Реклама, как инструмент воздействия на потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – теоретическое и практическое исследование социально-психологической эффективности рекламы.

Содержание

Введение
1. Реклама, как инструмент воздействия на потребителя
1.1 Психологические аспекты рекламного воздействия
1.1.1 Когнитивные (познавательные) аспекты рекламного воздействия
1.1.2 Эмоциональный (аффективный) аспект рекламного воздействия
1.1.3 Поведенческий (конативный) аспект рекламного воздействия
1.2 Психологические аспекты восприятия, использующиеся при создании рекламы
1.2.1 Прагматическай аспект восприятие текста
1.2.2 Закономерности восприятия рекламного сообщения
1.2.3 Восприятие цвета в рекламном сообщении
1.3. Краткий обзор исследований по агрессивности в рекламе
1.3.1 Агрессивность в рекламе
1.3.2 Влияние рекламы на психическое здоровье потребителя
1.4 Аспекты феномена толерантности в рекламе
1.4.1 Анализ рекламы с позиции толерантности
1.4.2 Интолерантность и агрессивность в рекламе
2. Эмпирическое исследование агрессивности, как составляющей восприятия рекламных роликов
2.1 Цели, задачи, гипотеза исследования и характеристика выборки
2.2 Проведение и описание исследования
2.2.1 Описание методик исследования
2.2.2 Описание результатов и их обработка
2.3 Интерпретация результатов
2.4 Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

3.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

     Методика  диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки (адаптация  А.К.Осницкого) [5, с.158]. Данная методика является простой в обработке данных и наиболее информативной среди применяемых в настоящее время психологических методик для диагностики агрессивного поведения. Методика диагностики показателей и форм агрессии включает в себя несколько шкал:

  • физическая агрессия – агрессивное поведение, выражающееся в драках, нанесении телесных повреждений и других физических воздействий на человека,
  • вербальная агрессия – агрессия, выражающаяся в словесной форме: крики, сплетни, злословие и т.д.,
  • косвенная агрессия – агрессивное поведение, ненаправленное или направленное не на обидчика, а на других людей (животных или предметы),
  • негативизм – поведение, пронизанное духом противоречия, демонстрирующее отвержение норм и правил поведения в данном обществе,
  • раздражительность,
  • подозрительность,
  • обида,
  • чувство вины (аутоагрессия),

     ИА  – индекс агрессии (обобщенный показатель агрессии).

     ИВ  – индекс враждебности (обобщенный показатель враждебности), показывающий насколько индивид враждебно  относится к своему окружению.

     Текст методики приведен в Приложении 1.

     Ключ  к методике А.Басса и А.Дарки:

     Возможно  четыре варианта ответов, которые суммируются  по парам: "да" + "пожалуй, да", "пожалуй, нет" + "нет". Ответ  на вопрос со знаком "-" регистрируется с противоположным знаком. Сумму баллов по шкале необходимо умножить на коэффициент (К) для данной шкалы.

     "1" - физическая агрессия: 1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+ (К=11)

     "2" - вербальная агрессия: 7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75- (К=8)

     "3" - косвенная агрессия: 2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+ (К=13)

     "4" - негативизм: 4+, 12+, 20+, 28+, 36- (К=20)

     "5" - раздражение: 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+ (К=9)

     "6" - подозрительность: 6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70- (К=11)

     "7" - обида: 5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58 (К=13)

     "8" - чувство вины: 8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+ (К=11)

     Индекс  агрессивности (ИА): Сумму баллов по шкалам ("1", "2", "3") разделить  на 3.

     Индекс  враждебности (ИВ): Сумму баллов по шкалам ("6", "7") разделить на 2.

     Проведение  мини-сочинения с испытуемыми  на тему: "Основные характеристики рекламы". После проведения сочинения из работ  были взяты основные категории, которые  там упоминались, и была проведена  диагностика методом семантического дифференциала. Семантический дифференциал позволяет построить семантическое пространство восприятия того или иного объекта (имидж, бренд, рекламное сообщение и т.д.). Под семантическим пространством понимается определенным образом сгруппированная система признаков, объектной и социальной действительности. В основе построения семантических пространств лежат статистические процедуры (факторный анализ, многомерное шкалирование, кластерный анализ), позволяющие сгруппировать ряд отдельных признаков описания в более емкие категории-факторы [14, с.98]. Каждый такой фактор является имплицитным смысловым конструктом, и представляет собой, по словам Д.А. Леонтьева "устойчивую категориальную шкалу, представленную в психике субъекта на уровне глубинных структур образа мира, выражающую значимость для субъекта определенной характеристики (параметра) объектов и явлений действительности (или отдельного их класса), и выполняющую функцию дифференциации и оценки объектов и явлений по тому параметру, следствием которой являются приписывание им соответствующего жизненного смысла" [11, с.217]. Метод семантического дифференциала, предложенный Ч. Осгудом, позволяет оценивать коннотативное значение, наиболее близким понятием, к которому в отечественной психологической традиции является понятие личностного смысла. Отмечается, что семантический дифференциал ориентирован на социальные установки, стереотипы и другие эмоционально насыщенные, слабо структурированные и мало осознаваемые формы обобщения. Результатами применения семантического дифференциала являются групповые семантические пространства. Следовательно, имеется возможность исследования с помощью семантического дифференциала форм массового сознания при построении семантических пространств для отдельных популяций - групп людей, объединенных по определенному признаку. В отличие от универсального семантического дифференциала, где лексика отбирается случайным образом из самых различных семантических областей, при данном исследовании применялся частный семантический дифференциал, который строился на основе узкого понятийного класса (выделенного в сочинениях). Основная схема экспериментальной ситуации заключается в том, что испытуемый должен разместить (прошкалировать) тестируемый объект по градуированным шкалам, задаваемым антонимичными прилагательными типа "сильные — слабые", "далекие — близкие" и т.д., в соответствии со своей субъективной оценкой значения этого слова. Шкалирование по отдельной шкале состоит в том, что испытуемый, оценивая объект, размещает его между двумя полюсами шкалы. Таким образом, исследуемому понятию фактически приписывается значение оцениваемого признака по определенной (в нашем случае, семибальной) шкале. Методика (анкета) приведена в Приложении 2.

     2.2.2 Описание результатов  и их обработка

     После проведения анкетирования по опроснику  Басса-Дарки респонденты показали следующее распределение агрессивности:

     высокий уровень агрессии – 12 человек (52%);

     средний уровень – 7 человек (30%);

     низкий  уровень – 4 человека (18%).

     Графически  данные представлены в гистограмме 1. 

     

     Гистограмма 1. Уровень агрессии 

 

      Таким образом, в процессе выявления  уровня агрессии, были получены данные, которые показали, что более половины респондентов имеют высокий уровень  агрессии.

     Результаты  по методу семантического дифференциала представлены на гистограмме 2. 

     

     Гистограмма 2. Распределение отношений к рекламному сообщению (позитивное / негативное) 

     Пояснение: Оценки, данные по каждой шкале (паре противоположных  эмоционально-оценочных прилагательных), переводятся в баллы в соответствии со шкалой, представленной в верхней части. Если отметка испытуемого располагается между двумя пунктами шкалы, то берется промежуточное, дробное число баллов. Далее вычисляется средняя оценка по всем десяти шкалам семантического дифференциала. Она и является количественной характеристикой общего эмоционального отношения испытуемого к тому тексту, к которому относятся полученные оценки. Отношение считается положительным, если средняя оценка также положительная; отношение рассматривается как отрицательное, если соответствующая средняя оценка отрицательная. Сила эмоционального отношения, соответственно, отражается в абсолютной величине полученной средней оценки.

     На  гистограмме 3 показано общее положительное/отрицательное  отношение к рекламному сообщению.

 

     

     Гистограмма 3. Общее отношение к рекламному сообщению 

     После отбора рекламных сообщений на уровень  агрессивности мы получили следующие  результаты:

     Х´ар. = 9, 25

     σ´  = 1,39

     mֽ = 0,49

     Х´´ар. = 9,75

     σ´´ = 1,51

     mֽֽ = 0, 53

     После проведения первоначальной обработки результатов, мы можем применить t-критерий Стьюдента [4] и узнать, существенны ли количественные различия средних значений.

     Критерий  Стьюдента вычисляется по следующей  формуле: 

     t = C´ар. - C´´ар. / √mֽ²+mֽֽ²  

     Проверим, значимы ли различия результатов:

     t = 9,75 – 9,25 / √ 0,53² + 0,49² = 0,5 / 0,7 = 0,71

     Полученное  эмпирическое значение t = 0,71 сравним  с табличным значением t0,01. Из таблицы следует, что значение для однопроцентного уровня значимости есть t0,01 = 2,977. Так как значение t < t0,05, то различия между средними значениями двух рассматриваемых групп не являются статистически значимыми.

     Для выявления частотного и процентного  распределения респондентов при  оценке экспериментальных текстов, нами были использованы данные, полученные после обработки результатов по методике Басса-Дарки. Данные представлены в таблице 1. 

     Таблица 1 Частотное и процентное распределение  респондентов при оценке экспериментальных  текстов

  Текст №1 Текст №2 Текст №3 Текст №4
ИА  – индекс агрессии - + - + - + - +
Оценка  текста как агрессивного 12 (46%) 9 (39%) 17 (85%) 10 (45%) 9 (41%) 5 (24%) 18 (91%) 8

(31%)

ИВ  – индекс враждебности - + - + - + - +
Оценка  текста как агрессивного 15 (68%) 12 (45%) 14 (58%) 10 (42%) 13 (51%) 9 (38%) 5 (22%) 4 (18%)
 

     Примечание:

     "-" - испытуемые с низким индексом  агрессивности / враждебности

     "+" - испытуемые с высоким индексом  агрессивности / враждебности

     В таблице 1 показано, что количество людей (процент), оценивающих текст  № 1 как "агрессивный", в группе испытуемых с низким индексом враждебности значимо больше (68%), чем количество людей, оценивающих этот текст как "агрессивный" в группе испытуемых с высоким индексом враждебности (45%).

     Количество  людей (процент) в группе испытуемых с низкой агрессивностью (85%), оценивших текст № 2 как "агрессивный" значимо больше, чем количество людей, оценивших данный текст как "агрессивный" в группе испытуемых с высокой агрессивностью (45%).

     Количество  людей (процент) в группе испытуемых с высокой агрессивностью, оценивших  текст № 3 как "агрессивный" значимо меньше (24%), чем количество людей, оценивших данный текст как "агрессивный" в группе испытуемых с низкой агрессивностью (41%).

     Таким образом, был сделан вывод о том, что наиболее "агрессивный" (по оценке всех испытуемых) текст № 3 оценивается испытуемыми с высоким уровнем агрессивности как менее "агрессивный". Менее "агрессивные" тексты № 1 и № 2 оцениваются испытуемыми с высоким уровнем агрессивности, как более "агрессивные".

     Для проверки наличия взаимосвязей и  уровня значимости различий мы подсчитали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

     Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет  определить тесноту и направление  корреляционной связи между следующими рядами переменных:

  • двумя признаками, измеренными в одной и той же группе испытуемых;
  • двумя групповыми иерархиями или профилями переменных;
  • индивидуальной и групповой иерархиями признаков;
  • двумя индивидуальными иерархиями.
 

     rs = 1 – (6 * Σd2) / (N*(N2 – 1), где 

     rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена;

     N - число сравниваемых пар величин двух переменных;

     d2 - квадрат разностей рангов этих величин.

Информация о работе Реклама, как инструмент воздействия на потребителя