Роль и место важнейшего института воспитания – семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 11:58, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе изысканий информации, определить роль и место важнейшего института воспитания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.

В соответствии с целью данной работы, определяются ее основные задачи:

1. Познавательная: изучить возможности семьи в формировании готовности к школьному обучению; влияние семьи на сформированность этой готовности.

2. Разработать рекомендации родителям, способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению.

3. Изучения опыта конкретных семей в решении поставленной проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................2

1.НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ................4

2.РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА И ЧУВСТВА КОЛЛЕКТИВИЗМА...............................................................................................7

3.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ....................................................................................15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................27

Работа содержит 1 файл

СЕМЬЯ КАК ФАКТООР.docx

— 61.31 Кб (Скачать)

Активные дети. Не всем мамам это нравится. «Никакого  сладу с ним нет.

минуту не посидит  спокойно. Уж как отец с ним строг, каждый раз прикрикнет

и в угол поставит – а толку чуть. Сразу из угла выбегает. А в садике как

безобразничает  – особенно когда тихий час  – прыгает, петухом кричит,

подушками в  ребят кидается. В общем, хулиган».

 И таких «хулиганов» много, воспитывать их трудно, особенно в

коллективе. Но приклеивать к ним ярлык «хулиган»  несправедливо. То, что они

не могут спокойно сидеть во время занятий, спать во время дневного сна, что

они носятся  на велосипедах, мешая играть другим детям, и т.п. – не их вина.

Часто такие  ребята стараются вести себя хорошо, но долго оставаться в

неподвижности они не в состоянии.

 Повышенная подвижность – или, как ее называют врачи, двигательная

расторможенность  – во многом врожденная особенность, определяемая типом

протекания нервных  процессов человека. Но справиться с этим можно

правильным воспитанием.

 Давайте представим себе два варианта воспитания.

 I вариант. Ребенка непрерывно одергивают, наказывают за чрезмерную

непоседливость. Специально дают ему длительные задания, требующие особенной

усидчивости: пусть  привыкает! И малыш оказывается  в затруднительном

положении: он при  всем желании не может действовать  так, как хотят

взрослые. Протест  ребенка часто выражается в намеренном игнорировании

указаний взрослых. А нервная система малыша, и  без того не слишком

устойчивая, расшатывается  еще сильнее, что вызывает… повышение  двигательной

расторможенности.

 II вариант. Родители, учитывая особенности своего сына (дочери),

стараются общаться с ним ровно и спокойно. Сводят до минимального

количество запретов, но тех, которые выработаны, придерживаются

последовательно и неукоснительно. Ни в коем случае не допускают

перевозбуждения ребенка. Учат выполнять до конца  вначале самые

кратковременные задания, со временем – все более  длительные. Стремятся

заполнить время  ребенка самыми разнообразными заданиями  – благодаря их

частой смене  малыш будет все делать с интересом, а значит, и достаточно

целенаправленно и «усидчиво». Таким образом, мы видим, что занятия с ребенком в семье несут не только обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательное значение.

  Психологическая  подготовка детей к школе в  семье совершенно необходима.

Какие же условия  полноценное психическое развитие ребенка и его подготовку к  учебному труду?

  Первое и  самое главное — постоянное  сотрудничество ребенка с другими  членами семьи. Сотрудничество  осуществляется в разных формах  и не сводится к словесному  общению. Возникновение желания  сотрудничать со взрослыми, ориентировка  на взрослого, на его пример, знания которые он передает,—  необходимое условие полноценной  подготовке к школе.

  Другим условием  успешного воспитания и развития  является выработка у ребенка  умения преодолевать трудности.  Умственное развитие ребенка  не может нормально осуществляться, если у него не выработано  правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать. Не всегда у детей все получается  сразу. В школе ребенку нередко  приходится переделывать одно  и тоже упражнение по несколько  раз. Если ученик готов, он  преодолеет трудности. Поэтому  важно приучить детей любое  начатое дело доводить до конца.

  Дошкольники  очень эмоциональны и родители  знают об этом. Многие понимают, насколько важно у ребенка  желание учиться, поэтому они  рассказывают ребенку о школе,  об учителях и, самое главное,  о знаниях, которыми они овладеют  в школе. Все это вызывает  желание учиться, создает положительное  отношение к школе.

  Когда у  ребенка появится стойкое желание  учится, нужно его подготовить  к неизбежным трудностям в  учении. Сознание того, что эти  трудности преодолимы помогает  ребенку правильно отнестись  к своим неудачам, возможным в  начале занятий в школе.

  Еще одно  необходимое условие подготовки  к школе и всестороннего развития  ребенка (физического, умственного,  нравственного) — переживание  успеха.

  Чтобы дошкольник  хотел заниматься каким-либо видом  деятельности, будь то спорт, рисование,  конструирование, игра или учеба,  она должна приносить ему удовлетворение. То же самое касается и сферы  поведения, выполнения нравственных  норм.

  Взрослым  нужно создать ребенку такие  условия деятельности, в которых  он обязательно встретится с  успехом. Но успех должен быть  реальным, а похвала

— заслуженной.

  Особое значение  в психологическом развитии школьника  имеет обогащение эмоционально-волевой  сферы, воспитание чувств, умение  ориентироваться в своем поведении  на окружающих.

  Если ребенок  воспитан правильно, то к шестилетнему  возрасту он не только усваивает  основные нравственные нормы,  но и приучается действовать  в соответствии с этими нормами.  Существенно изменяется поведение  ребенка о самом себе, о своем  “я”, он начинает более правильно  представлять свои возможности,  понимать, как относятся к нему  окружающие и чем вызвано это  отношение. Рост самосознания  ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребенок начинает  оценивать свои достижения и  неудачи, ориентируясь на то, как  оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей  психологической готовности к  школьному обучению. На основе  правильной самооценки вырабатывается  адекватная реакция на порицание  и одобрение.

  К 6 годам  у ребенка возникают и нравственные  чувства (стыд, гордость), именно  в этом возрасте у ребенка  возникает потребность в общении.

Существенно меняется не только содержание деятельности, но и мотивы, побуждающие к ней  ребенка, они становятся более осмысленными и более постоянными. Ребенок  уже не только действует, но и узнает почему и для чего он эти действия совершает.

  Нравственное  воспитание становится основой  для подготовки ребенка к жизни  в коллективе сверстников.

  Формирование  познавательных интересов, обогащение  деятельности и эмоционально-волевой  сферы — предпосылки успешного  овладения дошкольниками определенными  знаниями, умениями, навыками. В свою  очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как  владеет ребенок способами получения  знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов,  от произвольности поведения,  т. е. волевых усилий.

  При подготовке  к школе родители учат ребенка  сравнивать, сопоставлять, делать выводы  и обобщения. Для этого дошкольник  должен научится внимательно  слушать книгу, рассказ взрослого,  правильно и последовательно  излагать свои мысли, грамотно  строить предложения.

  Родители  должны помнить, что пока у  ребенка есть потребность в  том, чтобы ему читали, даже  если он уже научился самостоятельно  читать, эту потребность надо  удовлетворять. Дети, не овладевшие  техникой чтения хуже понимают  содержание книги, если они  читают сами. Выразительное чтение  взрослых или прослушивание теле-, радиопередач дает детям гораздо  больше, чем чтение по слогам. Дети, если они самостоятельно  научились читать, должны упражняться  только в чтении коротких стихов. Лучше читать ребенку понемногу  ежедневно, несколько раз возвращаясь  к прочитанному. Дети любят слушать  знакомые произведения, каждый раз  переживая поступки героев и  это оставляет глубокий след  в их сознании. 

  Книгу для  чтения ребенку нужно выбирать  учитывая возраст, интересы и  развитие. Детей старшего дошкольного  возраста привлекает больше содержание  текста, хотя и иллюстрации к  книге они с удовольствием  рассматривают. 

  После чтения  важно выяснить, что и как понял  ребенок. Не обязательно это  делать сразу, можно через некоторое  время поговорить с ребенком  о прочитанном. Это приучает  ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно,  а кроме того, учит связной,  последовательной речи, закрепляет  в словаре новые слова. 

  Родители  не должны забывать о том,  что чем совершеннее речь ребенка,  тем успешнее будет его обучение  в школе. В формировании культуры  речи детей пример родителей  имеет большое значение. В результате  общения с родителями к 6-7 годам  обычно обладает значительным  словарным запасом и в основном  овладевает грамматическими формами  родного языка. В этот период  происходит интенсивное обогащение  словарного запаса ребенка, в  результате приобретения ребенком  новых знаний о незнакомых  предметах и явлениях, стоящих  вне рамок его личного опыта,  что особенно важно для его  будущего обучения. Родители должны помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими.

 Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребенок учиться правильно говорить. К старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением, письмом в школе.

  Помимо сформированности  предпосылок к овладению чисто  школьными навыками, у ребенка  должен быть достаточно высокий  уровень владения предметно-специфическими  знаниями. По мнению выдающихся  психологов, занимающихся довольно  долго изучением вопросов готовности  детей к систематическому обучению , под готовностью подразумевается сложное образование, включающее компоненты, влияющие на успешность обучения.

 Не стоит уточнять, какой вариант наиболее подходит для воспитания.

Однако следует  помнить, что путь этот долог и труден. Но потом вы с удовольствием пожнете плоды своего труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Как быстро пролетает  дошкольное детство! Казалось, совсем недавно малыш еще не умел как следует одеваться, заправлять кровать, аккуратно есть, очень переживал, что мама уходит и оставляет его в детском саду с незнакомыми взрослыми и детьми. Были и слезы, и капризы. А сколько серьезных размышлений, постоянных сомнений родителей: «Нужно ли было отдавать его в детский сад? Действительно ли малышу там хорошо? Внимательны ли к нему взрослые? Не обижают ли дети?» но заботливый, добрый взгляд воспитателя вселял надежду. Сейчас уже не хочется вспоминать внезапно тналетавшие болезни, все эти инфекции и вирусы, вызывавшие столько тревог и волнений, и постоянный червячок сомнений: «Это все из-за того, что ходит в детский сад, не ходил бы, так и не болел». И после болезней снова периоды привыкания к режиму детского сада… Но малыш подрастал, и родители с приятным удивлением отмечали изменения в нем. Сейчас уже не вспомнить, что однажды поразило больше: самостоятельно слепленная им из пластилина крепкая морковка или упорное желание застегнуть все пуговицы на новой куртке, а может быть, горсть его любимых конфет, протянутая девочке из группы, и его такое радостное: «Оля, на! Вкусные очень!» Карандаш стал увереннее держать, считать может уже до 10, песенки и стихи новые выучил, сам завязывает шнурки, цветы поливает. Да разве все перечислишь?

 Постепенно отступила тревога за малыша. Он уже многое делал самостоятельно, у него появились друзья в группе, и воспитательница уже на втором месте после мамы, так часто он упоминает ее имя дома. Благодатное время для родителей. Можно идти на работу и быть спокойными за ребенка: ему интересно в детском саду и уютно. Но вот на горизонте замаячила школа. Конец спокойствию родителей. «Школа» – это слово у взрослых ассоциируется с трелью звонка, шумной неугомонностью перемены, строгим голосом учителя, диктантами. Контрольными, ьдомашними заданиями. Кто-то улыбнется и чуть-чуть взгрустнет о своем беспечном, веселом школьном детстве. А у кого-то, наоборот, радостное

Информация о работе Роль и место важнейшего института воспитания – семьи