Роль и место важнейшего института воспитания – семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 11:58, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе изысканий информации, определить роль и место важнейшего института воспитания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.

В соответствии с целью данной работы, определяются ее основные задачи:

1. Познавательная: изучить возможности семьи в формировании готовности к школьному обучению; влияние семьи на сформированность этой готовности.

2. Разработать рекомендации родителям, способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению.

3. Изучения опыта конкретных семей в решении поставленной проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................2

1.НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ................4

2.РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА И ЧУВСТВА КОЛЛЕКТИВИЗМА...............................................................................................7

3.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ....................................................................................15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................27

Работа содержит 1 файл

СЕМЬЯ КАК ФАКТООР.docx

— 61.31 Кб (Скачать)

 Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять

данный вид  труда. Создать наиболее действенный  для ребенка мотив – значит

вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых

взрослый считает  полезным для нравственного развития дошкольника. 

  2. Развитие чувства собственного достоинства и чувства коллективизма у дошкольников как фактора подготовки к жизни и деятельности в школьном коллективе.

 Численность детей в детских садах резко сократилась. Для многих родителей плата за детский сад недоступна. Мамы и папы вынуждены воспитывать ребенка в домашних условиях, зачастую лишая его при этомнеобходимого ему общения со сверстниками. Некоторые обеспеченные родители, не удовлетворенные качеством услуг массовых дошкольных учреждений, имеют возможность прибегнуть к помощи «домашних воспитателей», частных дошкольных учреждений, воспитанники которых с детских лет начинают чувствовать собственное превосходство над другими, не имеющее ничего общего с чувством собственного достоинства или развитием индивидуальности.

 Мы сплошь и рядом читаем и слышим, как развить индивидуальность

ребенка, а вот  публикаций о том, как в столь  противоречивой обстановке

научить его  жить среди людей, почти нет. Многие издания почти полностью

вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие

во всем мире общепризнанными и получившими  статус общечеловеческих. Так

произошло и  с термином «коллективизм». В новой  модели воспитания нет места

формированию  коллективизма. А жаль. Я уверена, что сегодня практически

каждый человек, которому за двадцать, может подтвердить, что в

коллективизме есть что-то ценное, необходимое каждому. Это что-то и есть

сущность коллективизма: я могу самовыразиться, реализовать  себя, если

чувствую признание  со стороны своего окружения.

 Анализируя поступки ребят в детском саду, в домашней обстановке,

можно заметить, что одни из них стремятся к  удовлетворению в первую очередь

своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями

окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято

говорить о  направленности ребенка на себя. Другие дети свои поступки,

действия соотносят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих

людей – сверстников, взрослых и т.д. В таком случае можно говорить о первых

проявлениях коллективистической  направленности.

 Один и тот же ребенок в разном окружении может проявлять разную

степень коллективистической  направленности. Это в какой-то степени

объясняет неодинаковое поведение детей дома и в детском  саду. Многим

знакома ситуация, когда «на людях» ребенок вежлив, исполнителен, с радостью

выполняет поручения  воспитателя, значимые для всей группы, а дома грубит,

не прислушивается к советам, просьбам взрослых, требует  исполнения всех

своих желаний. Как объяснить такое поведение? В детском саду ребенок

почувствовал  значимость общества сверстников для  него: его интересы

удовлетворяются только тогда, когда он сам считается  с интересами группы. А

дома малыш  привык к тому, что свою значимость для членов семьи ему не надо

«завоевывать», не нужно самоутверждаться, потому что все и так подчинено

удовлетворению  его потребностей и интересов, все  и так уверены в его

уникальности  и непревзойденности. В результате постепенно формируется

направленность  на себя, которую трудно преодолеть с годами.

Но все же преодолеть ее можно. И это является главной задачей для тех

родителей, которые  не хотят видеть своих детей в  будущем эгоистами. На пути

формирования  коллективистической направленности у дошкольника предстоит

сделать ряд  последовательных шагов: от формирования у ребенка

направленности  на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения

собственной значимости для них (на втором) и закреплению  ощущения ребенком

своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого

всеми (на третьем).

 И еще, на мой взгляд, каждый ребенок должен пройти «школу детского

сада». По многим причинам, и главная из них –  именно в детском саду ребенок

учится жить среди людей.  Формирование организационных умений во многом зависит от указаний, которые дает детям воспитатель. Они должны быть четкими, правильными, понятными, постоянными. В освоенных действиях используют направляющие указания. Они побуждают ребенка к самостоятельному решению вопросов в разнообразных ситуациях, возникающих в процессе деятельности. Особое место при работе с детьми в детском саду занимает сообщение им знаний и формирование навыков, традиционно относящимся собственно к школьным — грамоте и математике. Интегрированные занятия в детском саду призваны помочь ребенку, готовясь к письму, овладеть быстротой реакции, осмыслением услышанного , звуковым анализом слова, их написанием с помощью моделей, конструированием отдельных букв (из пластилина, палочек, бумаги и др.) пространственной ориентацией на листе бумаги , синхронным говорением и движением кистей рук (пальчиковая имитация, игры с мячом и т. д.),  зрительным контролем за движением руки (упражнения типа “Продолжи узор по правилам”, “Заштрихуй рисунок” и т. д.), умением держать правильно пишущий предмет.

  Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.

Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно  добиваться

его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников:

твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку,

воспитывает необходимое  будущему школьнику чувство времени.

  Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были

целесообразно деятельными, не проводили время  в праздности, которая

порождает лень.

 Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов: развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил дошкольников — мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения. Поэтому первоочередной заботой родителей должно быть всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий, т. е. обучение, которое организовывают в семье мамы и папы. Но такое обучение должно быть педагогически верно организовано, чтобы обеспечить подлинное развитие и надлежащий темп. Обучение должно быть развивающим, т. е. основываться на учете возрастных особенностей развития, на формировании и использовании присущих именно данному возрасту видов деятельности с опорой на познавательные возможности ребенка. Большое значение имеют также посильность выдвигаемых перед ребенком практических и познавательных задач и последовательность их предъявления, правильный выбор дидактических игр, приемов и средств обогащения трудового и нравственного опыта; обращение к таким источникам информации, как детская литература, кино, театр, радио, телевидение, ИЗО и др. Знания, умения, навыки, которыми необходимо владеть ребенку, должны даваться ему не в разрозненном виде, а в определенной системе. Сейчас существует большое количество литературы, помогающей родителям в этом вопросе (И. И. Будницкая “Ребенок идет в школу/Библиотека для родителей”, см. список литературы). Кроме того, родители всегда могут обратится за советом, помощью к воспитателю детского сада, учителю младших классов.

  В дошкольном  возрасте время проявления специальных  способностей еще не наступило,  и потому родители должны создавать  предпосылки способствующие раскрытию  этих способностей.

  А современные  требования к детям, поступающим  в школу подразумевают наличие  у ребенка не только способностей, но и определенных знаний, умений, навыков. Прежде всего у ребенка  должен быть определенный запас  сведений об окружающем мире, о явлениях природы, предметах  и их свойствах, о людях и  их природе, о нормах поведения.  Развитие образного мышления  помогает ребенку выделять существенные  закономерности в различных сферах  жизни. Высшая форма этого мышления  у старших дошкольников позволяет  перейти от элементарных представлениях об окружающем мире к усвоению систематизированных научных знаний, которые дает школа. Эти знания носят несколько иной характер и отличаются от разрозненных представлений о разных сторонах действительности, которые обычно получает ребенок-дошкольник, не совпадают с его небольшим “житейским” опытом. И именно родители должны подготовить ребенка к переходу на новую, более высокую ступеньку обучения.

Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения.

 Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к

обучению в  школе.

 Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.

 Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток.

 Развивающие игры и формирование интеллектуального развития  «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский

Игра – ведущая  деятельность младшего дошкольника, в  которой

формируется его  личность. В игре ребенка отражаются различные события,

полученные им в детском саду и семье, при  общении с разными людьми.

В воспитании у  детей нравственно-волевых качеств  большую помощь могут

оказать игры, и  прежде всего игры с правилами, в  которых дети подчиняются

правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности.

Игра – одно из наиболее эффективных средств  нравственного воспитания

дошкольника в  семье.

Игра ребенка  имеет свои особенности. Эмоциональная  сторона игры часто

определяется  отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у

ребенка желание  подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем

демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в

общении ребенка  со взрослыми, переносятся им в игру.

Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия

для игровой  деятельности ребенка, особенно для  развития сюжетно-ролевых игр

с бытовой тематикой. В семье малыш имеет возможность  включиться в трудовую

деятельность  взрослых. Например, двухлетний ребенок  лепит с мамой, бабушкой

пирожки; папе он может подержать молоток и  т. п. В процессе совместного

домашнего труда  между родителями и детьми возникают  отношения

сотрудничества, доверия, взаимопонимания. Но для малыша труд является еще

игрой.

 В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой

деятельности. Игру чаще всего используют с целью  занять ребенка, отвлечь

его от шалостей, капризов, непослушания. Порой игра замещается длительным,

беспорядочным, без учета возраста ребенка, чтением  детских книг,

преждевременным обучением грамоте, просмотром телепередач.

Родителям понятна  бывает необходимость объяснить  ребенку, особенно

младшего дошкольного  возраста, некоторые процессы бытовой  деятельности

(подготовка  к еде, сну и т. п.), в то  время как игра не осознается  ими в

должной мере.

 Не всегда представляют родители и правила организации игры. Не во

всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках,

коробках, тумбочках. Не пересматривается в зависимости  от возраста состав

Информация о работе Роль и место важнейшего института воспитания – семьи