Роль художественного воображения в творчестве

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении роли воображения в художественном творчестве.
Достижение поставленной в работе цели будет осуществляться с помощью выполнения следующих задач:
1) анализ литературы по проблеме воображения и творчества;
2) определение понятия и сущности воображения;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению воображения
1.1 Понятие и сущность воображения
1.2 Виды и основные функции воображения
Выводы по первой главе
Глава 2. Взаимосвязь художественного воображения и творчества
2.1 Роль воображения в творчестве
2.2 Особенности художественного воображения
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 95.16 Кб (Скачать)

  Творческое воображение  рассматривается как особая деятельность, представляющая особый вид деятельности  памяти, а, следовательно, и мышления. Потому сначала весь процесс  творческого воображения проходит  в сознании и лишь, потом воплощается в реальности.

  Этапы  творческого  воображения:

1. Возникновение творческого  идеала.

2. «Вынашивание» замысла

3. Реализация замысла.

Есть общие психологические  механизмы всякой творческой деятельности, актуализирующиеся, однако, по-разному  в неодинаковых проявлениях творчества. Такие, например, значимые психологические  механизмы, как воображение, эмоциональное  напряжение, память, которую еще  Сеченов характеризовал как краеугольный камень всякого психического развития, имеют существенное значение в художественном творчестве. Разумеется, здесь речь идет именно о механизмах творчества, а не о специфическом направлении  их действия [18].

  Нередко самое существенное  в особенностях художественного  творчества связывается с ролью  и значением личностного начала  в процессе творчества. Своеобразие  художественного творчества усматривается  именно в том, что оно носит  ярко выраженный личностный характер.

В художественных произведениях  представлены результаты, в определенной мере непосредственно или опосредованно  объективирован  сам процесс творческой деятельности, материализованы (или  могут быть материализованы) некоторые  особенности творческого акта. (Так, например, Пушкин в тексте «Евгения Онегина» отметил, как и когда  он стал различать «даль свободного романа».)  Художественное произведение дает основания для возможного интроспективного анализа: от результатов к истокам. Оно позволяет осуществить мысленный  эксперимент - по характеру материализации художественной мысли строить гипотезу: как создавалось само произведение, каковы были некоторые особенности  самого творческого акта.

Анализу психологических  аспектов художественной деятельности может способствовать учет самых  разнообразных данных. Среди них - собственные свидетельства самого художника, воспоминания людей, окружавших автора произведения, показания современников, соответствующая переписка, подготовительные материалы, ранние редакции, правка текста и - что особенно интересно - характеристики личности художника, его интересов (не только художественных), привычек, направления мысли, его культуры и т. д.

Значительный интерес  представляют подготовительные материалы, варианты, этюды, наброски, литературная правка и корректировка и т. д. Как документ самого искусства, а  не суждений о нем они - более достоверное  свидетельство. Эти материалы позволяют  выявить некоторые этапы становления  произведений, но они являются результатом  материализации (пусть неокончательной, становящейся) творческой мысли художника  и не всегда дают достаточное  представлениео  подлинных  мотивах, побуждающих  художника двигаться в том  или ином направлении.

Идея,  концепция  художественного  произведения появляется  не  в  виде  идеи  или  образа  завершенного  произведения - так,  чтобы  последующая  работа  состояла  лишь  в  копировании  этого  образа. Например, художник  вовсе не  знает,  как будет выглядеть то,  что он  должен  нарисовать,  но  рисуя,  чувствует,  что это и есть  именно  то,  что должно  быть,  а вот это - нет.  Картина существует  как бы  внутренне,  однако  не  в виде  картины как таковой,  а невидимо,  неявно,  но  так,  что именно  она направляет  процесс выполнения  творческой  работы. Придавая определенное  лицо  своей  работе,  он  созерцает  ее,  а  увидев,  что  его  установка  в  ней адекватно  не  реализуется,  что  она  не  соответствует  этой  установке,  художник  начинает изменять  и  исправлять свое  произведение.  И так творческая  работа  продолжается  до  тех  пор,  пока  не  будет  найдена  та  форма,  которая  творцом  будет  переживаться как адекватное  воплощение установки. Лишь после  этого творец успокаивается, лишь после  этого  чувствует,  что  обогатил  объективную  реальность  воистину  новой  действительностью.

Процесс создания образов  воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных  формах.Создание образов воображения  проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение  впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения  характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта  представлений. В ходе такого анализа  происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным  от других объектов, при этом также  происходит абстрагирование частей объекта.

С этими образами далее  могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти  образы могут быть поставлены в новые  сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с  абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая  деятельность воображения, крайне многообразны.

Творцом ведется  очень  интенсивная  работа. Этим  объясняется  то  обстоятельство,  что  в  некоторых  случаях,  особенно  после  завершения  значительного  художественного  произведения,  здоровье  творца,  если  оно и  так  было  слабым,  в  корне  ухудшается,  настолько,  что  иногда  он  утрачивает  способность  дальнейшей  работы,  иногда  за  такой  работой  следует  даже  преждевременная  смерть.  Все  это  указывает  на то,  насколько  напряженной  работы  требует  истинный  творческий  процесс.

Особенно  важный  момент  в  процессе  художественного  творчества  представляет  собой  техника.  Известно,  какого  труда  требует  овладение  техникой  в  музыке,  и сколь  важное  значение  она  имеет  в  создании  и  исполнении  любого  значительного  музыкального  произведения.  Однако  техника  нужна  и  в других  областях  искусства,  в частности  в  поэзии,  в  связи  с  которой  бытует  ложное  представление  о том,  что  она  менее  всего  зависит  от  техники.

Таким  образом,  процесс  художественного  творчества  требует  интенсивной,  предварительно  обдуманной,  систематической  работы,  в  которой  особо  важную  роль выполняют волевые  и  интеллектуальные акты.

 

Выводы по второй главе

 

Таким образом, во второй главе  данной работы удалось установить что, воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства.

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно – образной форме. Наглядно – образное содержание художественного произведения является носителем его идейного содержания. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания.

Однако, богатое воображение необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать история, географию, астрономию и другие предметы.

Образы, воссоздаваемые в  процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности.

Образ воображения обычно является наглядным образным носителем  какого – то более или менее  осознанного замысла. Эта роль замысла  или тенденции, порождающей преобразование, проявляется в акцентуировании  определенных черт, подборке при комбинировании или присоединении в воображении  частей или свойств одного объекта  другому.

Своеобразие художественного  творчества усматривается именно в  том, что оно носит ярко выраженный личностный характер.

В художественных произведениях  представлены результаты, в определенной мере непосредственно или опосредованно  объективирован  сам процесс творческой деятельности, материализованы (или  могут быть материализованы) некоторые  особенности творческого акта.

Процесс  художественного  творчества  требует  интенсивной,  предварительно  обдуманной,  систематической  работы,  в  которой  особо  важную  роль выполняют волевые  и  интеллектуальные акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Благодаря воображению человек  творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает  будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить  никакое другое живое существо в  мире. Прошлое зафиксировано в  образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях [10].

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений [10]. Основным признаком процесса воображения и его сущностью выступает преобразование и переработка данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получаются новые образы.

Воображение выступает необходимым элементом творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью.

Люди так много мечтают  потому, что их разум не может  быть «безработным». Он продолжает функционировать  и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда  он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение.

Существенную роль в определении  направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные  с ними специальные очаги эмоциональной  восприимчивости. У разных людей  воображение проявляется в различных областях, в зависимости от направленности личности. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным – у одного в области технического изобретательства, у другого – в области художественного творчества. В каждом человеке заключен какой – то «кусочек фантазии», но у каждого человека фантазия и воображение проявляются по-своему.

Индивидуальные особенности  воображения выражаются в том, что  люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Степень развития воображения  характеризуется яркостью образов  и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения  легко оценивается, когда продуктом  воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у  авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в  низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой  затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая  и разносторонняя в эмоциональном  плане жизнь.

С уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Если лишить человека фантазии, воображения - остановится прогресс, следовательно воображение являются необходимейшей способностью человека [8].

Поставленная цель в работе достигнута, была подробно изучена  роль воображения в художественном творчестве.

Намеченные в курсовой работе задачи выполнены: был проведён анализ литературы по проблеме воображения и творчества; определены понятия и сущность воображения; рассмотрены виды и основные функции воображения; установлена взаимосвязь художественного воображения и творчества; рассмотрены особенности художественного воображения.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество М., 1969.
  2. Выготский Л. С. «Психология искусства»-3-е изд. М.: «Искуство», 1986.
  3. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Психол. Очерк: Кн. для учителя – 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2007.
  5. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. - Смоленск, 1974.
  6. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М: Наука. 1991.
  7. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М., 1964.
  8. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.
  9. Лурия А.Л. Лекции по общей психологии, СПб.: Питер, 2007.
  10. Маклаков А.Г. Общая психология. - М., 2005.
  11. Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. Кн.1.: Общие основы психологии.
  12. Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. // Начальная школа. 2005. № 12. с.40-44.
  13. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 2003.
  14. Понамарев Я. А. Психология творчества, М. «Наука», 1976.
  15. Петровский А. В. Введение в психологию, М. «Академия», 1996.
  16. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии, М. 1998.
  17. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии, СПб.: Питер, 2010.
  18. Рибо Т. Творческое воображение, Пер. с французского Е. Предтеченского, В. Ранцева, СПб. 1901.
  19. Рогов Е. И. Общая психология - 4-е изд., Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ»; Феникс, 2010.

Информация о работе Роль художественного воображения в творчестве