Роль и место важнейшего института воспитания – семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 11:58, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе изысканий информации, определить роль и место важнейшего института воспитания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.

В соответствии с целью данной работы, определяются ее основные задачи:

1. Познавательная: изучить возможности семьи в формировании готовности к школьному обучению; влияние семьи на сформированность этой готовности.

2. Разработать рекомендации родителям, способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению.

3. Изучения опыта конкретных семей в решении поставленной проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................2

1.НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ................4

2.РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА И ЧУВСТВА КОЛЛЕКТИВИЗМА...............................................................................................7

3.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ....................................................................................15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................27

Работа содержит 1 файл

СЕМЬЯ КАК ФАКТООР.docx

— 61.31 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................2

1.НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ................4

2.РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА И ЧУВСТВА КОЛЛЕКТИВИЗМА...............................................................................................7

3.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ....................................................................................15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

  Школа… Как  много ожиданий, надежд, волнений  связывают дети, родители, воспитатели  детского сада с этим словом. Поступление в школу — это  начало нового этапа в жизни  ребенка, вхождение его в мир  знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений  со взрослыми и сверстниками.

Каждый год  первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются  за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен  — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий.

  Можно понять  гордость взрослых, чьи дети уверенно  шагают по школьным коридорам,  добиваются первых успехов. И  совсем другие чувства испытывают  родители, если ребенок начинает  отставать в учебе, не справляется  с новыми требованиями, теряя  интерес к школе. Анализируя  годы дошкольного детства можно  обнаружить причины готовности  или неготовности его к школьному обучению.

  В настоящее  время наши дети приступают  к обучению в школе с 6-7 лет.  И если у семилетнего ребенка  готовность к школе в целом  сформирована, то у шестилеток  ее окончательное завершение  осуществляется в первый год  школьного обучения.   Этому  способствует соответствующий подход  к детям.

  Важнейшая  задача, стоящая перед системой  дошкольного воспитания — всестороннее  развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.

  В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной: придя в школу, первоклассник должен иметь навыки чтения, письма и счета. Но это не имеет, на мой взгляд, первостепенной значимости. Самое главное для любого человека, и для ребенка в частности, умение общаться, приспосабливаться, слушать, слышать и понимать.

 Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе изысканий информации, определить роль и место важнейшего института воспитания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.

В соответствии с целью данной работы, определяются ее основные задачи:

 1. Познавательная: изучить возможности семьи в формировании готовности к школьному обучению; влияние семьи на сформированность этой готовности.

 2. Разработать рекомендации родителям, способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению.

 3. Изучения опыта конкретных семей в решении поставленной проблемы.

В данной работе использованы следующие методы:

. анализ научно-педагогической  и методической литературы;

. педагогический  эксперимент (наблюдения, беседы с родителями и детьми).

 Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов

педагогики. Воспитание детей, формирование личности ребенка  с первых лет

его жизни –  основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.

 Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.

Для ребенка  родители являются языковым и речевым  образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает

язык в тот  момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении. 

  1. Нравственное воспитание дошкольника как основа его будущей трудовой и учебной деятельности.

 Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

 Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего

воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в

нравственно-волевом  отношении, зависит не только его  успешное обучение в

школе, но и формирование жизненной позиции.

 Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит

к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней

опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей,

неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна  недооценка

волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать.

 Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии

родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

 Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая

роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных

эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость

проявлений ими  любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой

атмосферы на ребенка  в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в

любви и ласке  родителей, у него огромная потребность  общения со взрослыми,

которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их

забота о нем  вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно

восприимчивым к нравственным установкам и требованиям  матери и отца.

 Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от

того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство

эмоционального  благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это

делает его  открытым добру, положительным влиянием.

 Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира,

его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства

собственного  достоинства. Человек, лишенный этого  чувства, позволит и себя,

и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство  собственного

достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки

других с точки  зрения их гуманности: сам остро  чувствуя унижение или

несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

 Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.     Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

 Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает

чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и

отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам  и неудачам героя и

его друзей, горячо желает им победы. Так формируется  его представление о

добре и зле, отношение к нравственному и  безнравственному.

 Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя.          Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

 Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет

свое отношение  к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений

взрослых, но и  его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает,

что первая его  трудовая деятельность необходима ему  самому и окружающим,

так как овладение  нужными навыками позволяет ему  обходиться без посторонней

помощи, не затрудняя  других людей заботой о себе. Ребенок  еще не понимает,

что тем самым  он проявляет заботу о них. Такой  мотив труда младшего

дошкольника формируется  только под воздействием взрослых. Овладение

навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать  реальную помощь

другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного

результата и  способствует выработке настойчивости.

 Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-

волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

 Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-

дошкольника к  труду. Трудовые поручения, которые  ребенок выполняет в семье,

по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и

ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает  труд взрослых в семье.

 Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим

членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В

семье дети часто  с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало

распространены  в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды,

участвуют в  приготовлении пищи, покупке продуктов  и т. д. Благоприятные

семейные условия  положительно влияют на трудовое воспитание детей и их

нравственно-волевое  развитие.

  Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом

месте среди  выполняемых в семье старшим  дошкольником видов труда стоит

самообслуживание, на втором – уборка игрушек и  помещения, остальные виды

труда занимают незначительное место.

Информация о работе Роль и место важнейшего института воспитания – семьи