Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 11:58, реферат
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе изысканий информации, определить роль и место важнейшего института воспитания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.
В соответствии с целью данной работы, определяются ее основные задачи:
1. Познавательная: изучить возможности семьи в формировании готовности к школьному обучению; влияние семьи на сформированность этой готовности.
2. Разработать рекомендации родителям, способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению.
3. Изучения опыта конкретных семей в решении поставленной проблемы.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................2
1.НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ................4
2.РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА И ЧУВСТВА КОЛЛЕКТИВИЗМА...............................................................................................7
3.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ....................................................................................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................27
чувство возникает только при мысли, что все это позади и никогда уже не повторится. И, пожалуй, нет человека, у которого бы воспоминание о школе не
вызвало бы никаких эмоций. А если это касается собственного ребенка тем
более.
«В какую школу? Готов ли он? Как ему там понравится?» – тревожатся
родители. Хочется, чтобы в хорошую, к доброму, ответственному, умному
учителю. Хочется, чтобы готов был не хуже других. Вот тут-то впервые
серьезно встает вопрос: чему детский сад и они сами, родители, научили
ребенка? Спохватившись, ощутив свою недостаточную внимательность к
интеллектуальному развитию ребенка, некоторые родители бросаются записывать
его на занятия по подготовке к школе, сами иногда пытаются учить ребенка
чтению, счету, письму. Сколько сетований при этом на неусидчивость,
невнимательность малыша. «Как же трудно ему будет в школе!» – подчас
восклицают расстроенные родители. Заботы о режиме, эмоциональном
благополучии как бы отходят на второй план, а главное место занимают
учебные навыки и знания. Ребенку трудно сразу приспособиться к резко
возросшим требованиям и нагрузке. Если уже сейчас нужно так долго
заниматься, когда хочется гулять, играть, то что же будет в школе? И
упражнения мало или совсем не интересны, да и трудноваты… Вот тут-то и
начинает создаваться негативная установка по отношению к будущему обучению
в школе. А родители еще и укрепляют ее своими недовольными замечаниями:
«Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носится не будет»,
«опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе 2 по поведению, а с двоечниками никто не дружит»… Стоит ли удивляться, если ребенок, еще ни разу не побывав в школе, твердо знает, что идти туда ему совсем не хочется.
Очень важно психологически подготовить ребенка к школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается
необходимый и
достаточный уровень
освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе
сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это
один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного
детства.
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,
находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно
- родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и
сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже
развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности
ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К
концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная
готовность к учению в школе.
И.Ю.Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности -
личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба
аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была
успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде
всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью
проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно
проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая
психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей
считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие
ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития
делается на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначалаь пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Моя подготовка к школе проходила в подготовительной группе детского
сада, где я научилась читать, писать, считать. Большое внимание уделялось
пересказам текстов, описанию произведений живописи, развивающим играм.
Положительными аспектами такого обучения можно считать постепенную и
систематическую подготовку к физическим и умственным нагрузкам в школе.
Отрицательными – отсутствие дифференцированного подхода к обучению.
Что же посоветовать родителям? Избегайте ненужной спешки. Почти за
год до поступления выберите школу с учетом специализации, платы за
обучение, места расположения, удаленности от дома, особенностей пути до
школы. Подумайте, справится ли ваш ребенок со всеми этими трудностями? Ведь
часто мы, взрослые не помним с каким трудом нам давались первые рассказики,
как путались буквы, пропускались слова, как упорно «не хотели» складываться
«в голове» числа и как часто становились неуклюжими пальцы и падала на пол
ручка когда надо было написать ряды ровных палочек, кружочков… Конечно,
сейчас вы это все уже умеете, и от этого так сложно понять трудности
малыша. Но не спешите укорять его, сдержите эмоции, может быть, почти не
веря, скажите ему и себе: «Все получится, вот увидишь! Еще немного постараешься, и будет лучше выходить!»
Надо найти золотую середину, чтобы с одной стороны, помочь ребенку
прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться,
трудными и долгими упражнениями не отбить желания учиться.
Дошкольное воспитание и обучение являются частью системы образования.
Одна из задач дошкольного воспитания – подготовка детей к школе.
Воспитатель в детском саду только совместно с родителями может подготовить
ребенка к новой ступеньке его жизни: культура еды, общения и
взаимоотношений, культура речи, трудолюбие, умение слушать музыку и ценить
произведения искусства, красоту и богатство природы – все это имеет большое
значения не только для обучения в школе, но и для всей последующей жизни. И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агаева Е., Брофман В., Булычева А., Веракса Н., Говорова Р., Дьяченко
О., Цеханская Л. Играем каждый день. Школа дошкольника. // Семья и
школа. 1991, №8.
2. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
3. Бардиан А.Н.
Воспитание детей в семье./
4. Белова Е. Размышления перед школой. // Дошкольное воспитание. 1994,
№8.
5. Брускова Е.С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). – М.,
1987.
6. Буре Н.С. Готовим детей к школе. – М., 1987.
7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994.
8. Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа. – М., 1994.
9. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно: (развитие творческих
способностей детей) – М., 1992.
10. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада
/Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф.
Виноградовой. – М., 1989.
11. Гребенников
И.В. Воспитательный климат
12. Кравцова Е.Е.
Психологические проблемы
школе. – М., 1983.
13. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988.
14. Маркова Т.А.
Воспитание дошкольника в
15. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М., 1980.
16. Они пойдут в школу / Брагина В.Д., Языкова Т.А. Под ред. В.Г.
Маралова. – М., 1987.
17. Пантина Н.С.
Становление интеллекта в
18. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В.
Новинников. – М., 1990
Информация о работе Роль и место важнейшего института воспитания – семьи