Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:15, курсовая работа
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………...6
1.1. Особенности внимания у детей 5 – 7 лет………………………….…6
1.2. Пути и способы развития внимания дошкольников………………..10
1.3. Учет особенностей внимания дошкольников при организации учебных занятий………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ………………...22
2.1 Выявление уровня развития внимания у детей дошкольного возраста.24
2.2.Методика совершенствования работы по развитию внимания дошкольников в процессе использования игровых обучающих ситуаций….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..42
Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.
Р.С. Немов связывает отвлекаемость детей с их нервной деятельностью, он считает, что в " дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора – двух раз " [18. с. 203].
Но важным средством, которое предотвращает рассеянность, является правильное педагогическое общение с детьми и применение наглядности на занятиях и уроках в начальной школе, а также учет индивидуальных особенностей и физического воспитания детей.
В связи с изложенным выше материалом мы можем сделать вывод, что проблеме развития произвольного внимания придается большое значение. Изучением проблемы развития произвольного внимания занимались и занимаются известные отечественные и зарубежные психологи. По данной проблеме проводятся теоретические и экспериментальные исследования. Ученые, психологи высказывают свои взгляды о развитии внимания, которые обоснованы, а их исследования подтверждены в практике.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности и уровень развития внимания дошкольников, рассмотрен процесс развития внимания, особенности формирования внимания, борьба с рассеянностью у детей. Также были предложены пути и способы развития внимания дошкольников.
Во второй главе проведена опытно-экспериментальная работа по развитию внимания и его свойств - устойчивость, концентрации, переключаемость и объем. Предложена методика совершенствования работы по развитию внимания дошкольников.
Применяемый материал и подходы к анализу данных позволят изучать умственную работоспособность ребенка, свойства внимания и уровень учебной мотивации дошкольников. Данную программу рекомендую использовать для индивидуального и группового обследования детей. И чтобы достичь хороших результатов в своей работе, важно помнить пожелание Б. Никитина «Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, спокойным. Это зависит от вас, от того когда начнете и как будете развивать его способности».
Внимание - одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. - М., 1991. - 236 с.
2. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: 1964. - 548 с.
3. Вейн А.М. Внимание человека. - М.: Просвещение, 1973. - 162 с.
4. Веккер Л.М. Психологические процессы. Том 1. - Л.: Ленинградский университет, 1974. - с. 56-78.
5. Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
6. Воронин Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Просвещение, 1977. - 222 с.
7. Выготский Л.В. Развитие высших психологических функций. - М.: АПН, 1960. - с. 132-200.
8. Гальперин Введение в психологию. - М.: МГУ, 1976. - 263 с.
9. Гурьев Е.В. Навык и действие. // Ученые записки Московского государственного университета им. Ломоносова. Выпуск 90. - М., 1945.
10. Джеймс У. Классики мировой психологии: Психология. - М.: Психология, 1991. - с. 187-201.
11. Занков Л.В. Внимание. - М.: ГУПИ Мин. просвещения РСФСР, 1949. - 198 с.
12. Истомина З.М. Развитие внимания. - М.: Просвещение, 1978. - 120 с.
13. Кузин Н.С. Психология. - М.: Высшая школа, 1974. - 289 с.
14. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 244 с.
15. Леонтьев А.Н. Развитие внимания. - М., 1931 - 278 с.
16. Ляудис Н.В. Внимание в процессе развития. - М.: Владос, 1991. - 145 с.
17. Мальцева К.П. Развитие внимания школьника. - М.: АПН, 1956. - 261 с.
18. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника/ М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 стр.
19. Немов Р.С. Психология. 3-х томник. - М.: Владос, 1999.
20. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. - М.: Педагогика, 1984. - 326 с.
21. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.. Психология: Учебникдля студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001
22. Пяшковский Л.М. Избранные труды. - М.: Просвещение, 1959. - с. 212.
23. Рогов Е.И. Начальная книга психолога. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с.
24. Рогов Е.И. Общая психология - курс лекций. - М.: Владос, 1995. - 420 с.
25. Роговин М.С. Введение в психологию. - М.: Просвещение, 1985. - с. 53.
26. Роговин М.С. Проблемы внимания. - М.: Высшая школа, 1966. - 186 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедизд, 1946. - 680 с.
28. Рудик П.А. Психология. - М.: Просвещение, 1955. - 345 с.
29. Смирнов А.А. Проблемы психологии внимания. - М.: Просвещение, 1966. - 193 с.
30. Сосновский А.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М.: Просвещение, 1979. - 148 с.
31. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2000 г.
32. Тырычева Л.А. Занимательные упражнения на уроках русского языка во I-II классах // Начальная школа. - 1994. - №5. - с. 18-22.
33. Уткина Т.И. Работа над непроверяемыми словами // Начальная школа. - 1989. - №6. - с. 23-25.
34. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: "Академия", 1996
35. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Том 2. - М.: Учпедизд, 1939. - с. 388.
36. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М.: Просвещение, 1979. - 426 с.
37. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей внимания - Абакан: АГПИ, 1991. - 37 с.
38. Чутко Н.Я. Развитие внимания школьника. - М.: Педагогика, 1992. - 192 с.
Приложение 1.
Таблица 2
Фамилия, имя | Уровень развития внимания | |||
| 1 задание | 2 задание | 3 задание | Средний |
Булашов Ефим | н | Н | н | Н |
Буравова Катя | с | С | в | С |
Бурцева Аня | в | Н | с | С |
Волкова Настя | с | С | в | С |
Волкова Вика | н | С | в | С |
Ельпин Егор | в | В | в | В |
Еськов Ефим | в | В | н | С |
Зольников Семен | с | В | в | В |
Исмагилова Илона | в | С | с | С |
Лындина Вероника | с | В | в | В |
Любашкина Полина | в | С | н | С |
Махнычев Никита | с | В | в | В |
Москаленко Максим | в | В | в | В |
Романовская Катя | н | С | в | С |
Созонова Ирина | с | С | в | С |
Слюсаренко Софья | в | С | в | В |
Сысоева Рада | н | В | в | С |
Тарасова Вика | в | С | н | С |
Фильчинко Миша | в | Н | в | С |
Юхимюк Саша | с | С | в | С |
Приложение 2
Приложение 3