Роль художественного воображения в творчестве

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении роли воображения в художественном творчестве.
Достижение поставленной в работе цели будет осуществляться с помощью выполнения следующих задач:
1) анализ литературы по проблеме воображения и творчества;
2) определение понятия и сущности воображения;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению воображения
1.1 Понятие и сущность воображения
1.2 Виды и основные функции воображения
Выводы по первой главе
Глава 2. Взаимосвязь художественного воображения и творчества
2.1 Роль воображения в творчестве
2.2 Особенности художественного воображения
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 95.16 Кб (Скачать)

Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека; это фантастические видения, не имеющие никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат тех или иных нарушений психики или работы организма. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п.

4. По степени активности воображение делят на активное и пассивное:  

Активное воображение - называют воображение, образы которого рождаются  и изменяются с участием воли человека. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед  собой задачу придумать что –  либо и далее выполняет её. Активным этот вид воображения называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек, может внести нечто новое, остановиться, то есть он в состоянии управлять  данным процессом или прекратить его по своей воле. Творческое активное воображение - самостоятельное создание новых по отношению к субъекту образов. Проявляется в продуктах деятельности, воплощаемых в практике.Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.

Пассивное воображение - это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли и желания человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе чаще всего не могут быть реализованы. Пассивное воображение - способ псевдоадаптации. Образы пассивного воображения - грезы, нереальные мечты - психическое замещение активной жизнедеятельности индивида.

5. По приёмам, воображение подразделяется на агглютинацию, акцентирование, гиперболизацию, реконструкцию, схематизацию и типизацию:

Агглютинация - слияние отдельных  элементов или частей нескольких объектов, в один причудливый образ.

Акцентирование - выделение  и подчёркивание тех или иных черт объектов, в результате чего какая  – то одна часть становится доминирующей.

Гиперболизация - преувеличение  или преуменьшение предмета или  его отдельных частей.

Реконструкция – создание целого образа по частям предмета.

Схематизация – сглаживание  различий предметов и выделение  черт сходства между ними.

Типизация – выделение в одном образе черт разных объектов [12, с. 34].

Так же стоит сказать, что  это далеко не все виды (типы) воображения. Существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, - конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. По предмету, материалу деятельности: эмоциональное; образное; словесно – логическое (концептуальное) воображение. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.

А.Г. Маклаков в своём учебнике «Общая психология» предлагает следующую  классификацию видов воображения (рис. 1):

Рисунок 1- Виды воображения

В жизни человека воображение  выполняет ряд специфических  функций.

Первая из них состоит  в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность  пользоваться ими, решая задачи. Эта  функция воображения связана  с мышлением и органически  в него включена.

Вторая функция воображения  состоит в регулировании эмоциональных  состояний. При помощи своего воображения  человек способен хотя бы отчасти  удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается  в психоанализе.

Третья функция воображения  связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов  и состояний человека, в частности  восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством  образов он получает возможность  управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения  состоит в формировании внутреннего  плана действий – способности  выполнять их в уме, манипулируя  образами.

Наконец, пятая функция  – это планирование и программирование деятельности, составление таких  программ, оценки их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения  мы можем управлять многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек  может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту  пульса, кровяное давление, температуру  тела.

Воображение человека многофункционально. М.В. Гамезо и И.А. Домашенко

в своей книге «Атлас по психологии» среди его важнейших функций выделяют:

1) гностически-эвристическую – позволяет воображению находить и выражать в образах наиболее существенные, значимые стороны действительности;

2)защитную–позволяет регулировать  эмоциональное состояние (удовлетворять потребности, снижать напряжение и т.д.);

3) коммуникативную – предполагает общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценки результата;

4) прогностическую – заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремится субъект [7].

Р.С. Немов отметил, что  воображение включает интеллектуальный, эмоциональный, поведенческий опыт субъекта и входит в разные виды его деятельности [11, с. 107].

Однако, главная и основная функция воображения – это его участие в творческом процессе.

Основные специфические  функции воображения отображены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Функции воображения

 

 

 

Выводы по первой главе

Таким образом, в первой главе  данной работы удалось установить что, воображение - это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, характерно только для человека.

В самом общем и общепринятом смысле воображение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений [10]. Основным признаком процесса воображения и его сущностью выступает преобразование и переработка данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получаются новые образы.

Воображение выступает необходимым элементом творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью.

В воображении проявляются  все виды и уровни направленности личности. Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней, типов и видов воображения.

Виды (типы) воображения, возможно, классифицировать по следующим признакам: По результатам: репродуктивное (воспроизводящее) воображение; продуктивное (творческое, преобразующее) воображение. По степени волевых усилий: преднамеренное (произвольное) - (воссоздающее, творческое, мечта, грёзы); непреднамеренное (непроизвольное) - (сон, сновидение, галлюцинации, дремота). По степени активности: активное; пассивное. По приёмам воображения: агглютинация; гиперболизация; схематизация; реконструкция; типизация.

В жизни человека воображение  выполняет ряд специфических  функций.

1) Представление действительности  в образах; 2) Регулирование эмоциональных  состояний; 3) Произвольная регуляция  познавательных процессов и состояний  человека; 4) Формирование внутреннего плана действий и другие.

Глава 2. Взаимосвязь  воображения и творчества

 

2.1. Роль воображения в творчестве

 

Воображение и творчество – это два неразрывно связанных  между собой процесса влияющих на познавательную сферу человека, так  как включают активность, направленную на создание нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого или иного воображения. Достигается это за счет непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций.

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно – образной форме. Наглядно – образное содержание художественного произведения является носителем его идейного содержания. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания, как писал Т. Рибо: «служить ясным и отчетливым образом (какова бы ни была их природа) приближая к восприятию, вызывая через это впечатление действительности» [18, с. 146]. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

Ошибочным является представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Для того чтобы создать новые  образы и нарисовать на большом полотне  широкую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность  воображения. Чем реалистичней художественное произведение, тем строже в нем  соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно – образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного  замысла [18].

Соблюдение жизненной  реальности не означает фотографического воспроизведения или копирование  непосредственно воспринятого. Непосредственно  данное, как оно обычно воспринимается в повседневном опыте, по большей  части случайно; в нем далеко не всегда выделяется характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события, явления [18].

Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой  для того, чтобы изобразить то, что он видит, но он и видит по иному, чем художественно невосприимчивый человек. И задача художественного произведения – показать другим то, что видит художник, с такой пластичностью, чтобы это увидели и другие.

Даже в портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а  преобразует воспринимаемое. Суть этого  преобразования заключается в том, что оно не удаляется, а приближается к действительности. Продукт такого воображения дает часто по существу более верную, глубокую, более адекватную картину или образ действительности, чем это в состоянии сделать  фотографирующее  воспроизведение данного [14].

Образ, внутри преобразованный идеей художественного произведения так, что во всей своей жизненной реальности он оказывается пластическим выражением определенного идейного содержания, является высшим продуктом творческого художественного воображения [18].

Воображение в художественном творчестве допускает и значительный отлет от действительности, более  или менее значительное отклонение от нее. Художественное творчество выражается не только в портрете; оно включает сказку и фантастический рассказ. В  сказке и фантастическом рассказе отклонения от действительности могут быть велики. Но эти отклонения должны быть объективно мотивированны замыслом, идеей, которая  воплощается в образах. И чем  эти отклонения значительнее, тем  объективно мотивированее должны они  быть [18].

Некоторые тонкие и хрупкие  переживания – значимые факты  внутренней жизни часто бывают затемнены  в действительных условиях. Творческое воображение художника в фантастическом рассказе, отклоняясь от действительности, преобразует различные ее стороны, подчиняя их внутренней логике этого переживания. В этом и заключается смысл тех приемов преобразования действительности, которыми пользуется художественное воображение [14].

Создавая картину действительности, отклоняющуюся от обыденной вплоть до самой крайней фантастики, воображение  художника ярче освещает  и выявляет какую – то, особенно для него значимую, сторону действительности.   Отойти от действительности, чтобы  проникнуть в нее,- такова логика творческого  воображения [18].

 

2.2 Особенности  художественного воображения

 

Образы, воссоздаваемые в  процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности.

Образ воображения обычно является наглядным образным носителем  какого – то более или менее  осознанного замысла. Эта роль замысла  или тенденции, порождающей преобразование, проявляется в акцентуировании  определенных черт, подборке при комбинировании или присоединении в воображении  частей или свойств одного объекта  другому. Творец постоянно  наблюдает  за  сферой  действительности,  касающейся  области,  в  которой  он  работает:  художник - мир  цвета,  а  музыкант - мир  звука;  они  наблюдают  также  за  жизнью  людей  и  их  эмоциональными  переживаниями.  Творец  собирает  отдельные  наблюдения,  представляющиеся  ему  важными  в  том  или  ином  плане (Бетховен  записывал  все,  что  приходило  ему  на  ум,  вначале  беспорядочно  —  так,  как это  им  переживалось). Продолжительное и многостороннее переживание действительности способствует  формированию  своеобразной, индивидуальной,  оригинальной  установки,  вырабатывающейся  у творца  по  отношению к жизни и явлениям действительности  и ложащейся в основу концепции художественного произведения  и движения  его творческой  фантазии.

Информация о работе Роль художественного воображения в творчестве