Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 11:58, реферат
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе изысканий информации, определить роль и место важнейшего института воспитания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.
В соответствии с целью данной работы, определяются ее основные задачи:
1. Познавательная: изучить возможности семьи в формировании готовности к школьному обучению; влияние семьи на сформированность этой готовности.
2. Разработать рекомендации родителям, способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению.
3. Изучения опыта конкретных семей в решении поставленной проблемы.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................2
1.НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ................4
2.РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА И ЧУВСТВА КОЛЛЕКТИВИЗМА...............................................................................................7
3.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ....................................................................................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................27
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
1.НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ................4
2.РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА
СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА И ЧУВСТВА КОЛЛЕКТИВИЗМА.................
3.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............
ВВЕДЕНИЕ.
Школа… Как
много ожиданий, надежд, волнений
связывают дети, родители, воспитатели
детского сада с этим словом.
Поступление в школу — это
начало нового этапа в жизни
ребенка, вхождение его в мир
знаний, новых прав и обязанностей,
сложных и разнообразных
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий.
Можно понять
гордость взрослых, чьи дети уверенно
шагают по школьным коридорам,
добиваются первых успехов. И
совсем другие чувства
В настоящее
время наши дети приступают
к обучению в школе с 6-7 лет.
И если у семилетнего ребенка
готовность к школе в целом
сформирована, то у шестилеток
ее окончательное завершение
осуществляется в первый год
школьного обучения. Этому
способствует соответствующий
Важнейшая
задача, стоящая перед системой
дошкольного воспитания —
В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной: придя в школу, первоклассник должен иметь навыки чтения, письма и счета. Но это не имеет, на мой взгляд, первостепенной значимости. Самое главное для любого человека, и для ребенка в частности, умение общаться, приспосабливаться, слушать, слышать и понимать.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе изысканий информации, определить роль и место важнейшего института воспитания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.
В соответствии с целью данной работы, определяются ее основные задачи:
1. Познавательная: изучить возможности семьи в формировании готовности к школьному обучению; влияние семьи на сформированность этой готовности.
2. Разработать рекомендации родителям, способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению.
3. Изучения опыта конкретных семей в решении поставленной проблемы.
В данной работе использованы следующие методы:
. анализ научно-педагогической и методической литературы;
. педагогический эксперимент (наблюдения, беседы с родителями и детьми).
Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов
педагогики. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет
его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.
Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.
Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает
язык в тот
момент, когда взрослые слушают его,
общаются с ним, разговаривают. Родители
должны учитывать принципы обучения языку.
Таким образом, они смогут овладеть доверием
ребенка не только в вопросах воспитания,
но и в обучении.
1. Нравственное воспитание дошкольника как основа его будущей трудовой и учебной деятельности.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего
воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в
нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в
школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит
к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней
опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей,
неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка
волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать.
Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии
родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая
роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных
эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость
проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой
атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в
любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми,
которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их
забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно
восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от
того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство
эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это
делает его открытым добру, положительным влиянием.
Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира,
его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства
собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя,
и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного
достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки
других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или
несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.
Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает
чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и
отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и
его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о
добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.
Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.
Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет
свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений
взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает,
что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим,
так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней
помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает,
что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего
дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение
навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь
другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного
результата и способствует выработке настойчивости.
Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-
волевых качеств,
как самостоятельность и
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-
дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье,
по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и
ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.
Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим
членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В
семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало
распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды,
участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные
семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их
нравственно-волевое развитие.
Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом
месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит
самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды
труда занимают незначительное место.
Информация о работе Роль и место важнейшего института воспитания – семьи