Роль игры в развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная
роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его
внутреннего содержания.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом
деятельности, в котором формируется его личность.

Работа содержит 1 файл

Роль игры в развитии ребенка.docx

— 65.45 Кб (Скачать)

                 И ужас. «Вдруг я такой, как  все?»

    Противоречия  переходного периода  выразительно  изображены  В.  Леви  в

форме воображаемого  монолога перед взрослыми. «… Хватит  меня  принимать  за

дурачка, за ребенка, я уже взрослый. Прошу на равных, да,  требую  уважения!

Но тот малый  остаток детства, который у  меня  еще  есть,  -  дайте  дожить,

доиграть, оставьте, это мое!..»

    Все  это приводит к обостренной  потребности создания своего  собственного

мира.

    Для   подростка  характерно  повышенное  внимание   к   себе   и   своим

переживаниям. Что  зависит от его стремления удовлетворять  тем  требованиям,

которые он предъявляет  к  своей  личности,  и  которые  предъявляют  к  нему

окружающие. А так  же от  той  большой  чувствительности  и  эмоциональности,

которые свойственны  подросткам.

    В связи  с этим у подростка, как и   у  младшего  школьника,  сохраняется

противоречие  между  возможным  и  желаемым.  Именно  благодаря  тому,   что

подросток стремится  всячески претворить в жизнь свои  идеалы,  стремится  во

всем  быть  взрослым,   он   яснее   осознает   невозможность   немедленного

осуществления многих своих мечтаний.

    Явно  претендуя на позицию взрослого,  старшие подростки 13-14 лет   редко

затевают творческие  ролевые  игры.  Они  хотят  все  желаемое  осуществлять

реально, а  не  условно  в  игре.  Но  это  часто  не  осуществимо.  И,  как

показывает опыт, подростки стремятся участвовать  в  сюжетно-ролевых  играх,

организованных  в  коллективе,  в   рамках   которых   они,   как   правило,

осуществляют серьезную, часто трудовую деятельность.

    Очень   долгое  время  роль  творческой  игры  в  воспитании  подростков

недооценивалась, т.к. психологи и педагоги считали, что  творческие  ролевые

игры к школьному  возрасту уступают место  играм  с  правилами  и  спортивным

играм, что творческая ролевая игра вообще перестает занимать  сколько-нибудь

значимое место  в жизни школьника. 

    В целях  постепенного перехода от детства  к взрослости необходима особая

переходная форма  жизнедеятельности  подростков.  В  качестве  таковой  может

выступать ролевая  игра,  т.к.  в  игровой  роли  играющий  воспроизводит  не

содержание социальной роли, а «усвоение общественного  опыта»  и  реализация

собственной сущности производится человеком посредством  выполнения  той  или

иной социальной роли в  процессе  деятельности.  Лишь  «выполняя»  роль,  он

включается в  систему общественных отношений.

    М.И.  Бобнева этот период  выделяет  как  игровой  этап  в   формировании

личности  и   определяет   его   как   закономерный   в   освоении   условий

жизнедеятельности.

    Почему  игра  в  подростковом  возрасте  является  средством   освоения

социального опыта? Игра для подростка является привычным  способом  действия.

В такой связи  Бобнева М.И. дает определение игры как  «индивидуализированной

формы социализации»  и «социальной формы индивидуализации».

    Такое   определение  автор   соотносит   с   закономерностями,   которым

подчиняется  развитие  личности,  а  именно  типизацией  как   формированием

заданных  группой  и  обществом   стереотипов,   и   индивидуализацией   как

накоплением  индивидуального  опыта  социального  поведения,   отношения   к

приписываемым ее социальным ролям. Игра  приобщает  «играющих»  к  реальному

миру в индивидуализированной  форме.

    Игровая  деятельность  подростков  отличается  от  игровой  деятельности

детей младшего школьного  возраста. Видимо, тем, что в ней  он  не  действует

именно так, как  он может и умеет, но в  новых  условиях  и  раскрывает  свои

возможности, прежде невостребованные.  Игра  предлагает  новые  условия  для

подростка, а не игру во взрослых.

    Общее  количество игр  в  подростковом  возрасте  необычайно  велико.  В

проведенном исследовании В.М. Григорьевым, выявлено, что у  одного  подростка

в течение года может быть от 372 до 818 различных игр  и забав. В  результате

наблюдения более  чем за сотней подростков у  них  было  зафиксировано  более

1400 игр в течение  года, из  которых  120  были  сюжетно-ролевыми.  Так  что

существующее мнение, среди некоторых педагогов, о  резком сокращении  ролевых

игр среди подростков не подтверждается практикой.

    На мой  взгляд, трудность вовлечения подростка  в  игру  состоит  в   том,

что, желая быть «взрослым», подросток принимает  позицию взрослого,  то  есть

начинает относиться к игре как детской забаве. Как  указано  выше,  для  него

очень важно мнение о нем сверстников, и подросток  боится  быть  уличенным  в

детской игре.

    Бурное  развитие воображения у подростков. Их стремление «просмотреть»  и

«примерить» взрослые роли и отношения, сохранив при этом полную автономию  и

независимость, приводят к активному использованию игр - фантазирования,  игр

- грез. Эти игры  А.Н. Леонтьев относит к рубежным  играм,  т.е.  находящимся

на грани игры и неигровой творческой деятельности.

    В эти  игры подростки играют, как правило,  по двое  или  в  одиночестве.

Одна из причин заключена в том,  что  в  реальных  играх  роли  распределяют

лидеры. Большинство  «играющих» должны  удовлетворяться  той  ролью,  которая

достанется.

    В играх  -  фантазирования  автор  игры  не  только  обеспечивает  себе

желаемую роль, но здесь идет отождествление со всеми  ролями.

    В ролевых   играх  подростки  стремятся   к   групповому  сотрудничеству.

Подростки способны не только  придумать весь  ход  игры,  но  и  без  помощи

взрослых организовать достаточно сложную совместную деятельность,  где  игра

и труд тесно переплетены.

    У   подростков  мальчиков  более   обострена  потребность  в   активном,

действенном утверждении  себя взрослыми по сравнению с  девочками. Сюжеты  для

игр они берут  из фильмов.

    Большое  место в подростковом возрасте  занимают  спортивные  игры.  Они

привлекательны  для  учащихся  данного  возраста  своей  остротой   и  боевой

целенаправленностью,  возможностью  проявить  свои  физические  качества,  а

также силу воли.

    В игровой  деятельности подростков на первый  план  выступает  смекалка,

ориентировка,  смелость.  Подросток  проявляет  повышенные   требования    к

точному соблюдению правил игры и к качеству игровой  деятельности,  он  хочет

не просто играть, а овладевать «мастерством» игры, т.е. вырабатывать в  игре

необходимые для  неё навыки, развивать определенные личные качества.

    Игры  подростков по сравнению с  играми младших  школьников  носят  более

устойчивый характер.  Подростки  организуются  нередко  в  более  или  менее

постоянные  игровые  коллективы  с  распределением  ролей,  с  установлением

некоторых традиций, с тенденцией  бороться  за  честь  этого  коллектива.  В

связи  с  этим  становится   более  устойчивым  и   соревнование   в   игре.

Соревнования длятся иногда в течение продолжительного времени.

    Индивидуальные  интересы к  различным  играм   у  подростков  приобретают

известную устойчивость. В этом возрасте выделяются любители  подвижных   или

комнатных настольных игр, футболисты  или волейболисты,  шахматисты  и  т.д.

Некоторым  подросткам   больше   нравятся   игры   строительные,   например,

конструирование.

    Однако  эти  содержательные  игры  не  исчерпывают  всех  воспитательных

возможностей игровой  деятельности, которые могут быть использованы в  работе

с подростками. 
 

        Выводы 

    Принципы  игрового  общения,   обеспечивающие   саморазвитие   личности

следующие:

    1.Самоцельность  и самоценность. Сущность игры  в её  процессе,  а  не  в

продуктовом результате, который если и может иметь  место  в  игре  то,  как

артефакт, в плане  игры не предусмотренный и необязательный.

    2.Основной  мотив вступления в игровое  общение-потребность  человека  не

как биологического или социального существа,  а  как  существа  культурного.

Игра в этом ключе  вырабатывает  механизмы  саморазвития.  Человек   в  игре

постигает свои жизненные  смыслы, приобщается к  высшим  жизненным  ценностям

коллектива.

    3.Добровольность. Роли в  игре  не  назначаются,  а  выбираются  самими

играющими, вырабатываются в процессе игры.

    4.У   игры  своя  особая  пространственно-временная   организация.   Игра

искусственна, идеальна, поскольку условна. У неё  есть  свои  правила,  свои

роли, вой сюжет, вои игровые задачи. Вне правил игра бессмысленна.

    5.Игра  всегда конкретна, ситуативная,  уникальна, неповторима.

    6.Трехплановость. Каждый участник игры  сочетает  в  себе  одновременно

жизненную позицию, социальную функцию и  игровую  роль.  Последняя  задаётся

условиями игры. Социальная функция дана  субъекту  как  члену  определенного

социума (каждый объект в этом случае функционер). Жизненная  позиция никем  и

ничем не задается, а вырабатывается лично каждым субъектом. 

    Разумеется, ни  один  из  приведенных   принципов  игрового  общения   не

«работает» изолированно от других.

    Особое  значение имеют ролевые игры.  В  их  применениях  осуществляются

такие  подходы:  психологическая  теория  игры  и  социально-психологическая

теория ролевого поведения.

    Структурной  единицей игры является роль. Ролевые игры  в центре  ставят

личностный подход, психологию  межличностных  отношений.  Объектом  внимания

игровых ситуаций  ролевого  характера  является  разрешение  психологических

конфликтов, оценочное  отношение к себе и окружающим, мотивация  поступков  и

т.д.

    В качестве  основных единиц игры выделяют  также мнимую ситуацию, сюжет  и

содержание, т.к. именно этим компонентам в значительной степени  принадлежат

регулирующие функции.

                                 Глава  № 2 

Информация о работе Роль игры в развитии ребенка