Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:32, курсовая работа
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная
роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его
внутреннего содержания.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом
деятельности, в котором формируется его личность.
И ужас. «Вдруг я такой, как все?»
Противоречия
переходного периода
форме воображаемого монолога перед взрослыми. «… Хватит меня принимать за
дурачка, за ребенка, я уже взрослый. Прошу на равных, да, требую уважения!
Но тот малый остаток детства, который у меня еще есть, - дайте дожить,
доиграть, оставьте, это мое!..»
Все это приводит к обостренной потребности создания своего собственного
мира.
Для подростка характерно повышенное внимание к себе и своим
переживаниям. Что зависит от его стремления удовлетворять тем требованиям,
которые он предъявляет к своей личности, и которые предъявляют к нему
окружающие. А так же от той большой чувствительности и эмоциональности,
которые свойственны подросткам.
В связи с этим у подростка, как и у младшего школьника, сохраняется
противоречие между возможным и желаемым. Именно благодаря тому, что
подросток стремится всячески претворить в жизнь свои идеалы, стремится во
всем быть взрослым, он яснее осознает невозможность немедленного
осуществления многих своих мечтаний.
Явно
претендуя на позицию
затевают творческие ролевые игры. Они хотят все желаемое осуществлять
реально, а не условно в игре. Но это часто не осуществимо. И, как
показывает опыт,
подростки стремятся
организованных в коллективе, в рамках которых они, как правило,
осуществляют серьезную, часто трудовую деятельность.
Очень долгое время роль творческой игры в воспитании подростков
недооценивалась, т.к. психологи и педагоги считали, что творческие ролевые
игры к школьному возрасту уступают место играм с правилами и спортивным
играм, что творческая ролевая игра вообще перестает занимать сколько-нибудь
значимое место
в жизни школьника.
В целях
постепенного перехода от
переходная форма жизнедеятельности подростков. В качестве таковой может
выступать ролевая игра, т.к. в игровой роли играющий воспроизводит не
содержание социальной роли, а «усвоение общественного опыта» и реализация
собственной сущности производится человеком посредством выполнения той или
иной социальной роли в процессе деятельности. Лишь «выполняя» роль, он
включается в систему общественных отношений.
М.И. Бобнева этот период выделяет как игровой этап в формировании
личности и определяет его как закономерный в освоении условий
жизнедеятельности.
Почему игра в подростковом возрасте является средством освоения
социального опыта? Игра для подростка является привычным способом действия.
В такой связи Бобнева М.И. дает определение игры как «индивидуализированной
формы социализации»
и «социальной формы
Такое определение автор соотносит с закономерностями, которым
подчиняется развитие личности, а именно типизацией как формированием
заданных группой и обществом стереотипов, и индивидуализацией как
накоплением индивидуального опыта социального поведения, отношения к
приписываемым ее социальным ролям. Игра приобщает «играющих» к реальному
миру в индивидуализированной форме.
Игровая деятельность подростков отличается от игровой деятельности
детей младшего школьного возраста. Видимо, тем, что в ней он не действует
именно так, как он может и умеет, но в новых условиях и раскрывает свои
возможности, прежде невостребованные. Игра предлагает новые условия для
подростка, а не игру во взрослых.
Общее
количество игр в
проведенном исследовании В.М. Григорьевым, выявлено, что у одного подростка
в течение года может быть от 372 до 818 различных игр и забав. В результате
наблюдения более чем за сотней подростков у них было зафиксировано более
1400 игр в течение года, из которых 120 были сюжетно-ролевыми. Так что
существующее мнение, среди некоторых педагогов, о резком сокращении ролевых
игр среди подростков не подтверждается практикой.
На мой
взгляд, трудность вовлечения
что, желая быть «взрослым», подросток принимает позицию взрослого, то есть
начинает относиться к игре как детской забаве. Как указано выше, для него
очень важно мнение о нем сверстников, и подросток боится быть уличенным в
детской игре.
Бурное
развитие воображения у
«примерить» взрослые роли и отношения, сохранив при этом полную автономию и
независимость, приводят к активному использованию игр - фантазирования, игр
- грез. Эти игры
А.Н. Леонтьев относит к
на грани игры и неигровой творческой деятельности.
В эти игры подростки играют, как правило, по двое или в одиночестве.
Одна из причин заключена в том, что в реальных играх роли распределяют
лидеры. Большинство «играющих» должны удовлетворяться той ролью, которая
достанется.
В играх - фантазирования автор игры не только обеспечивает себе
желаемую роль, но здесь идет отождествление со всеми ролями.
В ролевых играх подростки стремятся к групповому сотрудничеству.
Подростки способны не только придумать весь ход игры, но и без помощи
взрослых организовать достаточно сложную совместную деятельность, где игра
и труд тесно переплетены.
У подростков мальчиков более обострена потребность в активном,
действенном утверждении себя взрослыми по сравнению с девочками. Сюжеты для
игр они берут из фильмов.
Большое место в подростковом возрасте занимают спортивные игры. Они
привлекательны для учащихся данного возраста своей остротой и боевой
целенаправленностью, возможностью проявить свои физические качества, а
также силу воли.
В игровой
деятельности подростков на
ориентировка, смелость. Подросток проявляет повышенные требования к
точному соблюдению правил игры и к качеству игровой деятельности, он хочет
не просто играть, а овладевать «мастерством» игры, т.е. вырабатывать в игре
необходимые для неё навыки, развивать определенные личные качества.
Игры подростков по сравнению с играми младших школьников носят более
устойчивый характер. Подростки организуются нередко в более или менее
постоянные игровые коллективы с распределением ролей, с установлением
некоторых традиций, с тенденцией бороться за честь этого коллектива. В
связи с этим становится более устойчивым и соревнование в игре.
Соревнования длятся иногда в течение продолжительного времени.
Индивидуальные интересы к различным играм у подростков приобретают
известную устойчивость. В этом возрасте выделяются любители подвижных или
комнатных настольных игр, футболисты или волейболисты, шахматисты и т.д.
Некоторым подросткам больше нравятся игры строительные, например,
конструирование.
Однако эти содержательные игры не исчерпывают всех воспитательных
возможностей игровой деятельности, которые могут быть использованы в работе
с подростками.
Выводы
Принципы игрового общения, обеспечивающие саморазвитие личности
следующие:
1.Самоцельность и самоценность. Сущность игры в её процессе, а не в
продуктовом результате, который если и может иметь место в игре то, как
артефакт, в плане
игры не предусмотренный и
2.Основной мотив вступления в игровое общение-потребность человека не
как биологического или социального существа, а как существа культурного.
Игра в этом ключе вырабатывает механизмы саморазвития. Человек в игре
постигает свои жизненные смыслы, приобщается к высшим жизненным ценностям
коллектива.
3.Добровольность. Роли в игре не назначаются, а выбираются самими
играющими, вырабатываются в процессе игры.
4.У игры своя особая пространственно-временная организация. Игра
искусственна, идеальна, поскольку условна. У неё есть свои правила, свои
роли, вой сюжет, вои игровые задачи. Вне правил игра бессмысленна.
5.Игра
всегда конкретна, ситуативная,
6.Трехплановость. Каждый участник игры сочетает в себе одновременно
жизненную позицию, социальную функцию и игровую роль. Последняя задаётся
условиями игры. Социальная функция дана субъекту как члену определенного
социума (каждый объект в этом случае функционер). Жизненная позиция никем и
ничем не задается,
а вырабатывается лично каждым субъектом.
Разумеется, ни один из приведенных принципов игрового общения не
«работает» изолированно от других.
Особое значение имеют ролевые игры. В их применениях осуществляются
такие подходы: психологическая теория игры и социально-психологическая
теория ролевого поведения.
Структурной единицей игры является роль. Ролевые игры в центре ставят
личностный подход, психологию межличностных отношений. Объектом внимания
игровых ситуаций ролевого характера является разрешение психологических
конфликтов, оценочное отношение к себе и окружающим, мотивация поступков и
т.д.
В качестве основных единиц игры выделяют также мнимую ситуацию, сюжет и
содержание, т.к. именно этим компонентам в значительной степени принадлежат
регулирующие функции.