Роль игры в развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная
роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его
внутреннего содержания.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом
деятельности, в котором формируется его личность.

Работа содержит 1 файл

Роль игры в развитии ребенка.docx

— 65.45 Кб (Скачать)

социальные отношения  или материальные объекты.

    Обычно  выделяются такие типы игр:

    1.подвижные   игры  -  разнообразные  по  замыслу,  правилам,  характеру

выполняемых  движений.  Они   способствуют   укреплению   здоровья    детей,

развивают движения. Дети  любят  подвижные  игры,  с  удовольствием  слушают

музыку и умеют  ритмично двигаться  под неё;

    2.строительные  игры – с песком,  кубиками,  специальными  строительными

материалами, развивают  у детей  конструктивные  способности,  служат  своего

рода, подготовкой  к овладению в дальнейшем трудовыми  умениями и навыками;

    3.дидактические  игры – специально разрабатываемые  для детей,  например,

лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для  развития тех  или  иных

психических качеств  и свойств (наблюдательности, памяти, внимания);

    4.сюжетно-ролевые  игры  –  игры,  в  которых   дети  подражают  бытовой,

трудовой и общественной  деятельности  взрослых,  например,  игры  в  школу,

дочки-матери,   магазин,   железную   дорогу.    Сюжетные    игры,    помимо

познавательного  назначения,  развивают  детскую   инициативу,   творчество,

наблюдательность.

    Сюжетно-ролевые  игры уже давно были выделены  психологами  и  педагогами

из других видов  игр. Это игры, в которых дети берут  на себя какие-либо  роли

и разыгрывают  различные события из жизни людей, изображают  их  деятельность

и  взаимоотношения  -  и  тем  самым  творчески  отражают  действительность.

Творческая ролевая  игра школьников имеет свое  содержание,  свои  внутренние

правила. Стремясь воплотить в игре реальную жизнь,  школьники  действуют  по

соответствующим  правилами  этой   жизни,   которые   становятся   для   них

внутренними правилами  игры. Поэтому  содержание игры  заставляет  школьников

стремиться максимально  приблизить  её  к  обстоятельствам  реальной  жизни,

внести в неё  действительные трудности, в которых  будут  реально  проявляться

(тренироваться,  воспитываться)  лучшие  человеческие  качества.  Среди  игр,

содержащих большие  воспитательные  возможности,  можно  выделить  несколько

видов: 

    Игры  драматизации 

    Подразумевают   исполнение  какого-либо  сюжета,  сценарий  которого  не

является  жестким  каноном  в отличие от спектакля.

     В   этом  виде  следует  выделить  игры  –  импровизации.  Сущность  их

заключается в  том, что действующие лица  знают  основной  сюжетный  стержень

игры, характер своей  роли. Сама же игра развертывается в  виде импровизации.

    С.Т.  Шацкий  так комментировал эти  игры: «Непринужденная детская   игра,

дающая простор  воображению, отражает в себе жизненный  опыт  детей;  ход  её

зависит не только от быстроты, ловкости движений и той  или  другой  степени

сообразительности, но и от богатства внутренней жизни, развивающейся в  душе

ребенка».

    В этих  играх, хотя они  и  занимают  ограниченное  время,  велика  роль

взрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический  смысл

этой игры. Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры – это  то  основное

звено,   обеспечивая   которое,   взрослый    обеспечивает   и   эффективное

воспитательное  влияние игры. 

    Игры  «на преодоление этапов» 

    Определяются  этапы («пункты», «станции»). На каждом  этапе  выполняется

определенная  задача  трудового,   познавательного,   спортивного   и   т.п.

характера.

    Определяется  число этапов, на которых дети  должны, например,  разгадать

ребус, пришить  пуговицу и т.д., в зависимости  от  тематики  и  задач  игры.

Предусматриваются и игровые роли: «судья», «контролёры», «ассистенты».  Игры

проводятся чаще всего  в   виде  соревнований  между  командами.  Они  могут

проходить по различным  учебным  предметам:  географические,  литературные  и

т.д.

    Трудовые  задания  типа  «необходимо   покрасить  забор»,  «вырыть   ямы»,

основанные только на  «взрослом»  требовании,  могут  вызвать  сопротивление

подростков.

    «И здесь  даже не в  «овзрослении»   дело.  Просто  та  форма   обращения,

которая в сфере  взрослых является формой делового общения, с  детьми  иногда

становится тормозом воспитания»,- пишет Ю.Азаров.

    И опытный  педагог находит иной вариант  включения подростков  в трудовую

деятельность. 

    Игровой  тренинг (для старших подростков) 

    Игровым  тренингом мы условно называем  систему  игровых  упражнений   по

обучению общения. Цель его – психотерапевтическая. Эти  игры  проводятся  по

особой методике. Главное здесь в  том,  какую  установку  в  каждом  игровом

упражнении даёт руководитель.

    Ввиду   того,  что  старшие  подростки   весьма  заинтересованы  в   своей

личности,  для  них  можно  организовывать  «психологические   игры».   Цель

тренинга  следует  сформулировать  школьникам   непосредственно,   например,

научиться  понимать  других  людей,  оценивать,  понимать,  преодолевать   и

раскрывать самого себя.

    Педагогу  в этих играх важно стимулировать  школьников на осознание своих

способов общения, своей позиции среди других.  Цикл  может  охватывать  8-15

игровых занятий. Эти игры не следует проводить  более  30-40  минут.  Занятия

удаются только при  условии абсолютной  добровольности. Число  участников  7-

20 человек. Следует   заранее  обговорить  с  ребятами  обязательные  условия

проведения игр, без соблюдения которых игровой  тренинг не даёт результатов:

        . высокая доброжелательность и  доверие друг к другу;

        . при оценке выполнения игровых  заданий участниками  оценивается   не

          личность, а её деятельность и  способы общения;

        . впечатление о степени  удовлетворенности   игрой  участники  должны

          доводить до руководителя сразу.

    Успешность  «психологических  игр»   полностью   зависит   от   степени

взаимопонимания и взаимодоверия между руководителем  игры и  её  участниками.

Варианты таких  игр широко представлены в работах  Аникеевой Н.П.  и  Смирнова

С.А. 

    § 3.1.Игры  детей дошкольного возраста 

    Ведущей  деятельностью ребенка дошкольного  возраста  является  игра.  Но

если в младшем  дошкольном возрасте в процессе игры ребенок  больше  внимания

уделяет  познанию  вещей,  их  свойств,  связей,  то  в  среднем  и  старшем

дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощен  познанием  отношений

окружающих людей, что формирует новые потребности.

    Возникая  на границе раннего детства   и  дошкольного  возраста,  ролевая

игра интенсивно развивается  и  достигает  во  второй  его  половине  своего

высшего уровня. В  игре в  качестве  опосредующего  звена  между  ребенком  и

правилом стоит  роль. Принятие роли существенно облегчает  ребенку  выполнение

правил.

    По содержанию  игры детей третьего и четвертого  года жизни разнообразны.

Большое место  занимают игры подвижные (догонялки, прятки), манипулятивные  с

предметами (двигающимися предметами  игрушками  для  катания).  Очень  любят

дети игры с  песком и водой, к  четвертому  году  жизни  дети  производят  не

только неосмысленные  движения со  строительным  материалом,  но  и  пытаются

что-то конструировать. На третьем году жизни проявляется  стремление детей  к

коллективным играм. Сначала дети, требуя участников для  игры, часто  играют,

забывая, что около  них находятся  товарищи,  а  впоследствии  уже  вся  игра

принимает коллективный характер, хотя строгого распределения  ролей  нет,  и

дети обычно не замечают, что состав играющих уже  имеется.

    Интересно  отметить, что игра так сильно  связана с фантазией,  что   дети

предпочитают простые  и грубые игрушки дорогим и  роскошным,  не  оставляющим

никакой работы для  воображения и требующим высшей осторожности  в  обращении

с ними.

    В среднем  дошкольном возрасте у детей   начинает  преобладать  творчески

сюжетная игра, причем, как сюжеты  или темы этих игр, так  и  их  содержание

(действие,  раскрывающее  сюжет)  становятся   все   более   разнообразными,

воспроизводящими  явления бытовые, производственные,  общественной  жизни,  а

также материал сказок и рассказов.

    К 6-7 годам, благодаря накоплению жизненного  опыта,  развитию  новых  и

относительно более  устойчивых  интересов,  воображения   и  мышления,  игры

детей становятся  более содержательными и усложняются  по своей форме.

    Часто  сюжетами детей служат события  школьной жизни,  то  есть  игра  «в

школу», являясь  близкой перспективой старших дошкольников.

    Старшие   дошкольники  в  значительно   большей  степени,  чем   младшие,

допускают всякого  рода условности в игре, заменяют  одни  предметы  другими,

дают им вымышленные  названия,  изменяют  порядок  изображаемых  действий   и

т.д.

    И все  же, ведущим видом деятельности  дошкольника является игра.

    Сущность  игры, как  ведущей  деятельности,  состоит  в  том,  что   дети

отражают  в  игре  различные  стороны  жизни,  особенности  деятельности   и

взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания  об  окружающей

деятельности.

    В   игровом  коллективе  у  детей   появляется  потребность  регулировать

взаимоотношения    со   сверстниками,   складываются   нормы   нравственного

поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют  то,  что  им  было

воспринято ранее,  свободнее  и  лучше  управляют  своим  поведением.  Таким

образом, ролевая  игра оказывает большое  влияние  на  формирование  личности

ребенка. Отметим  наиболее характерные черты игры старших дошкольников.

    Дети  обычно договариваются о ролях,  а затем развертывают сюжет  игры  по

определенному плану, воссоздавая объективную ломку  событий  в  определенной

Информация о работе Роль игры в развитии ребенка