  было  интересно,  в   соответствии   с   этим

распределили роли.

    Несколько  ребят были выбраны в качестве  «мамонтов», это  12 человек. По

несколько человек  из старших отрядов  выбрали  в  качестве  «охотников»  для

организации нескольких этапов, которые они  должны  были  преодолеть.  Здесь

были встречи  с  «волками»,  «болото», нужно  было пройти через   «ущелье»  по

сваленному дереву, и много других «неожиданностей»

    Все  отряды выходили «на охоту»  через несколько минут. Причем  это  были

не отряды, а  «племена дикарей» со всеми соответствующими атрибутами.  Ребята

готовили костюмы, не обошлось и без грима, им  непременно  хотелось  идти  в

битву с «боевой  раскраской» на лицах. В конце  игры  все  довольные  «дикари»

собрались на костер. Каждое «племя дикарей» с визгами  исполняло  «ритуальные

танцы»,которые  готовили в течении дня, и бросали  свои трофеи в огонь.  После

этого водили хороводы, дружили с соседними племенами.

    Эта  игра имела успех, т.к. в   ней  было  все  то,  что   необходимо  для

младших школьников, и в то же время в ней был  полный  простор,  все  условия

для проявления лучших качеств:  трудность,  элементы  соревнования,  и  своя

важная интересная роль у каждого из играющих. 

    Вопрос  о сочетании игры и труда  должны решаться в зависимости   от  двух

обстоятельств, определяющих отношение детей к любому делу.

    Во-первых, насколько она представляется  детям серьезным, важным.

    Во-вторых,  от  того,  насколько  доступны  детям  навыки,   умения   и

организация этого  дела.

    Каждая  игра, как показывает опыт работы, оказывает свое  воспитательное

влияние, когда  в перспективе её находится серьёзное  дело, и  когда  на  всем

протяжении игры дети видят  практическую  ценность  для   людей  того  дела,

которое они совершают  в форме игры. 

    §2.Педагогическое  руководство организаций игр. 
 

Чтобы эффективно  воспитывать  школьников,  недостаточно  знать  набор  игр.

Игра, как и   любое  другое  средство,  становится  воспитательным  фактором

только при соблюдении ряда условий.

Главное из них - это  отношение педагога  к  детям,  которое  выражается  при

помощи игровых  приемов. Его можно назвать игровой  позицией педагога.

Организаторы игры в условиях лагеря признаются, что  самый трудный  момент  в

организации игры - это вовлечение педагогов в игровую  позицию.  Встречаются

педагоги, которые  до конца смены не «входят» в игру.

Можно заметить, что, если по отношению к ребенку  мы  говорим  о  воспитании

игрой, то по отношению  к  педагогу  это  испытание  игрой.  Игровая  позиция

педагога это,  прежде  всего,  особый  стиль  отношений  между  взрослыми  и

детьми.

Интересен сам  процесс овладения  игровым  педагогическим  методом.   Никакие

рассказы об игровом  методе не дадут  этого  представления  о  воспитательном

значении игры, какое может  сложиться  почти  мгновенно,  если  педагог  сам

включит себя в  систему игровых действий, начнет играть.

Игровая позиция  педагога потому и превращает игру в  воспитательный  фактор,

что способствует гуманизации взаимоотношений «учитель-ученик».

Это  основная  функция  игровой  позиции  педагога,   которая   способствует

созданию творческой атмосферы.

Очень многие игры, которые проходят неудачно и  не  заинтересовывают  детей,

страдают одним  недостатком- отсутствием четко  продуманной роли  для  каждого

участника. Поэтому  при организации игр  педагог  должен  умело  распределить

роли между  участниками,  учитывая  индивидуальные  особенности  и  интересы

детей.

Условия  развертывания  самодеятельных  игр  школьников  позволяет   понять,

почему творческие игры, организуемые взрослыми, подчас не увлекают детей.

Взрослые, организуя  игру, должны создать то общее, единое отношение у  детей

к  игре,  которое  всегда  уже  существует  у  группы  детей,   объединенных

самостоятельной  игрой.   Взрослый   должен   сам   обеспечить   интимность,

серьезность и  общность отношений к игре  у  всех  играющих.  Иначе  игра  не

состоится, а это  возможно, когда он сам серьезно и чутко отнесется к игре.

Отсюда вытекает первое требование, которому должна удовлетворять  специально

организованная  игра. Оно состоит в  том,  что  большинство  играющих  должны

быть заинтересованы в её сюжете.

Инициатива в  самой игре должна принадлежать детям, даже  если  предложил  её

взрослый. Ни в  коем случае взрослый не должен навязывать  игру  детям,  если

они не заинтересованы, т.к. эта  затея не только обречена на  провал,  но  и

создаёт недоброжелательные отношения между педагогом и  детьми.

Правильное отношение  к игре,  специально  организованной  с  воспитательными

целями, взрослый может создать только при том  условии, когда он сам  считает

её нужной и  серьезной деятельностью, увлечен  идеей   игры,  её  замыслом  и

хочет увлечь ими  детей. Однако, замысел игры всегда  должен  соответствовать

интересам  детей,  иначе  они  не  будут  увлечены  им   т.е.   к   педагогу

предъявляются огромные требования.

Часто  при  проведении  сюжетно-ролевых  игр  с  детьми  школьного  возраста

педагоги сталкиваются не с отсутствием интереса детей  к  какой-либо  стороне

деятельности взрослых, не с тем, что трудно пробудить  стремление  играть  на

данном сюжете, а с трудностью  развертывания  самой  игры.  Поэтому  функция

взрослого не должна заканчиваться разработанным совместно  с  детьми  планом

игры ,а только начинаться в тот момент. Главное  дело  взрослого  не  начать

игру, а провести её. Причем провести её так,  чтобы  в  процессе  игры  были

решены те воспитательные задачи, которые педагог ставит  в  своей  работе  с

данным коллективом.

Если взрослый не выполняет пришедших  к  нему  с  игрой  обязанностей,  игра

Информация о работе Роль игры в развитии ребенка