Развитие внимания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………...6
1.1. Особенности внимания у детей 5 – 7 лет………………………….…6
1.2. Пути и способы развития внимания дошкольников………………..10
1.3. Учет особенностей внимания дошкольников при организации учебных занятий………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ………………...22
2.1 Выявление уровня развития внимания у детей дошкольного возраста.24
2.2.Методика совершенствования работы по развитию внимания дошкольников в процессе использования игровых обучающих ситуаций….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

Курсовая по возрастной психологии.doc

— 577.50 Кб (Скачать)

Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.

Р.С. Немов связывает отвлекаемость детей с их нервной деятельностью, он считает, что в " дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора – двух раз " [18. с. 203].

Но важным средством, которое предотвращает рассеянность, является правильное педагогическое общение с детьми и применение наглядности на занятиях и уроках в начальной школе, а также учет индивидуальных особенностей и физического воспитания детей.

В связи с изложенным выше материалом мы можем сделать вывод, что проблеме развития произвольного внимания придается большое значение. Изучением проблемы развития произвольного внимания занимались и занимаются известные отечественные и зарубежные психологи. По данной проблеме проводятся теоретические и экспериментальные исследования. Ученые, психологи высказывают свои взгляды о развитии внимания, которые обоснованы, а их исследования подтверждены в практике.

В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности и уровень развития внимания дошкольников, рассмотрен процесс развития внимания, особенности формирования внимания, борьба с рассеянностью у детей. Также были предложены пути и способы развития внимания дошкольников.

Во второй главе проведена опытно-экспериментальная работа по развитию внимания и его свойств - устойчивость, концентрации, переключаемость и объем. Предложена методика совершенствования работы по развитию внимания дошкольников.

Применяемый материал и подходы к анализу данных позволят изучать умственную работоспособность ребенка, свойства внимания и уровень учебной мотивации дошкольников. Данную программу рекомендую использовать для индивидуального и группового обследования детей. И чтобы достичь хороших результатов в своей работе, важно помнить пожелание Б. Никитина «Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, спокойным. Это зависит от вас, от того когда начнете и как будете развивать его способности».

Внимание - одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Артемов В.А. Курс лекций по психологии. - М., 1991. - 236 с.

2.      Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: 1964. - 548 с.

3.      Вейн А.М. Внимание человека. - М.: Просвещение, 1973. - 162 с.

4.      Веккер Л.М. Психологические процессы. Том 1. - Л.: Ленинградский университет, 1974. - с. 56-78.

5.      Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994. - 448 с.

6.      Воронин Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Просвещение, 1977. - 222 с.

7.      Выготский Л.В. Развитие высших психологических функций. - М.: АПН, 1960. - с. 132-200.

8.      Гальперин Введение в психологию. - М.: МГУ, 1976. - 263 с.

9.      Гурьев Е.В. Навык и действие. // Ученые записки Московского государственного университета им. Ломоносова. Выпуск 90. - М., 1945.

10. Джеймс У. Классики мировой психологии: Психология. - М.: Психология, 1991. - с. 187-201.

11. Занков Л.В. Внимание. - М.: ГУПИ Мин. просвещения РСФСР, 1949. - 198 с.

12. Истомина З.М. Развитие внимания. - М.: Просвещение, 1978. - 120 с.

13. Кузин Н.С. Психология. - М.: Высшая школа, 1974. - 289 с.

14. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 244 с.

15. Леонтьев А.Н. Развитие внимания. - М., 1931 - 278 с.

16. Ляудис Н.В. Внимание в процессе развития. - М.: Владос, 1991. - 145 с.

17. Мальцева К.П. Развитие внимания школьника. - М.: АПН, 1956. - 261 с.

18. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника/ М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 стр.

19. Немов Р.С. Психология. 3-х томник. - М.: Владос, 1999.

20. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. - М.: Педагогика, 1984. - 326 с.

21. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.. Психология: Учебникдля студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001

22. Пяшковский Л.М. Избранные труды. - М.: Просвещение, 1959. - с. 212.

23. Рогов Е.И. Начальная книга психолога. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с.

24. Рогов Е.И. Общая психология - курс лекций. - М.: Владос, 1995. - 420 с.

25. Роговин М.С. Введение в психологию. - М.: Просвещение, 1985. - с. 53.

26. Роговин М.С. Проблемы внимания. - М.: Высшая школа, 1966. - 186 с.

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедизд, 1946. - 680 с.

28. Рудик П.А. Психология. - М.: Просвещение, 1955. - 345 с.

29. Смирнов А.А. Проблемы психологии внимания. - М.: Просвещение, 1966. - 193 с.

30. Сосновский А.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М.: Просвещение, 1979. - 148 с.

31. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2000 г.

32. Тырычева Л.А. Занимательные упражнения на уроках русского языка во I-II классах // Начальная школа. - 1994. - №5. - с. 18-22.

33. Уткина Т.И. Работа над непроверяемыми словами // Начальная школа. - 1989. - №6. - с. 23-25.

34. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: "Академия", 1996

35. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Том 2. - М.: Учпедизд, 1939. - с. 388.

36. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М.: Просвещение, 1979. - 426 с.

37. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей внимания - Абакан: АГПИ, 1991. - 37 с.

38. Чутко Н.Я. Развитие внимания школьника. - М.: Педагогика, 1992. - 192 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Таблица 2

Фамилия, имя

Уровень развития внимания

 

1 задание

2 задание

3 задание

Средний

Булашов Ефим

н

Н

н

Н

Буравова Катя

с

С

в

С

Бурцева Аня

в

Н

с

С

Волкова Настя

с

С

в

С

Волкова Вика

н

С

в

С

Ельпин Егор

в

В

в

В

Еськов Ефим

в

В

н

С

Зольников Семен

с

В

в

В

Исмагилова Илона

в

С

с

С

Лындина Вероника

с

В

в

В

Любашкина Полина

в

С

н

С

Махнычев Никита

с

В

в

В

Москаленко Максим

в

В

в

В

Романовская Катя

н

С

в

С

Созонова Ирина

с

С

в

С

Слюсаренко Софья

в

С

в

В

Сысоева Рада

н

В

в

С

Тарасова Вика

в

С

н

С

Фильчинко Миша

в

Н

в

С

Юхимюк Саша

с

С

в

С

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

Приложение 3

 



Информация о работе Развитие внимания дошкольников