Развитие внимания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………...6
1.1. Особенности внимания у детей 5 – 7 лет………………………….…6
1.2. Пути и способы развития внимания дошкольников………………..10
1.3. Учет особенностей внимания дошкольников при организации учебных занятий………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ………………...22
2.1 Выявление уровня развития внимания у детей дошкольного возраста.24
2.2.Методика совершенствования работы по развитию внимания дошкольников в процессе использования игровых обучающих ситуаций….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

Курсовая по возрастной психологии.doc

— 577.50 Кб (Скачать)

Обучение продолжается и вне занятий, в процессе повседневной жизни, играх, труде. В разное время дня (утром и вечером) планируется проведение наблюдений для обогащения знаний и представлений детей об окружающем, о природе. В плане отражаются программные задачи и основные приемы этих наблюдений. Проводятся они со всей группой детей (фронтально), с подгруппами или с отдельными детьми.

Воспитатель планирует и организует образовательную работу с дошкольниками и в форме дидактических игр, упражнений с дидактическими материалами (например, в целях развития звуковой культуры речи, формирования математических представлений). Таким образом, в плане находят свое отражение содержание обучения, формы его организации, основные методы и приемы.

В течение дня воспитатель многократно организует детей на разнообразные подвижные и дидактические игры, руководство которыми необходимо планировать. Он предусматривает последовательность внесения дидактических игр, учитывая их содержание, характер правил и умственных задач.

В плане нет необходимости подробно рассматривать содержание дидактических игр (оно известно воспитателю), но следует продумать приемы, с помощью которых он вызовет у детей интерес к игре, выделить правила или игровые действия, на которые следует обратить их особое внимание. Повторно игра планируется в тех случаях, когда педагог знакомит детей с новым ее вариантом или ставит конкретные воспитательно-образовательные задачи по отношению к отдельным детям. Например: «Привлечь к игре в мозаику Витю и Мишу для развития у них внимания, сосредоточенности» [10, c. 87].

              Советы специалистов по организации учебного процесса дошкольников обусловлены, в основном, особенностями их внимания. Считается, что занятия лучше проводить в пределах 35 минут.

              Эффективность внимания человека в значительной степени зависит от функционального состояния его организма. Исследования показали, что наивысшая работоспособность детей 6 лет наблюдается во вторник и среду. В эти дни наиболее целесообразно устраивать занятия повышенной сложности, интенсивные занятия, можно осуществлять диагностические процедуры, направленные на определение уровня развития внимания детей. По всей вероятности, вполне уместной будет рекомендация устраивать после занятий, требующих умственных усилий, более легкие: ознакомительные занятия, игры, музыкальные и физкультурные занятия.

                Всем известно, что монотонные занятия отрицательно сказываются на работоспособности детей.

              Способы уменьшения утомления от монотонности, которые применимы для дошкольников, требуют:

              - замены слуховой информации на зрительную и наоборот;

              - изменение на короткое время темпа работы;

              - наличия творческих заданий с установкой: «Придумай», «Создай новое», «Сотвори»;

              - созданная ситуация ответственного отношения к результату.

              Существует ряд факторов и условий, которые влияют на устойчивость и объем, распределяемость, концентрацию и переключаемость внимания.

              Лучшие друзья эффективного внимания:

              - создание цели деятельности,

              - умение самостоятельно принимать решение,

              - умение контролировать свои действия,

              - умение быстро и точно ориентироваться в окружающем мире – наблюдательность,

- наличие желания выполнять то или иное действие [30, c. 76].

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение во всем психическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большей способностью к обучению; круг его интересов, как правило, шире, чем у человека невнимательного [20, c. 31].

Выводы по первой главе:

Внимательность, проявляемая не вообще ко всему, а к определенным предметам и явлениям, говорит о направленности личности. Давая определенную окраску психическим процессам, внимательность, характеризует до некоторой степени человека в целом как личность. Если мы видим, что один человек любознателен, быстро все схватывает, находчив, другой, наоборот, сосредоточен на чем-то строго определенном, третий увлекается то тем, то другим, мы можем сделать вывод, что многое в их характерах и темпераментах связано с развитием внимательности как черты личности.

Наконец, это свойство может являться и моральным качеством человека, так как выражается во внимательном отношении к людям, в чуткости, в заботливости о других, в отзывчивости, в понимании особенностей, нужд, интересов, потребностей другого человека. Напротив, иногда человек остается холодным, безучастным к другим только потому, что не замечает их состояния и потому никак не реагирует на него.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете до тех пор, пока интерес к нему не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Устойчивость внимания к концу дошкольного детства возрастает примерно в 2 раза. Дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности, направляют и организуют его внимание. Помимо ситуативных средств, организующих внимание ребенка, существует еще одно важное средство – речь. Но непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства, поэтому дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Для его поддержания на занятиях с дошкольниками используют элементы игры, продуктивные виды деятельности, частую смену форм деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуальное значение (игры-головоломки, загадки) [19, c. 76].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

 

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает [23, c. 54].

"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома, и в детском саду, и даже во время прогулок на улице.

Сколько подобных высказываний ежедневно адресуется ребенку со стороны взрослых.

На первый взгляд это поучения-нравоучения. Взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих, же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого.

Критериями динамики сформированности внимания дошкольника могут являться:

- время включения, погружения в работу;

- количество ошибок, допущенных в ходе работы;

- на каких заданиях были сделаны ошибки,

- проявление активного отношения к заданию.

При диагностике внимания необходимо исходить из следующего: главное не только поверка развития внимания дошкольников, но и постараться сосредоточить детей на заданиях и помочь развить внимание тем, у кого уровень развития внимания является не самым высоким.

              Целью опытно-экспериментальной работы стала разработка и апробация системы использования игровых обучающих ситуаций, как средства изучения уровня развития внимания дошкольников.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

- Подобрать и провести диагностику внимания ребенка;

- Разработать методику совершенствования работы по развитию внимания в процессе использования игровых обучающих ситуаций.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа на базе подготовительной группы № 10 МБДОУ ЦРР д/с №6 «Дюймовочка». В исследовании приняли участие 20 человек в возрасте 6-7 лет. (Приложение №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Выявление уровня развития внимания у детей дошкольного возраста

 

Целью эксперимента стало определение уровня развития внимания детей.

Задачи:

1.        Учитывая возрастные особенности детей подобрать диагностируемый материал;

2.        На основе подобранной методики провести диагностику развития внимания детей подготовительной группы детского сада.

Для проведения констатирующего эксперимента нами был изучен диагностируемый материал, разработанный Л.В. Черемушкиной.

Диагностика проходила в спокойной и естественной для детей обстановке.

Детям было предложено выполнить следующие задания.

Задание №1.

Цель: определить эффективность внимания ребенка с помощью односюжетных картинок, различающихся отдельными деталями.

Материалы: Исследование проводится при помощи двух картинок, которые различаются по тем или иным признакам.

Описание методики: детям предложена картинка с изображением двух поросят, которые отличаются друг от друга.  Детям нужно посмотреть на рисунки и постараться как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают одного Хрюшу от другого. (Приложение №2)

Необходимо фиксировать:

- время выполнения задания,

- количество названных отличий,

- количество ошибок. (За ошибки считаются: повторы, неправильно названные отличия и пропущенные отличительные признаки.)

Оценка полученного результата оценивается следующим образом:

 

Оценка степени развития внимания

Время выполнения задания

Количество названных отличий

Количество ошибок

Развитое внимание (высокий уровень)

1-2 мин.

13-14

1-2 ошибки

Средний уровень развития внимания

2-2,5 мин.

11-12

3-4 ошибки

Низкий уровень развития внимания

3-3,5 мин.

6-8

5-7 ошибок

Информация о работе Развитие внимания дошкольников