Религиозные секты. Тоталитарные организации (политические, неформальные, партийные)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:37, реферат

Описание работы

Широко известна фраза, что самые неприступные крепости - это головы людей. К сожалению, сегодняшняя реальность и практика заставляют признать, что именно голова человека - самое уязвимое сооружение, а число манипуляторов сознанием, желающих поживиться на этой слабости, растет в невероятной прогрессии.
Российское общество в последние несколько лет столкнулось с проблемой, проявившейся на Западе 20-25 лет назад: интенсивное и массовое освоение асоциальными личностями такой ниши для преступной деятельности, как психика и душа человека.

Содержание

Введение. 1
1. Религиозные секты. 3
1.1. Понятие «секта». Классификация. Признаки. 3
1.2. Технология пополнения сект. 7
2. Тоталитарные секты. 10
2.1. Признаки тоталитарной секты. 10
2.1.1 Формы тоталитарных групп. 10
2.1.2 Признаки тоталитарной секты 10
2.1.3 Методы контроля в государствах и тоталитарных сектах. 11
2.2. Механизм разрушения личности в тоталитарной секте. 15
3. Борьба с сектантством. 19
3.1. Секты в России. 19
3.2. Борьба с сектами. 21
4. Другие тоталитарные организации. 23
4.1. Политические организации. 23
4.1.1. Маргинальные группы. 23
4.1.2. Экстремистские и террористические организации. 24
4.2. Неформальные организации. 25
Заключение. 29
Список используемой литературы. 30

Работа содержит 1 файл

ЧИСТОВИК.docx

— 85.43 Кб (Скачать)

2. Контроль мыслей

Контроль мыслей подразумевает  столь глубокое индоктринирование  членов группы, что они усваивают  групповую доктрину, принимают новую  лингвистическую систему и практикуют техники остановки мыслей "ради сохранения душевного покоя и  сосредоточенности". Чтобы стать  хорошим членом группы, человек должен научиться манипулировать процессом  собственного мышления.

В тоталитарных сектах идеология  выдается за "истину" и "единственную карту" реальности. Доктрина служит не только фильтром для поступающей  информации, но и руководством по осмыслению и обработке отфильтрованной  информации. Обычно доктрина носит  абсолютистский характер и разделяет мир на "черное - белое", "добро - зло", "мы - они". Группа и ее лидер - это воплощение добра, весь остальной мир - воплощение зла. Часто в тоталитарных группах утверждают, что их доктрина научно доказана. Она якобы отвечает на все вопросы, способна разрешить все проблемы и указать выход из любой ситуации. Члену секты не нужно ни о чем думать, за него "думает" доктрина. Ему не нужно ни о чем заботиться,

К числу самых распространенных и эффективных приемов, позволяющих  контролировать мысли членов секты, относятся ритуалы остановки  мыслей. Им говорят, что это способствует их духовному росту и эффективности. Всякий раз, когда в голове члена  секты появляется "дурная" мысль, он практикует остановку мыслей, чтобы  подавить "негатив" и вернуть  себе душевное равновесие. Таким образом, он обучается отгораживаться от всего, что угрожает его сектантской реальности.

Остановка мыслей лишает человека способности тестировать реальность. Если человек способен в отношении группы мыслить только позитивно, он "на крючке". Если доктрина совершенна и лидер прекрасен, то во всех проблемах, которые могут у человека возникнуть, виноват только он сам. Он знает, что во всем должен винить только себя и работать еще упорнее.

Контроль мыслей эффективно блокирует любые эмоции, которые  не вписываются в рамки групповой  доктрины. С его помощью члена  секты превращают в послушного раба. В любом случае, контроль мыслей подразумевает контроль поведения  и эмоций.

3. Эмоциональный контроль

Контроль эмоций подразумевает  манипуляцию эмоциями и попытку  сужения диапазона личных чувств. Вина и страх - это необходимые  инструменты, позволяющие держать  людей под контролем. Для воспитания конформизма и уступчивости членов группы обучают всегда и во всем винить только себя. Они ощущают  историческую вину, личную вину, вину за совершение первородного греха, социальную вину, вину перед группой, перед руководством. Они всегда виноваты в том, что "не сделали", "не справились", "не смогли", "не предусмотрели", "не так подумали" и т.д. Они настолько  приучены винить себя во всех грехах, что  с благодарностью реагируют на критику  лидера в их адрес.

Манипулируя чувством страха, можно теснее сплотить ряды членов группы. Например, можно искусственно создать образ врага, который  преследует группу и ее членов. "Врагом" могут быть продажные агенты спецслужб, коварный Сатана, злые психиатры, практикующие лоботомию, вооруженные члены конкурирующих  сект, "мир, погрязший в грехе  и разврате" или промыватели мозгов из внешнего мира. Можно внушить последователям страх перед невыполнением обязанностей и неминуемой карой, которая за этим последует со стороны руководства. Во многих группах намеренно культивируется страх наказания.

Чтобы контролировать человека через его эмоции, зачастую необходимо переопределить его чувства. Например, каждый человек хочет быть счастливым. Но если определить счастье как близость к Богу, а Бог несчастлив (как  считается во многих религиозных  сектах), то единственный способ быть счастливым - это быть несчастным. Поэтому счастье  состоит в страдании, которое  приближает к Богу. Такой мотив  звучит и в несектантских теологиях, но в сектах эта идея становится инструментом для эксплуатации и  установления эмоционального контроля. В некоторых культах счастье  попросту означает выполнение указаний лидера, вербовку новых членов, пополнение финансов секты. Счастье трактуется как чувство общности с теми, кто  обладает высоким статусом в секте.

Таким образом, если эмоции человека контролируются, значит, его мысли и поступки тоже контролируются.

4. Информационный контроль

Информация - это пища для  ума, которая поддерживает наши мозги  в состоянии активности и позволяет  им нормально работать. Лишите человека информации, которая ему необходима, и он не только не сможет составить  мнение ни по одному вопросу, но и вообще лишится возможности здраво рассуждать. Отсутствие информации позволяет вводить  человека в заблуждение.

Люди становятся заложниками  деструктивных культов, так как  к ним не поступает критическая  информация из внешнего мира. Со временем их внутренние механизмы, позволяющие  анализировать и обрабатывать такую  информацию, перестают адекватно  функционировать.

Во многих тоталитарных сектах доступ к средствам массовой информации ограничен и/или строго дозирован. Информационный контроль распространяется на межличностное общение членов группы. Им запрещено критически высказываться  в адрес лидера, доктрины или группы. Они обязаны следить друг за другом и докладывать руководству о  любых словах и поступках собратьев, которые несовместимы с членством  в секте. Новичкам запрещено общаться друг с другом в отсутствие старшего члена группы. Последователям секты  велят избегать контактов с бывшими  членами секты или людьми, критикующими секту. В некоторых сектах практикуется предварительный просмотр писем  и прослушивание телефонных звонков. Информация умышленно дозируется, чтобы  члены секты не знали реального  положения вещей. Им сообщают то, что им "нужно знать" для выполнения своей работы.

Контроль информации осуществляется за свет введения разных уровней "правды". Создается внешняя идеология  секты, которая опирается на доктрину для "внешнего пользования", и  внутренняя идеология для членов секты с доктриной "для внутреннего  пользования

Контроль поведения, мыслей, эмоций и информации оказывает колоссальное воздействие на человека и позволяет  манипулировать людьми даже с самой  устойчивой психикой. Мало того, именно люди с крепкой психикой составляют ядро секты и входят в число  самых фанатичных и преданных  его членов.

2.2. Механизм разрушения личности в тоталитарной секте.

Изначально, любой человек  обладает определённой системой психологической  защиты личности, обеспечивающей ему  иммунитет от деструктивных влияний, как группы, так и другого человека. Сила защиты варьируется в зависимости  от личностных особенностей человека и его знаний. Так осведомлённость  о действии определённых групповых  феноменов может повысить уровень  психологической защищённости личности.

Взломать психологическую  защиту личности, действуя простым  убеждением, в большинстве случаев  не удаётся. Чтобы проникнуть во внутренний мир человека, в секте организуется специальная ситуация (ситуации), в  рамках которой выработанные раннее личностью защитные механизмы не эффективны.

Выделяют следующие параметры ситуаций, с помощью которых, можно достичь ослабления защитных механизмов нового человека, включившегося в жизнь тоталитарной секты:

1. Тотальный контроль  над временем (в том числе и  временем размышления); практикуется  физически и эмоционально напряжённая  деятельность, при этом даётся  мало времени на её осмысление  и в целом на уединение;

2. Содержание новичков  в состоянии неведения и неспособности  отдавать себе отчёт в том,  что с ними делают;

3. Создание жёстко контролируемой  директивными лидерами системы,  в которой тех, кто отступает  от взглядов группы, заставляют  чувствовать себя дискомфортно, подталкивая их к мысли о том, что они, к примеру, врождённо неполноценные. Активная эксплуатация группового давления;

4. Создание о новичка  ощущения беспомощности и снятие  этого неприятного переживания  с помощью обеспечения его  моделями нового поведения - удобного  группе;

5. Подавление прежнего  социального поведения и, за  счёт манипулирования наградами  и наказаниями, достижение нового  состояния сознания. Далее использование  нового состояния сознания для  создания желаемого восприятия  прежнего жизненного опыта (его  переоценки);

6. Использование методик,  тормозящих процесс мышления (медитация,  трансы).

Медленно, поступенчато секта  стремится к тому, чтобы полностью  изолировать человека от социума. Путём  давления личность вынуждают отказаться от тех контактов и отношений, которые могут помешать её пребыванию в культе. Далее происходит вытеснение тех жизненных интересов, которые  нейтральны по отношению к новому религиозному статусу личности, потому что в них, она может проявлять  свою автономность. Цель секты - сформировать зависимый тип личности.

Человеку присваивается  новый социальный статус и формируется  новое социальное окружение, по сути дела - полностью изолированная от жизни большинства социальная ниша. В рамках её мир воспринимается по другому, а всем явлениям жизни предписывается новый "культовый" смысл.

Основными приёмами психического воздействия на новых членов культа является внушение и заражение. Внушение представляет собой процесс особого  воздействия на психику человека, при котором полное понимание  материала, эффективно воспринимаемого  субъектом, не требуется. Это связанно с тем, что при процессе внушения происходит снижение уровня сознательности и критичности, как при восприятии, так и при воспроизведении  внушаемого материала. Информации же, усвоенной при внушении присущ навязчивый характер, который обнаруживается в  том, что содержание, введённое внушением, с большим трудом поддаётся коррекции.

К личностным факторам, повышающим внушаемость, относятся: неуверенность  в себе, низкая самооценка, чувство  собственной неполноценности, покорность, слабость логического мышления, повышенная впечатлительность. Внушаемость возрастает в экстремальных ситуациях, во время  физических и психических перегрузок, когда происходит сужение поля сознания, вследствие чего на уровне подсознания  облегчается запечатление. Практика внушения характерна для всех деструктивных культов.

Для заражения характерна идентичность переживаемых людьми эмоциональных  психических состояний. Заражение  представляет собой непроизвольную, спонтанную тонизацию эмоциональных  состояний, которая часто происходит при совершении экспрессивных действий. Заражение может вызываться возгласами, восклицаниями, плачем, смехом, ритмическими движениями, аплодисментами.

Мощным заражающим эффектом обладает громкое хоровое пение. Многочасовое повторение мантр, которое  практикуется в некоторых деструктивных  культах, обладает ещё и самовнушающим характером, что служит причиной нарушения чувства реальности.

Деструктивный культ ставит своими задачами абсолютную изоляцию личности от социума, создание для неё  специальной ниши, придание не только нового статуса, но и тотальное изменение  личности. Добиться этого можно, открыв путь к самым интимным и дорогим  для человека сферам и активно  их преобразуя. В этом процессе огромную роль играет обряд инициации (посвящения). Вступающему в культ дают новое имя. Имя имеет глубинное воздействие на человека. В сохранившихся племенных структурах получение нового имени практикуется при ритуальной инициации, и оно облегчает процесс получения нового статуса (взрослого и т. п.).

Личное имя - символ социальной индивидуальности, той позиции, которую  человек занимает в социальной жизни. При лишении имени человек  выводится из нормального взаимодействия. Появляется новая личность, с новыми качествами и взглядами на прошлую жизнь.

Одним из защитных механизмов, который начинает эффективно функционировать  в секте - рационализация. С ещё  помощью весь прошлый жизненный  опыт переосмысляется. Человек невольно подводит, подстраивает своё прошлое к нынешнему образу Я. Человек приписывает прошедшим событиям культовый смысл. Он может вспоминать только те эпизоды прошлого, в которых видит истоки сегодняшней жизни и забывать (вытеснять) те из них, которые противоречат его нынешнему восприятию себя.

Переосмысление прошлого приводит к разрывам в индивидуальной биографии типа: до обращения и  после обращения. Жизнь до культа кажется далёкой, нереальной. Происходит переоценка всей биографии и перенесение  в прошлое новых схем интерпретации  по формуле: "Я знал это уже  и тогда, но не вполне отчётливо". Новые мотивы выносятся в прошлый  опыт, потому что они необходимы для нового понимания того, что  происходило давно. Фабрикуются и вставляются в биографию дополнительные события, выполняющие вспомогательную роль гармонизации старых воспоминаний с их новыми толкованиями.

Таким образом, в деструктивном  культе человек сталкивается с тотально преобразующей личность средой. Изменить ситуацию у него нет возможности. Уйти из группы он не может, так как  она уже приобрела для него большую значимость, он испытывает большую привязанность к членам секты и чувствует себя обязанным  им за то многое, что, как он считает, они для него сделали. Остаётся единственный путь - измениться самому, адаптироваться к группе и ситуации.

 

3. Борьба  с сектантством.

3.1. Секты в России.

В нашей стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов  адептов религиозных сект, из которых  в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю, соответствующую  численности адептов деструктивных  религиозных организаций, проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч человек).

Информация о работе Религиозные секты. Тоталитарные организации (политические, неформальные, партийные)