Роль и место важнейшего института воспитания – семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 11:58, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе изысканий информации, определить роль и место важнейшего института воспитания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.

В соответствии с целью данной работы, определяются ее основные задачи:

1. Познавательная: изучить возможности семьи в формировании готовности к школьному обучению; влияние семьи на сформированность этой готовности.

2. Разработать рекомендации родителям, способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению.

3. Изучения опыта конкретных семей в решении поставленной проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................2

1.НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ................4

2.РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА И ЧУВСТВА КОЛЛЕКТИВИЗМА...............................................................................................7

3.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ....................................................................................15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................27

Работа содержит 1 файл

СЕМЬЯ КАК ФАКТООР.docx

— 61.31 Кб (Скачать)

чувство возникает  только при мысли, что все это  позади и никогда уже не повторится. И, пожалуй, нет человека, у которого бы воспоминание о школе не

вызвало бы никаких  эмоций. А если это касается собственного ребенка тем

более.

 «В какую школу? Готов ли он? Как ему там понравится?» – тревожатся

родители. Хочется, чтобы в хорошую, к доброму, ответственному, умному

учителю. Хочется, чтобы готов был не хуже других. Вот тут-то впервые

серьезно встает вопрос: чему детский сад и они  сами, родители, научили

ребенка? Спохватившись, ощутив свою недостаточную внимательность к

интеллектуальному развитию ребенка, некоторые родители бросаются записывать

его на занятия  по подготовке к школе, сами иногда пытаются учить ребенка

чтению, счету, письму. Сколько сетований при этом на неусидчивость,

невнимательность  малыша. «Как же трудно ему будет  в школе!» – подчас

восклицают расстроенные родители. Заботы о режиме, эмоциональном

благополучии  как бы отходят на второй план, а  главное место занимают

учебные навыки и знания. Ребенку трудно сразу  приспособиться к резко

возросшим требованиям  и нагрузке. Если уже сейчас нужно  так долго

заниматься, когда  хочется гулять, играть, то что же будет в школе? И

упражнения мало или совсем не интересны, да и трудноваты…  Вот тут-то и

начинает создаваться  негативная установка по отношению  к будущему обучению

в школе. А родители еще и укрепляют ее своими недовольными замечаниями:

«Это я с  тобой нянчусь, а в школе с  тобой никто так носится не будет»,

«опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе 2 по поведению, а с двоечниками никто не дружит»… Стоит ли удивляться, если ребенок, еще ни  разу не побывав в школе, твердо знает, что идти туда ему совсем не хочется.

 Очень важно психологически подготовить ребенка к школе.

 Под психологической готовностью к школьному обучению понимается

необходимый и  достаточный уровень психического развития ребенка для

освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе

сверстников. Психологическая  готовность ребенка к школьному  обучению - это

один из важнейших  итогов психического развития в период дошкольного

детства.

К концу дошкольного  возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,

находит себе место  в пространстве и времени. Он уже  ориентируется в семейно

- родственных  отношениях и умеет строить  отношения со взрослыми и

сверстниками: имеет  навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже

развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в  развитии личности

ребенка выступает  преобладание чувства «Я должен»  над мотивом «Я хочу». К

концу дошкольного  возраста особое значение приобретает  мотивационная

готовность к  учению в школе.

 И.Ю.Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности -

личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к  школе. Оба

аспекта важны  как для того, чтобы учебная  деятельность ребенка была

успешной, так  и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

 Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде

всего для выявления  детей, не готовых к школьному  обучению, с целью

проведения с  ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

 Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно

проводить в  группах развития. В этих группах  реализуется развивающая

психику ребят  программа. Не ставится специальной  задачи научить детей

считать, писать, читать. Главная задача – довести  психологическое развитие

ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития

делается на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначалаь пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

 Моя подготовка к школе проходила в подготовительной группе детского

сада, где я  научилась читать, писать, считать. Большое внимание уделялось

пересказам текстов, описанию произведений живописи, развивающим  играм.

Положительными  аспектами такого обучения можно  считать постепенную и

систематическую подготовку к физическим и умственным нагрузкам в школе.

Отрицательными  – отсутствие дифференцированного  подхода к обучению.

Что же посоветовать родителям? Избегайте ненужной спешки. Почти за

год до поступления  выберите школу с учетом специализации, платы за

обучение, места  расположения, удаленности от дома, особенностей пути до

школы. Подумайте, справится ли ваш ребенок со всеми  этими трудностями? Ведь

часто мы, взрослые не помним с каким трудом нам давались первые рассказики,

как путались буквы, пропускались слова, как упорно «не  хотели» складываться

«в голове»  числа и как часто становились  неуклюжими пальцы и падала на пол

ручка когда  надо было написать ряды ровных палочек, кружочков… Конечно,

сейчас вы это  все уже умеете, и от этого так  сложно понять трудности

малыша. Но не спешите  укорять его, сдержите эмоции, может  быть, почти не

веря, скажите  ему и себе: «Все получится, вот увидишь! Еще немного постараешься, и будет лучше выходить!»

Надо найти  золотую середину, чтобы с одной  стороны, помочь ребенку

прийти в школу  подготовленным, а с другой стороны, не перестараться,

трудными и  долгими упражнениями не отбить желания  учиться.

Дошкольное воспитание и обучение являются частью системы  образования.

Одна из задач  дошкольного воспитания – подготовка детей к школе.

Воспитатель в  детском саду только совместно с  родителями может подготовить

ребенка к новой  ступеньке его жизни: культура еды, общения и

взаимоотношений, культура речи, трудолюбие, умение слушать  музыку и ценить

произведения  искусства, красоту и богатство  природы – все это имеет  большое

значения не только для обучения в школе, но и для всей последующей жизни.  И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Агаева Е., Брофман  В., Булычева А., Веракса Н., Говорова  Р., Дьяченко

О., Цеханская  Л. Играем каждый день. Школа дошкольника. // Семья и

школа. 1991, №8.

2. Бабаева Т.И.  У школьного порога. – М., 1993.

3. Бардиан А.Н.  Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. – М., 1972.

4. Белова Е.  Размышления перед школой. // Дошкольное  воспитание. 1994,

№8.

5. Брускова Е.С.  Урок после уроков: (о воспитании  детей в семье). – М.,

1987.

6. Буре Н.С.  Готовим детей к школе. –  М., 1987.

7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш  ребенок к школе? – М., 1994.

8. Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа.  – М., 1994.

9. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно: (развитие творческих

способностей  детей) – М., 1992.

10. Воспитателю  о работе с семьей: Пособие  для воспитателя детского сада

/Л.В. Загик,  Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и  др., Под ред. Н.Ф.

Виноградовой. –  М., 1989.

11. Гребенников  И.В. Воспитательный климат семьи.  – М., 1975.

12. Кравцова Е.Е.  Психологические проблемы готовности  детей к обучению в

школе. – М., 1983.

13. Макаренко  А.С. О воспитании. – М., 1988.

14. Маркова Т.А.  Воспитание дошкольника в семье.  – М., 1979.

15. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М., 1980.

16. Они пойдут  в школу / Брагина В.Д., Языкова  Т.А. Под ред. В.Г.

Маралова. –  М., 1987.

17. Пантина Н.С.  Становление интеллекта в дошкольном  детстве. – М., 1996.

18. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников,  Л.В.

Новинников. –  М., 1990

Информация о работе Роль и место важнейшего института воспитания – семьи