Религиозные секты. Тоталитарные организации (политические, неформальные, партийные)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:37, реферат

Описание работы

Широко известна фраза, что самые неприступные крепости - это головы людей. К сожалению, сегодняшняя реальность и практика заставляют признать, что именно голова человека - самое уязвимое сооружение, а число манипуляторов сознанием, желающих поживиться на этой слабости, растет в невероятной прогрессии.
Российское общество в последние несколько лет столкнулось с проблемой, проявившейся на Западе 20-25 лет назад: интенсивное и массовое освоение асоциальными личностями такой ниши для преступной деятельности, как психика и душа человека.

Содержание

Введение. 1
1. Религиозные секты. 3
1.1. Понятие «секта». Классификация. Признаки. 3
1.2. Технология пополнения сект. 7
2. Тоталитарные секты. 10
2.1. Признаки тоталитарной секты. 10
2.1.1 Формы тоталитарных групп. 10
2.1.2 Признаки тоталитарной секты 10
2.1.3 Методы контроля в государствах и тоталитарных сектах. 11
2.2. Механизм разрушения личности в тоталитарной секте. 15
3. Борьба с сектантством. 19
3.1. Секты в России. 19
3.2. Борьба с сектами. 21
4. Другие тоталитарные организации. 23
4.1. Политические организации. 23
4.1.1. Маргинальные группы. 23
4.1.2. Экстремистские и террористические организации. 24
4.2. Неформальные организации. 25
Заключение. 29
Список используемой литературы. 30

Работа содержит 1 файл

ЧИСТОВИК.docx

— 85.43 Кб (Скачать)

Секты, действующие сейчас в России, можно классифицировать следующим образом:

1. Конфессии, или секты,  являющиеся относительно традиционными  для России — католики, баптисты, адвентисты, лютеране и др.

2. Тоталитарные секты  псевдо-библейской ориентации —  «Церковь Христа», «Новоапостольская  церковь», харизматические движения.

3. Секты, претендующие на обладание новым «откровением» — «мормоны» (или «Церковь Иисуса Христа святых последних дней»), иеговисты, «Белое братство», «Богородичный центр», движение Муна (или «Церковь объединения»), Аум Сенрике, «Церковь последнего Завета» лжехриста Виссариона и др.

4. Учения и секты, имеющие  оккультный характер, ставящие своей  задачей развитие в человеке  паранормальных и экстрасенсорных способностей: целители и колдуны, восточные культы — кришнаизм, йогическая практика, трансцендентальная медитация, неоведантизм, теософия, антропософия, «живая этика Рерихов», секта сайентологии Рона Хаббарда (центр «Дианетики»), астрология, неоязыческий центр «Ювенир» и др.

5. Сатанинские культы, носящие  изуверский характер и опирающиеся  в основном на молодежь. В такие  группы молодых людей толкают  юношеский нигилизм, отрицание авторитета  родителей и Бога, жажда безнаказанности.  Вербовка в них осуществляется  на различных молодежных сборищах, где ребят привлекают оккультными  фокусами или наркотиками. Иногда  сатанисты прячутся под вывесками  философских или культурных обществ.  Подростков соблазняют обещанием  чудесной силы, полной свободы,  обогащением сексуального опыта.  Девиз — «делай все, что  хочешь, ты имеешь право на  все и можешь убить тех, кто  посягает на твои права». Все  моральные преграды сознательно нарушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность — в культ.

По данным экспертов центра изучения новых религиозных культов "Dialogue Centre International", считаться тоталитарными могут следующие религиозные объединения и группы, активно действующие в России:

1. Церковь Сайентологии Рональда Хаббарда.

2. Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней).

3. Семья (Семья любви. Дети Божии) Дэвида Берга.

4. Новоапостольская церковь.

5. Московская Церковь  Христа (Бостонское движение).

6. Трансцедентальная медитация.

7. Свидетели Иеговы (Общество "Сторожевой башни").

8. Церковь Объединения  (Ассоциация Святого Духа за  Объединение Мирового христианства) Сан - Мен Муна.

9. Движение "Нью Эйдж".

10. Информационно методический центр "Юнивер".

11. Общество "Сознание  Кришны".

12. Движение Истины Аум (Аум Синрике) Секо Асахары.

13. Богородичный Центр (Российская Марианская Церковь, Церковь Божией Матери Преображающей) Иоанна Береславского.

14. Белое Братство Марины Цвигун и Юрия Кривоногова.

15. Виссарион и община "Единая вера".

Вообще в России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 миллиона человек, причем 70% из них - это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.

По расчетам президента Центра религиоведческих исследований и автора термина "тоталитарная секта" Александра Дворкина, только "штатных" сектантов  насчитывается минимум 600-800 тысяч.

По данным экспертов, секты  активно скупают недвижимость, сколачивают  лобби (поддержка отдельных отраслей) во властных структурах, инициируют судебные процессы по, якобы, нарушенным законам свободы совести, стремясь основательнее закрепиться в российском обществе.

Тоталитарная секта, по определению  Дворкина, - это авторитарная организация, главным смыслом существования  которой являются власть и деньги, для получения которых секта  прикрывается псевдорелигиозными, псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями. Многочисленные психокульты также относятся к тоталитарным сектам.

 

3.2. Борьба с сектами.

Чем же руководствуются спецы, выявляя опасные секты? Ответ на этот вопрос содержится в их списке. В него входят практически все известные новые религиозные движения. Проблема отбора, таким образом, отпадает сама собой.

С кем же предстоит бороться в первую очередь? Это мормоны, иеговисты, сайентологи и кришнаиты, то есть те религии, которые довольно успешно распространяются в современном мире. Одни из них уже практически стали частью мейнстрима (преобладающее направление в какой-либо области (научной, культурной, др.) для определённого отрезка времени) (мормоны), другие находятся на пути к этому (иеговисты), третьи также прошли экспериментальную фазу, чреватую разными неприятностями, и изо всех сил стремятся обрести респектабельность (сайентологи и кришнаиты). Замыкают же список те, кто действительно входят в противоречие с "духовностью этического монотеизма", защитниками которой объявляют себя участники конференции, - неоязычники, колдуны, ведьмы и сатанисты.

Эта последовательность выдает истинные намерения борцов с сектами, которые пекутся вовсе не о  духовном и психическом здоровье населения, а о том, чтобы избавить от успешных конкурентов традиционные религии, отяжелевшие под грузом лет и растерявшие миссионерскую  прыть

Антисектантское движение - инструмент борьбы за духовную монополию, а отнюдь не средство искоренения  духовной опасности. Насколько этот инструмент эффективен, покажет время.

С.Хассеном предложен метод, направленный на постепенное улучшение взаимоотношений семьи и друзей с культистом, на повышение уровня доверия между ними. Для этого создается команда стратегического взаимодействия, в которую входят близкие и друзья культиста, готовые сотрудничать. При этом, каждый член команды занят проработкой собственных проблем. В ходе "минивзамодействий" - каждого акта общения с культистом, члены команды обсуждают с ним деятельность групп, похожих на ту, в которую входит близкий, делятся информацией о техниках контроля сознания в сектах. Такое целенаправленное взаимодействие помогает восстановить у культиста способность к критическому мышлению и оценить деятельность своей группы. Когда отношения с культистом налажены, ему предлагают пройти семейное консультирование, чтобы решить семейные проблемы. Получив согласие культиста, можно начинать воздействие. Воздействие проходит в три этапа, каждый длительностью в один день, участвуют члены семьи и семейный консультант. Первый день посвящается установлению взаимопонимания, сбор информации и максимальное общение участников команды с адептом культа, закладывающее фундамент для следующих двух дней. Второй день проходит в обсуждении контроля сознания, механизмы формирования фобий, используемые культами и представление бывших участников культа, который рассказывает о своем опыте.

Ни один из этих методов  не гарантирует, что культист решит  покинуть группу. Подход стратегического взаимодействия позволяет культисту восстановить взаимопонимание с семьей, обрести опору и поддержку. Так создается основа для конструктивного диалога. Человек постепенно осознает, что у него есть выбор и, что решение принимает он сам. Трехдневное воздействие проводится тогда, когда установлен высокий уровень доверия между культистом и семьей. Это - ключевое условие успешного воздействия. Этот подход построен на доверии и понимании, готовности семьи и друзей помочь близкому. По длительности этот метод занимает больше времени, чем другие. Даже, в случае решения культиста остаться в группе есть возможность повторить воздействие. Но не все семьи готовы к долгой работе над собой, ради помощи члену культа. В этих случаях данный подход не может быть реализован. Помощь культисту не заканчивается принятием им решения об уходе из группы. Важно понимать, что в зависимости от длительности пребывания человека в секте, условий его жизни (содержания), вовлеченности в культ, потребуются разные сроки терапевтической работы. Для успешного процесса реабилитации культиста необходимо его осознанное решение выйти из секты.

Таким образом, в России явление  сектантства нашло широкое распространение. Слишком большое количество молодых  людей находятся под влиянием этих группировок, об этом говорят реальные цифры. Негативное воздействие сект на своих членов вынуждает общество бороться с этим заразным явлением.

 

4. Другие  тоталитарные организации.

4.1. Политические  организации.

Политические неформальные группировки можно разделить  на три вида: маргинальные и радикальные  группировки, экстремистские партии, террористические группировки.

4.1.1. Маргинальные группы.

Маргинальная группа - группа, отвергающая определенные ценности и традиции той культуры, в которой  она возникает, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей. Маргинальная группа находится на границе  двух культур или субкультур и  имеет некоторую идентификацию  с каждой из них. Необходимо дать определение  понятию «субкультура», которое  неразрывно связано с маргинальными  группами. Субкультура - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля  какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное  образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает  как позитивная или негативная реакция  на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди  различных социальных слоев и  возрастных групп. В свою очередь, культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных  представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности: - отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека; - воплощенная  в предметных, материальных носителях; - передаваемая последующим поколениям.

Маргинальные группы имеют  собственные системы ценностей, которые образуют различные субкультуры. Как правило, субкультура маргинальной группы содержит диаметрально противоположные  ценности. Например, если в основной части общества насилие не приемлемо, среди маргиналов это может быть необходимым условием членства в  группе (например, среди групп нацистской направленности практикуется насилие  в отношении «инородных»). Сразу  необходимо отметить, что роль маргинальных групп имеет не только отрицательную  направленность. Если обратиться к  истории, то можно заметить, что в  разное время те или иные сообщества относились к маргиналам. Например, ранние крестьяне противопоставляли  себя остальной части общества, за что преследовались властями. Но спустя некоторое время крестьянская идеология  распространилась по всему миру. Поэтому  нельзя говорить о необходимости  борьбы с маргинальными группами, а можно лишь рассматривать их деятельность с позиции законности, и если она не выходит за рамки  закона, то и нет необходимости организации преследования её членов. Но тем не менее, деятельность данных групп должна контролироваться государством, так как любое отклонение от общепринятых норм может нести в себе скрытую опасность для остального общества. Причина образования маргинальных групп – наличие характерных личностных отклонений у отдельных лиц. Такие отклонения могут возникать либо по причине психического заболевания, либо из-за неправильного воспитания. То есть, общество не в состоянии привить собственные общепринятые ценности всему населению.

4.1.2. Экстремистские  и террористические организации.

В политическом спектре России имеются десятки партий и организаций, которые могут быть отнесены к экстремистским на основании программных документов или публичных заявлений их лидеров, а также их реальной деятельности.

Под термином «экстремистские политические организации» в российской юридической и политологической литературе понимаются те общественные объединения, деятельность которых преследует следующие группы целей:

1) насильственное изменение конституционного строя и нарушение территориальной целостности государства, насильственный захват власти или присвоение властных полномочий, подрыв безопасности страны;

2) осуществление террористической деятельности, создание незаконных вооруженных формирований;

3) возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, а также социальной розни, связанной с насилием.

Эта деятельность особо оговорена  в российском законодательстве и  преследуется в соответствии со статьями Уголовного кодекса. 25 июля 2002 года президентом России был подписан специальный закон «О противодействии экстремистской деятельности», который подвел правовые основы для определения того, что называется экстремизмом. Законодательно запрещена пропаганда нацистской символики и атрибутики.

На крайних флангах политического спектра современной России существуют десятки организаций, подпадающих под категорию экстремистских. Они обычно подразделяются в соответствии с той сферой общественной жизни, где их нетерпимость к другим проявляется в наибольшей степени (национальные, социальные, религиозные).

Значительная часть экстремистских и просто радикальных организаций  в России связана с так называемым национал-патриотическим движением. Термин национал-патриотизм используется многими организациями для самоназвания и понимается как единство национальной и государственнической ориентации движения, что дает основание для отнесения данных организаций к крайне правой части политического спектра.

Социальная проблематика в большей степени характерна в качестве основополагающей для крайне левых экстремистских организаций. Все они являются организациями коммунистического толка и отличаются от КПРФ тем, что не приемлют тезис этой партии об исчерпании «лимита на революции», что, по их мнению, глубоко чуждо идеологии марксизма-ленинизма.

Террористическая  организация - организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма.

Информация о работе Религиозные секты. Тоталитарные организации (политические, неформальные, партийные)