Роль функциональной асимметрии головного мозга при организации учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 05:01, статья

Описание работы

Цель исследования - анализ понятия «межполушарная асимметрия головного мозга» и определение ее роли при организации учебного процесса.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
провести теоретический анализ по проблеме межполушарная асимметрия головного мозга и ее связь с процессом обучения;
подобрать и изучить методику исследования;
оценить влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на индивидуальные и личностные аспекты учащихся;
сформулировать выводы о роли межполушарной асимметрии головного мозга;

Содержание

1. Введение с.3-4
2. Литературный обзор с.4-9
2.1. Анализ понятия «Функциональная асимметрия головного мозга» с.5-6
2.2. Три типа функциональной организации полушарий головного мозга. с.6-8
2.3. Учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе
с.8-10
2.4. Подход в обучении учащихся с учетом психофизиологии с.10-13
3. Практическая часть с.13-15
3.1. Методика проведения исследований с.13-14
3.2. Результаты исследования с.15
4. Выводы с.16
5. Список литературы с.17
6. Приложения с.18-21

Работа содержит 1 файл

issledovatelskaja_rabota-asimmetrija_golovnogo_moz.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №8

 

 

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  ПО ПСИХОЛОГИИ

 

ТЕМА:

«РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ  ГОЛОВНОГО  МОЗГА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

 

 

Исполнители:

учащаяся 8 «А» класса

Малько Елена

Руководитель:

психолог I квалификационной категории

Сущева Ирина Александровна

 

 

2010 – 2011 учебный год

г. Ковр

План:

1. Введение 

с.3-4

2. Литературный обзор

с.4-9

2.1.  Анализ понятия «Функциональная асимметрия головного мозга»

с.5-6

2.2. Три типа функциональной организации полушарий головного мозга.

с.6-8

2.3. Учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе

с.8-10

2.4. Подход в обучении учащихся с учетом психофизиологии

с.10-13

3. Практическая часть

с.13-15

3.1. Методика проведения исследований

с.13-14

3.2. Результаты исследования

с.15

4. Выводы

с.16

5. Список литературы

с.17

6. Приложения

с.18-21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Данная исследовательская  работа посвящена теме «Роль функциональной асимметрии  головного мозга при организации учебного процесса». Актуальность рассмотрения темы обусловлена тем, что проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся  школы предполагает деятельность в самых разных направлениях. 

     Павлов И.П. первым выдвинул идею о корреляции индивидуальных особенностей развития с характеристиками деятельности головного мозга. Открытие функциональной асимметрии коры больших полушарий породило тысячи исследований, в которых изучалась связь доминирования одного из полушарий с выраженностью у человека тех или иных способностей.

      В настоящий момент особое внимание уделяют проблеме влияния функциональной асимметрии головного мозга на развитие интеллектуальных способностей учащихся, создание условий, обеспечивающих реализацию потенциальных возможностей  школьников. Исследования Еремеевой В. Д., Иванова В. В. показывают, что часто образовательный процесс строится без учета индивидуальных различий.

    От того, каким образом будет происходить процесс обучения, зависит результат развития психических функций  каждого учащегося, его личности и  его головного мозга.      

         Цель исследования - анализ понятия «межполушарная асимметрия головного мозга» и определение ее роли при организации учебного процесса.

        Гипотеза исследования: функциональная  асимметрия  полушарий  головного мозга   влияет    на   индивидуально-личностные   особенности   учащихся, что необходимо учитывать при организации  учебного процесса.

       Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:

  1. провести   теоретический   анализ   по   проблеме   межполушарная асимметрия головного мозга  и ее связь с процессом обучения;
  2. подобрать и изучить методику исследования;
  3. оценить влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на индивидуальные  и личностные  аспекты учащихся;
  4. сформулировать выводы   о  роли межполушарной   асимметрии головного мозга;

       Объект исследования - школьники, относящиеся к одной возрастной группе, являющиеся учащимися седьмого класса средней общеобразовательной школы №8 (СОШ №8) г. Коврова.

       Предмет  исследования  -  полушарная   организация  мозга  и  ее  связь  с учебным процессом.

         Методология: методом и основой работы является подход Рубинштейна С.Л.,  Леонтьева А.Н., Выготского Л.С., Зобкова В.А., Дружинина В.Н. и др.

В основу исследования положена концепция функциональной асимметрии мозга Павлова И.П.

       Методы: тест  определения функциональной асимметрии мозга Павлова И.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Литературный  обзор

2.1. Анализ понятия  «Функциональная асимметрия головного мозга»

         Мозг человека состоит из полушарий, к каждому их которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность. При этом правое полушарие в основном «обслуживает» левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону. Это дает возможность мозгу по-разному обрабатывать ту информацию, которая приходит справа и слева, от правой и левой руки, глаза, уха.  [2].  Мозг человека становится асимметричным.

          Таким образом, функциональная  асимметрия головного мозга означает  специфические особенности структуры  и функции мозговых полушарий,  приводящее к тому, что при  осуществлении одних психических  функций главенствует левое, а  других – правое полушарие [1] .

           Два полушария различаются анатомически. В левом полушарии в ходе эволюции возникли центры речи.

    В правом полушарии в ходе эволюции закрепилась иная организация внутриполушарных взаимодействий. Там преобладают длинноаксонные связи.

    В результате переработка информации носит целостный характер.

          Следовательно, такая функциональная организация полушарий способствует тому, что одна и та же информация, попадая в два полушария, обрабатывалась сразу двумя способами, принципиально отличающимися друг от друга.       

       Разные  принципы переработки информации  двумя полушариями представлены  следующим образом.

       Наиглавнейшая  особенность правого полушария  – восприятие выразительности  звуков;  также оно занимается анализом интонации, благодаря работе правого полушария, мы способны по голосу узнать  близкого человека, отличить мужской голос от женского [3].

       При активной работе  правого полушария проявляется высокий уровень ассоциации и абстрактного мышления, обобщения понятий. Образная память, способность сохранять длительное время впечатление от увиденного - и это обязанность правого полушария.

Правое полушарие  помогает нам хорошо ориентироваться  в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе.

        Имеется еще одно свойство  правого полушария – перерабатывать  поступающую информацию в реальном  времени, то есть оно как  бы наносит «временные метки»  на переживаемые события [4].

    Определенные  аспекты функционирования правого полушария соответствуют

форме мышления, которую  Фрейд отнес к системе подсознания (бессознательного).

         Таким образом, правое полушарие  характеризуется образным, интуитивным  типом мышления.

          Работа левого полушария позволяет человеку понимать обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, свободно оперировать цифрами и математическими формулами в пределах формальной логики и усвоенных ранее правил. В левом полушарии происходит анализ относительных, абстрактных признаков, анализ по признаку дедукции. Обработка информации осуществляется последовательно, выстраивание причинно-следственных цепочек или последовательным выстраиванием причинно-следственных единиц  [1].

           Таким образом, левое полушарие  характеризуется рационально-логическим типом мышления.

2.2. Три типа функциональной организации полушарий головного мозга.

    Почти любая классификация в той или иной мере условна, особенно если она касается человеческих типов. Но без нее проводить какие-либо исследования практически невозможно. Поэтому мы будем отталкиваться от данной классификации, в основе которой лежит учение функциональной асимметрии головного мозга И. П Павлова.

Типы функциональной организации полушарий головного  мозга:

  • отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий - смешанный тип;
  • доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению);
  • доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение).

     Согласно И.П. Павлову, у человека имеются две «сигнальные системы действительности».

   «Первая сигнальная система — это все внешние воздействия, кроме слов; вторая сигнальная система — речь, язык. Посредством сигнальных систем человеческий мозг отражает окружающий мир. При этом к первой сигнальной системе относятся ощущения, восприятия, представления; ко второй — отражение действительности в понятиях, которые воплощены в словах. Обе сигнальные системы взаимопроникают, находятся в непрестанном взаимодействии. Вместе с тем относительная роль каждой из них — относительная роль того или иного способа отражения действительности — у разных людей может быть неодинаковой. Существуют характерные различия в умственной деятельности, обусловленные соотношением сигнальных систем  [2].

     Рассматривая с этой точки зрения особенности людей, Павлов И.П. выделил два противоположных типа и промежуточный между ними, а именно: с относительным преобладанием первой сигнальной системы — «художественный» тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы – «мыслительный» и с уравновешенностью сигнальных систем – «средний» (смешанный) тип.

     Представителей «художественного» (правополушарного) типа отличают сила, непосредственность, целостность впечатлений, яркость и подвижность воображения, эмоциональность. По ряду исследований доминирование правого полушария характерно для музыкантов, художников, скульпторов,  филологов.

     Представителей «мыслительного» (левополушарного) типа отличает склонность к анализу, к систематизации, к более обобщенному и абстрактному мышлению. Доминирование левого полушария характерно  для представителей технических профессий, менеджеров, экономистов [3].

     Многие  исследователи и  ученые  приходят к выводу, что самые большие достижения, наибольшая продуктивность отмечены интеграцией, взаимосвязью обоих полушарий,  т.к. оба полушария являются связанными между собой частями одного рабочего органа, и правое полушарие обрабатывает ту исходную информацию, которой его снабжает более  критичное, последовательное и логичное левое полушарие  головного мозга. Передача информации происходит с помощью мозолистого тела – пучка, состоящего из более чем 200 миллионов нервных волокон, которые образуют мост между двумя полушариями мозга и осуществляют связь между  ними. Кроме того, левое полушарие ответственно за анализ и оценку всех идей, решений и догадок, генерированных правым  полушарием.

2.3. Учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе

      Если в процессе обучения учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся, то потенциальные возможности самого учащегося будут реализовываться наиболее полно.

      Различия между учащимися «художественного» (правополушарного) типа и «мыслительного» (левополушарного) типа  должны  приниматься во внимание, так как они по-разному воспринимают учебный материал.

     Современное состояние обучения построено на правилах, теоремах, алгоритмах, законах, закономерностях. Оно направлено на развитие левополушарного типа мышления, что не согласуется с правополушарным мышлением. Нельзя навязывать учащемуся не свойственный ему тип мышления, важно найти, сохранить, поддержать индивидуальность учащегося, создать благоприятные условия для развития его врожденных способностей, задатков [2].

     Павлов И.П.  выделял среди людей «художественный » и «мыслительный» типы. Эти различия могут служить основанием для дифференциации обучения.        К настоящему времени достаточно обоснована необходимость учета индивидуального профиля асимметрии при выборе профессии. В этом направлении работали Федорук А.Г., Гюрджиан А.А., Доброхотова Т.А.и др.

    На основе результатов исследования Федорук А.Г. приходит к следующему выводу:

«Если обучение и воспитание детей, профессиональные ориентация и отбор оканчивающих  в школу будут осуществляться с учетом профиля асимметрии головного мозга, то можно добиться лучшего овладения знаниями и навыками будущей деятельности, более полного раскрытия творческих возможностей, повышения производительности труда и сохранения психического здоровья каждого члена общества».

     Рассмотрим особенности обучаемости учащихся левополушарного и правополушарного типа [2].

Информация о работе Роль функциональной асимметрии головного мозга при организации учебного процесса