Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:21, реферат
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.
Введение…………………………………………………………………..……..3
1. Понятие речи…………………………………………………………..…….. 3
2. Виды речи. ……………………………………………………………..……..6
2.1 Внешняя речь. ………………………………………………………...……..7
2.2 Внутренняя речь. ………………………………………………………..….12
3. Функции речи. ………………………………………………………………..14
4. Развитие речи у ребёнка……………………………………...........................17
Заключение……………………………………………………………………… 22
Список используемой литературы……………………..…………………….…24
Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее -- «в школу», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой.
Существует звуковая культура речи, её понятие широко и своеобразно. Она включает:
- качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.),
- элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.),
- двигательные
средства выразительности (
- элементы культуры
речевого общения (общая
Составные компоненты звуковой культуры -- речевой слух и речевое дыхание -- являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно.
Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук -- основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Способность общаться, познавать мир, способность планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития его мозга, но сам процесс развития в большой степени зависит от тренировки, т. е. от постоянного реагирования на уже усвоенные им слова.
Заключение
В контрольной работе было дана общая характеристика речи, описаны виды речи и кратко ознакомились с развитием речи у ребёнка, описала развитие речи у ребёнка в этапах, функции речи ребёнка, звуковую культуру речи и что она включает, разговорную речь.
Речь - это, сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей, форма общения, опосредованная языком.
Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Речь - это действительно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.
В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Если язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым "психолингвистикой".
Выделяются следующие признаки речи:
выражает психологические особенности отдельно взятого человека;
наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.
Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта.
Список литературы
6) Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. — М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. С. 63-72.
7) Психология и педагогика. Учебное пособие. / под ред. С.А. Хмелевской. — М.: ПЕРСЭ, ЛОГОС, 2002 С. 75-80.
8) С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» - СПб: Издательство "Питер", 2000.
9) Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. «Психология и педагогика для технических вузов»: Издательство «Феникс», 2004.
10) Реан А., Бордовская Н., Розум С. «Психология и педагогика: Учебник для вузов» - 432с., 2004.