Роль функциональной асимметрии головного мозга при организации учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 05:01, статья

Описание работы

Цель исследования - анализ понятия «межполушарная асимметрия головного мозга» и определение ее роли при организации учебного процесса.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
провести теоретический анализ по проблеме межполушарная асимметрия головного мозга и ее связь с процессом обучения;
подобрать и изучить методику исследования;
оценить влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на индивидуальные и личностные аспекты учащихся;
сформулировать выводы о роли межполушарной асимметрии головного мозга;

Содержание

1. Введение с.3-4
2. Литературный обзор с.4-9
2.1. Анализ понятия «Функциональная асимметрия головного мозга» с.5-6
2.2. Три типа функциональной организации полушарий головного мозга. с.6-8
2.3. Учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе
с.8-10
2.4. Подход в обучении учащихся с учетом психофизиологии с.10-13
3. Практическая часть с.13-15
3.1. Методика проведения исследований с.13-14
3.2. Результаты исследования с.15
4. Выводы с.16
5. Список литературы с.17
6. Приложения с.18-21

Работа содержит 1 файл

issledovatelskaja_rabota-asimmetrija_golovnogo_moz.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Левополушарники

Правополушарники

1. Воспринимают зрительную или слуховую информацию через вербализацию.

1. Воспринимают информацию образно, эмоционально.

2. Строят логические  цепочки последовательно от слов к предложению.

2. Главное для них  - смысл. Воспринимают целостно, идут от образа к слову.

3. Хорошо работают  по планам, схемам, шаблонам, трафаретам, выполняют типовые задания.

3. Хорошо развита поисковая деятельность, легче выполняют задания на сообразительность, на догадку.

4. Легко выполняют  задания на выбор варианта ответа из нескольких предложенных.

4. Труден выбор из  нескольких предложенных ответов. Легче работают при использовании метода «открытых вопросов».

5. Легко воспринимают  абстрактный материал.

5. Легче учатся на  материале конкретных жизненных примеров. Помогают проигрывание ситуаций, деловые игры.

6. Важна внешняя упорядоченность, последовательность мыслительных операций и действий.

6. Могут работать в  стихийной, неупорядоченной среде языка.

7. Складывают информацию  из кусочков.

7. Воспринимают информацию целостно, а если концентрируются на деталях, то перестают понимать смысл.

8. Легче пишут диктанты.

8. Легче пишут сочинения.

9. Легко идет разбор  слов, предложений (суффиксы, приставки, род, лицо, время, подлежащее, сказуемое и т.д.).

9. Трудно идет разбор слов и предложений, разделение целого на части, отнесение к определенной категории.


 

2.4. Подход в обучении учащихся с учетом психофизиологии

Правополушарные учащиеся

Рабочая полусфера - левая.

Светлая доска - темный мел

Условия необходимые  для успешной учебной деятельности:

  • личностные отношения
  • связь информации с реальностью, практика
  • творческие задания
  • эксперименты, проекты
  • музыкальный фон
  • речевые и музыкальные ритмы
  • работа в группах
  • схемы, таблицы, карточки
  • ролевые игры, инсценировка

 

Методы проверки:

Устный опрос, задания  с ограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (собственный  развернутый ответ).

Левополушарные учащиеся

Рабочая полусфера - правая

Темная доска - светлый  мел 

Условия необходимые  для успешной учебной деятельности:

  • детали, видит символы, буквы, слова
  • необходимы ясные инструкции
  • информация в письменном виде
  • тишина на уроке
  • работа в одиночку
  • многократное повторение
  • задание на поиск ошибок
  • задание в символах

Методы проверки:

Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (выбрать готовый вариант ответа).

Математика 

Левополушарные. Анализ, работа в одиночку, доказательство теорем, оперирование знаками, формулами, теоремами, задание в символах, алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости, многократное повторение).

Правополушарные. Синтез, задание на время, работа в группе, формулировка теорем, оперирование пространственными связями, задание в картинках, геометрия (пространственное мышление), схемы, таблицы.

Словесность

Левополушарные. Анализ рассказа, разбор слов и предложений по составу, обучение других, применение правил понятийное понимание слов.

Правополушарные. Сочинение, составление слов и предложений из частей, чтение-нахождение взаимосвязи, пересказ, чтение по ролям, инсценировка, творческие работы.

Иностранный язык

Правополушарные. Рационально-логический способ изучения, увеличение словарного запаса посредством изучения слов, усвоение правил и грамматических конструкций, обучение других, лингафонная система, восприятие на слух, сопоставление текстов, дробление текстов и слов на части, проверка после урока деятельность, требующая отсроченной реакции.

Левополушарные. Интуитивный способ изучения, образные представления и конкретные ситуации, ролевые игры, работа с наглядностью, фильмами и карточками, деятельность, требующая быстрой реакции, задание на правописание, интервью, синтез текстов и слов, предложенных частей.

Естественные  науки

Левополушарные. Аналитическая работа, логические задания, выявления различий, выделение деталей, создание категорий, обобщение, многократное повторение, алгоритм.

Правополушарные. Мозговой штурм, просмотр фильмов, предсказание результатов, творческие задания, выявление сходств, сопоставление фактов, выделение сути, выделение важных моментов, использование речевых и музыкальных ритмов, экскурсии, походы, путешествия.

В соревнованиях

Левополушарные. Индивидуальная борьба, рассчитывает только на свои силы

Правополушарные. Командная борьба, обостренное чувство честной борьбы, “один за всех и все за одного”.

Получение и обработка информации

Левополушрные. Получать информацию с правой стороны.

Правополушарные. Получать информацию с левой стороны.

Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу [4].

    Ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, связанный с оценкой значимости раздела текста, может показать своему товарищу такие стратегии в обучении, как синтез, применение схем, выделение сути, поиск и выделение информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своими партнерами способом выделения нужных деталей, выявления различия, создание категорий.

    Таким образом, учёт психофизиологических особенностей учащихся при организации процесса обучения и воспитания будет способствовать положительному усвоению материала, реализации творческого потенциала учащихся.

 

3. Практическая  часть

    Для подтверждения рабочей гипотезы было проведено исследование, включающее метод наблюдения и тестирование, с учащимися 7 «А» для  определения доминирующего полушария головного мозга.

 

3.1 Методика  проведения исследований

1. Провести  тестирование с  учащимися   классов  с помощью школьного психолога.

     В исследовании принимали участие ученики 7 «А» класса школы № 8  г. Коврова, в количестве 25 человек.

    С целью определения функциональной асимметрии  полушарий был  предложен тест И. П. Павлова, адаптированный в 1996 году  В. Д. Еремеевой. 

Цель  методики. Тест  направлен на определение типа личности (мыслительный, художественный или смешанный), мышления (логическое или образное), доминирующего полушария.

Возрастные  ограничения. Тест не имеет возрастных ограничений.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться в индивидуальной форме. Вопросы предъявляются на слух.

Инструкция: «Разложи карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее»

Наглядный материал: 9 карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Оценка результатов:

I вариант:

1 группа карточек - «карась», «орел», «овца»

2 группа карточек - «летать», «плавать», «бегать»

3 группа карточек - «перья»,  «чешуя», «шерсть»

  Вариант возможен  на основе анализа, когда выделяются  общие существенные признаки. Преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.

II вариант

1 группа карточек - «карась», «плавать», «чешуя»

2 группа карточек - «орел», «летать», «перья»

3 группа карточек - «овца», «бегать», «шерсть»

   Предметы и  явления обобщены по их функциональным  признакам. Преобладает  I сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.

III вариант

   Одновременное  выполнение I и II вариантов теста. Смешанный тип.

2. Сравнить  результаты тестирования с  результатами учебной деятельности учащихся.

   Объект исследования - школьники, относящиеся к одной возрастной группе, являющиеся учащимися седьмых классов средней общеобразовательной школы №8 (СОШ №8) г. Коврова.

   Предмет  исследования -  полушарная   организация мозга и ее  связь с учебным процессом.

 

3.2.  Результаты исследования

1. В 2009-2010 учебном год   было проведено тестирование  учащихся с целью определения доминирующего полушария головного мозга.

2. Анализ результатов  диагностики позволил сделать  следующие выводы:

  1. у  40% учащихся  доминирующим является левое полушарие головного мозга.  Это говорит о том, что они лучше воспринимают зрительную или слуховую информацию. Строят логические цепочки последовательно от слов к предложению. Хорошо работают по планам, схемам, шаблонам. Складывают информацию из кусочков. Легко выполняют задания на выбор варианта из нескольких предложенных.
  2. у 36% учащихся доминирующим является правое полушарие. Правополушарники воспринимают информацию образно, эмоционально. Воспринимают информацию целостно, а если концентрируются на деталях, то перестают воспринимать смысл. У них хорошо развита  поисковая деятельность, они легче выполняют задания на сообразительность, на догадку. Им труден выбор из нескольких предложенных ответов. Легче работают при использовании метода «открытых вопросов».
  3. у  24% учащихся смешанный тип, т. е. в обработке информации в равной степени принимают участие оба полушария. (Приложение 1)

3. Сравнение итогов тестирования с результатами учебной деятельности позволяет сделать вывод о том, что учащиеся «художественного» (правополушарного) типа  имеют положительные  результаты по предметам гуманитарного цикла (литература, история, обществознание, музыка, ИЗО).    Успеваемость учащихся «мыслительного» (левополушарного) типа  лучше по таким предметам, как: русский язык, алгебра, геометрия, физика.

 

 

 

 

  1. Выводы:
  2. Функциональная асимметрия головного мозга – это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервнопсихических функций между его правым и левым полушарием.
  3. Механизм асимметрии выполняет регулирующую функцию в формировании механизмов познавательной деятельности учащихся.
  4. Функциональная  асимметрия  головного мозга позволяет определить индивидуальные особенности учащихся, определить способы приема и переработки информации.
  5. Школьная успеваемость связана с индивидуальными психофизиологическими  особенностями учащихся.
  6. Многие  исследователи и ученые  приходят к выводу, что самые большие достижения, наибольшая продуктивность отмечены интеграцией, взаимосвязью обоих полушарий,  т.к. оба полушария являются связанными между собой частями одного рабочего органа, и правое полушарие обрабатывает ту исходную информацию, которой его снабжает более  критичное, последовательное и логичное левое полушарие  головного мозга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Иванов В.В.  Чет и нечет (асимметрия мозга  и знаковых систем). – М.: Знание, 1991. – ISBN 5-4876-030-5

2. Еремеева  В.Д. Проблемы дифференцированного обучения: как научить каждого. - Спб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2003. -59 с. – ISBN 5-285-00043-5

3. Еремеева  В.Д. Мальчики и девочки –  два разных мира. - Спб.: Тускарора, 1998. – 167 с. – ISBN 5-345-00056-5

4. Майская  А. Ребенок-левша: как достичь  гармонии с «правым» миром. – СПб.: Питер, 2005. – 96 с.- ISBN-5-34467-78-2

5. Макарьев  И. Если ваш ребенок  - левша.  – СПб: «МИК», 1995.- ISBN

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Результаты нейропсихологического исследования учащихся 7 «А» класса

Название диагностической  методики: тест Павлова  И. П. «Доминирующее полушарие»

Цель: определение доминирующего  полушария головного мозга

Информация о работе Роль функциональной асимметрии головного мозга при организации учебного процесса