Речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:53, реферат

Описание работы

Безусловное качество хорошей речи – ее соответствие этике общения (и с точки зрения содержания, и с точки зрения самих использованных форм: выбор той или иной лексики, формы императива, использование имени или имени и отчества, вы- или ты-общения и т. д.).
Но дело не в выборе самих слов или форм, а в их соответствии ситуации общения, включая в нее соотношение адресанта и адресата, т. е. фактически речь опять идет о целесообразности использования тех или иных слов и форм. Очевидно, что целесообразность речи – главный критерий хорошей речи.

Содержание

Введение 3

1. Речь и общение 4

2. Основные критерии хорошей речи 6

3. Функции речи 8

4. Основные качества речи 9

5. Речь и мышление 12

Заключение 15

Список используемой литературы 16

Работа содержит 1 файл

Соц псих..docx

— 46.74 Кб (Скачать)

     НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЮЖНО – УРАЛЬСКИЙ  ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ  И  ЭКОНОМИКИ» 
 
 
 

               РЕФЕРАТ 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ       СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ      

НА ТЕМУ     РЕЧЬ          
 
 
 
 
 
 
 

                      Выполнила студентка 

                                  (ф.и.о) 
                       

                         (адрес проживания) 

                      Группа МЗ – 201 ПК 

                      Дата  отправления 
                       
                       
                       
                       

Результат проверки     

Проверил преподаватель  Гутарина Н.С.  

Дата проверки      
 
 
 
 
 
 

                                                                 Карталы 2007 год 

Содержание.

Введение                                                                                                                      3

1. Речь и общение                                                                                                       4

2. Основные критерии хорошей речи                                                                       6

3. Функции речи                                                                                                          8

4. Основные качества речи                                                                                         9

5. Речь и мышление                                                                                                   12

Заключение                                                                                                                 15

Список используемой литературы                                                                           16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  Проблему  речи обычно ставят в психологии в  контексте: мышление и речь. Действительно, с мышлением речь связана особенно тесно. Слово выражает обобщение, поскольку  оно является формой существования  понятия, формой существования мысли. Генетически речь возникла вместе с  мышлением в процессе общественно-трудовой практики и складывалась в процессе общественно-исторического развития человечества в единстве с мышлением. Но речь все же выходит за пределы соотношения с мышлением. Значительную роль в речи играют и эмоциональные моменты: речь коррелирует с сознанием в целом.

  Речь  – это язык, функционирующий в  контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т.д., которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщенные значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отражающие личное отношение говорящего – не только его знания, но и его переживания в том неразрывном их единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида. Так же как индивидуальное сознание отлично от общественного сознания, психология от идеологии, так же речь отлична от языка. Вместе с тем они взаимосвязаны: как индивидуальное сознание опосредовано общественным, психология человека – идеологией, так и речь, а вместе с ней речевое мышление индивида обусловлены языком: лишь посредством отложившихся в языке форм общественного мышления может индивид в своей речи сформулировать собственную мысль.

  Безусловное качество хорошей речи – ее соответствие этике общения (и с точки зрения содержания, и с точки зрения самих  использованных форм: выбор той или  иной лексики, формы императива, использование  имени или имени и отчества, вы- или ты-общения и т. д.).

  Но  дело не в выборе самих слов или  форм, а в их соответствии ситуации общения, включая в нее соотношение адресанта и адресата, т. е. фактически речь опять идет о целесообразности использования тех или иных слов и форм. Очевидно, что целесообразность речи – главный критерий хорошей речи. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Речь  и общение.
 

    Изучая  человеческое сознание и подчеркивая  его связь с деятельностью, в  которой оно не только проявляется, но и формируется, нельзя отвлечься  от того, что человек – общественное существо, его деятельность – общественная деятельность и сознание его – общественное сознание. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Совершающийся на основе совместной практической деятельности процесс духовного, сознательного общения между людьми осуществляется через посредство речи. Поэтому конкретную реализацию положение об общественном характере человеческого сознания получает в признании единства речи или языка и сознания. "Язык, – писал К.Маркс, – есть практическое, существующее и для других людей и лишь и тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание". В тесной взаимосвязи с единством сознания и деятельности как существеннейший для психологического исследования факт выступает, таким образом, единство сознания и языка.

    В значительной мере благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь  личным опытом, собственными наблюдениями, через посредство языка питается и обогащается результатами общественного опыта; наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого.

    Речь  вместе с тем своеобразно размыкает  для меня сознание другого человека, делая его доступным для многогранных и тончайшим образом нюансированных воздействий. Включаясь в процесс реальных практических отношений, общей деятельности людей, речь через сообщение (выражение, воздействие) включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.

    Основная  функция сознания – это осознание  бытия, его отражение. Эту функцию  язык и речь выполняют специфическим  образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве, – это обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого.

    Речь  – это деятельность общения –  выражения, воздействия, сообщения  – посредством языка, речь – это  язык в действии. Речь, и единая с  языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

    Речь, слово являются специфическим единством  чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет смысловое – семантическое – содержание, которое составляет его значение. Слово обозначает предмет (его качества, действия и т.д.), который оно обобщенно отражает. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова.

    Но  значение – не пассивное отражение  предмета самого по себе как "вещи в  себе", вне практически действенных  отношений между людьми. Значение слова, обобщенно отражающее предмет, включенный в реальные действенные  общественные взаимоотношения людей, определяется через функцию этого  предмета в системе человеческой деятельности. Формируясь в общественной деятельности, оно включено в процесс  общения между людьми. Значение слова  – это познавательное отношение  человеческого сознания к предмету, опосредованное общественными отношениями между людьми.

    Таким образом, речь первично отображает не сам по себе предмет вне людских  отношений, с тем чтобы затем  служить средством духовного  общения между людьми вне реальных практических отношений к предметам  действительности. Значимость предмета в реальной деятельности и слова в процессе общения представлены в речи в единстве и взаимопроникновении. Носителем значения всегда служит данный в восприятии или представлении чувственный образ – слуховой (звучание), зрительный (графический) и т.д. Но основным в слове является его значение, его семантическое содержание. Материальный, чувственный носитель значения обычно как бы стушевывается и почти не осознается; на переднем плане обычно всегда – значение слова. Только в поэзии звучание слова играет более существенную роль; помимо же этого лишь в исключительных случаях, когда в силу каких-либо особых условий слово как бы обессмысливается, на передний план в сознании выступает его чувственный носитель, его звучание. Обычно все наше внимание сосредоточено на смысловом содержании речи. Ее чувственная основа функционирует лишь как носитель этого смыслового содержания.

    Семантический характер человеческой речи обусловливает  возможность ее использования для  сознательного общения посредством  обозначения своих мыслей и чувств для сообщения их другому. Необходимая  для общения эта семантическая, сигнификативная (обозначающая) функция сформировалась в общении, точнее, в совместной общественной деятельности людей, включающей их реальное, практическое и совершающееся посредством речи идеальное общение, в единстве и взаимопроникновении одного и другого.

    Всякая  реальная конкретная речь или высказывание человека являются определенной специфической деятельностью или действием его, которые исходят из тех или иных мотивов и преследуют определенную цель. В контексте этих мотивов и целей говорящего объективный смысл или значение его высказывания приобретает новый смысл: за объективным содержанием того, что сказал говорящий, выступает то, что он имел в виду, то, что он хотел высказать – дать почувствовать, или понять, то, ради чего он все это сказал. Предметный текст оказывается снабженным более или менее богатым и выразительным подтекстом. Образующийся таким образом личностный контекст определяет смысл речи как высказывания данного человека. Строясь на основе его предметного значения, этот личностный смысл речи может как сходиться, так и расходиться с ним – в зависимости от целей и мотивов говорящего и их отношения к содержанию его речи. 

      2. Основные критерии хорошей речи.

           

     Целесообразность речи как критерий  ее хороших качеств касается  не только формы выражения  мысли  но и самого содержания  сказанного или написанного, что связывает целесообразность речи с этикой общения. Менее яркая связь с этикой общения целесообразности или нецелесообразности речи наблюдается в таких случаях, когда говорящий говорит о чем-либо, не сообразуясь с интересами или возможностями понимания адресатом каких-то деталей, важных для говорящего, но непонятных или неинтересных слушателю.

     Можно ли считать, что в критерий  хорошей речи входит обязательная  запланированность использования каких-то языковых средств? Иными словами, является ли хорошая речь риторически организованной? Думается, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Как правило, риторически организованная речь лучше, эффективнее по своему воздействию. Но в продуманной заранее речи могут быть и риторические просчеты.

     С другой стороны, риторически  организованная речь настолько  противоречит условиям разговорного общения, что даже в случае ее осуществления (сомнительна сама его возможность), вызвала бы неприятие такой речи, из-за ее нарочитости. Разговорная речь, как правило, заранее не продумывается, поэтому намеренность в ней употребления какого-то языкового средства, особого приема, в том числе и языковой игры, весьма относительна.

    Меткость  разговорного слова не может служить  обязательным критерием оценки речи как хорошей, поскольку это характеризует  не столько речь человека, сколько его психологические качества: способность к быстрой реакции (за словом в карман не полезет), наличие чувства юмора. Без этих качеств человек самой высокой речевой культуры может затрудняться в выборе слова, вспоминать не самое меткое и удачное, обращаться за помощью к собеседнику, искать нужные пояснения и т. д. Конечно, такая речь не вызовет восхищения, не будет блестящей, но именно в условиях спонтанного непринужденного общения останется тем не менее хорошей.    

Информация о работе Речь