Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:09, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении роли воображения в художественном творчестве.
Достижение поставленной в работе цели будет осуществляться с помощью выполнения следующих задач:
1) анализ литературы по проблеме воображения и творчества;
2) определение понятия и сущности воображения;
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению воображения
1.1 Понятие и сущность воображения
1.2 Виды и основные функции воображения
Выводы по первой главе
Глава 2. Взаимосвязь художественного воображения и творчества
2.1 Роль воображения в творчестве
2.2 Особенности художественного воображения
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.
Процессы воображения
имеют аналитико-синтетический
Итак, воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению.
Как видно из определений, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.
Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; оба эти процесса участвуют в любой творческой деятельности, творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникать новые знания. Отсюда видно: «... круг замыкается... Познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) затем проверяется и уточняется мышлением» - пишет А.Д. Дудецкий [5, с. 78].
Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого - неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
1.2 Виды и основные функции воображения
В воображении проявляются
все виды и уровни направленности
личности. Отношение человека к процессу
воображения непосредственно
Виды (типы) воображения, возможно, классифицировать по следующим признакам:
По результатам: репродуктивное (воспроизводящее) воображение; продуктивное (творческое, преобразующее) воображение: с относительной новизной образов; с абсолютной новизной образов.
По виду образов: конкретное; абстрактное.
По степени волевых усилий: преднамеренное (произвольное) - (воссоздающее, творческое, мечта, грёзы); непреднамеренное (непроизвольное) - (сон, сновидение, галлюцинации, дремота).
По степени активности: активное; пассивное.
По приёмам воображения: агглютинация; гиперболизация; схематизация; реконструкция; типизация.
Далее рассмотрим более подробно каждый из видов воображения.
1. По результатам воображение можно разделить на следующие виды:
Репродуктивное (воспроизводящее) воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть на самом деле) - в репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображения начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образам и мотивам, обучаясь профессиональному мастерству. Безусловно, и в продуктах их фантазии можно отыскать немало такого, что они придумали сами, но в целом эти продукты всё же, напоминают нечто, кем – либо уже сделанное (сотворённое).Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.Работы художников-демократов второй половины XIX в. И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.
Продуктивное (творческое, преобразующее) воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно констатируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. Продуктивным называют воображение, в образах которого имеются много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Таким нередко является воображение талантливых писателей, художников или учёных которые открывают новую страницу в литературе, искусстве, науке. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир художника – фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких.
Продуктивное (творческое) воображение может быть с относительной новизной образов и с абсолютной новизной образов.
2. По виду образов воображение бывает:
Конкретное – это воображение, при реализации которого, осуществляется оперирование конкретными образами реальной или не реальной действительности, это, как правило, единичные образы, вещные, обремененные множеством деталей.
Абстрактное - воображение, при реализации которого, осуществляется оперирование абстрактными образами, т.е. образами типизированными, обобщенными, схематичными и символичными. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованности - схемами, символами.
Абстрактное и конкретное воображение не являются при этом внешней полярностью; между ними существует множество взаимопереходов.
3. По степени волевых усилий воображение разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное):
Преднамеренное (произвольное) воображение – это сознательное, активное отношение человека к формированию образов. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека.Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой направленности.
Преднамеренное (произвольное) воображение имеет для человека большое значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
Среди различных видов и форм преднамеренного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение, мечту и грёзы.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и другие. Так, например, читая описание битвы, мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.
Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете, не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, то есть способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. В нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить тем целям познания, которые перед ним стоят — расширять (на основе перевода описаний в наглядные образы) круг знаний человека об окружающем мире.
Благодаря воссоздающему
воображению человек может
Следующий вид произвольного
воображения — творческое воображение.
Оно характеризуется тем, что
человек преобразует
Открытия, изобретения, создание произведений искусства, литературы - все это творческая деятельность, которая является общественной необходимостью. Творческое воображение значительно сложнее, чем воссоздающее: одно дело представить себе чертеж машины и совсем другое - сделать ее. Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.
Особой формой преднамеренного воображения является мечта, которая выступает как реальная или абстрактная возможность желаемого будущего.Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, то есть не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни человека. Образы, которые человек создаёт в своих мечтах, отличаются ярким, живым конкретным характером, эмоциональной насыщенностью.
Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека. Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени связана с действительностью.
Непреднамеренное (непроизвольное) воображение - непроизвольная трансформация образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Данный вид происходит на низших уровнях воображения, и смена образов происходит самотеком, непроизвольно. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотном состояниях, в сновидениях, при галлюцинациях.
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.
Информация о работе Роль художественного воображения в творчестве