Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:15, курсовая работа
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………...6
1.1. Особенности внимания у детей 5 – 7 лет………………………….…6
1.2. Пути и способы развития внимания дошкольников………………..10
1.3. Учет особенностей внимания дошкольников при организации учебных занятий………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ………………...22
2.1 Выявление уровня развития внимания у детей дошкольного возраста.24
2.2.Методика совершенствования работы по развитию внимания дошкольников в процессе использования игровых обучающих ситуаций….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..42
Таб.1
Предложенная выше методика является вариантом классических методов изучения наблюдательности. Наблюдательность человека представляет собой результат скорости и точности восприятия и высокой степени развитости внимания.
В тех случаях, когда ребенок работал быстро, но сделал много ошибок, то это говорит, в первую очередь, о необходимости совершенствования всех свойств внимания.
Если же испытуемый медленно включался в работу, показал низкую скорость выполнения задания, но не совершил ни одной ошибки, то, что свидетельствует, в первую очередь, об острой необходимости развития восприятия.
После обработки результатов эксперимента уровень развития внимания на данном этапе детей представлен в таблице 2.
Задание №2.
Цель: На основе данных об устойчивости и объеме внимания сделать заключение об уровне развития произвольного внимания ребенка.
Материалы: Исследование проводится на предоставленных детям бланках, на которых изображены геометрические фигуры по десять рядов фигур по 10 в каждом ряду.
Описание методики: На рисунке изображены геометрические фигуры. Воспитатель рисует какие-нибудь знаки в каждой из четырех фигур, для примера. Дети должны расставить такие же знаки во всех остальных фигурах бланка. Дети могут сверять свои действия с образцом. (Приложение №3)
Общая продолжительность работы 3 минуты.
Во время эксперимента необходимо обратить внимание на поведение испытуемого:
- отвлекался от работы или нет,
- как часто сверял свои действия с образцом,
- как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу.
При обработке результатов необходимо фиксировать:
- время выполнения,
- количество выполненного,
- количество ошибок.
Уровень развития произвольного внимания дошкольников представлен в таблице 2.
Задание №3.
Цель: Выявить уровень развития объема внимания у дошкольников.
Материалы: Исследование проводится с помощью 10 различных предметов для запоминания (мяч, книга, конфета, кукла, ручка, пуговица, свисток, листок, зеркало, мел).
Описание методики: Детям предложено в течение 30 секунд запомнить как можно больше предметов на столе. После предметы накрываются, и дети называют те предметы, которые они запомнили.
При обработке результатов необходимо:
- фиксировать количество названных предметов,
- фиксировать названные предметы, которые не были предоставлены и повторы названных ранее предметов,
- наблюдать за тем, как внимательно дети запоминают предметы в отведенное для этого время.
Уровень развития объема знаний дошкольников предоставлен в таблице 2.
Сравнительная гистограмма индивидуального распределения детей по уровням выполнения отдельно каждого задания приведена на рис.1
рис.1
Проанализировав полученные данные можно увидеть, что дошкольники по-разному справились с полученными заданиями и развитие внимания у них находится на разных уровнях, низком, среднем и высоком. Также на диаграмме видно, какие дети включаются в работу быстрее, а каким стоило напомнить о том, что не следует отвлекаться при выполнении заданий.
Так, например, Волкова Вика на первом задании еще не могла сосредоточиться, а на третьем уже показала высокий уровень развития внимания, а Лындина Вероника наоборот вначале занятий была очень внимательна, а к концу уже стала отвлекаться, в итоге результат средний уровень развития внимания.
На протяжении всех трех заданий высокий уровень развития внимания показали Ельпин Егор, Еськов Ефим, очень хороший результат показал Зольников Семен, низкий уровень развития внимания у Булашова Ефима. В течение всего времени отведенного на задания, Ефим был не внимателен, отвлекался на посторонние предметы, при выполнении второго задания часто обращался к образцу.
Проанализировав общие результаты группы дошкольников, уровень развития детей данной группы можно представить следующей диаграммой:
рис.2
После полученных результатов мы видим, что группа дошкольников находится на среднем уровне развития внимания. Не может не радовать и то, что с высоким уровнем развития внимания 40% детей от общего числа и всего 3% - на низком.
Таким образом, перед нами встала задача наметить методику совершенствования работы по развитию внимания детей дошкольного возраста, что и обусловило проведение соответствующих занятий для детей.
2.2. Методика совершенствования работы по развитию внимания дошкольников в процессе использования игровых обучающих ситуаций.
На следующем этапе нашего исследования мы приступили к разработке методики по совершенствованию у детей развития внимания.
Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики развития внимания в процессе использования игровых обучающих ситуаций.
Задачи формирующего эксперимента:
1. Разработать систему игровых обучающих ситуаций для развития внимания;
2. Применить разработанную систему игровых обучающих ситуаций для развития внимания дошкольников.
Рассеянность в детском возрасте проявляется в неумении ребенка надолго сосредоточиться на чем-то одном, в частом отвлечении. Воспитателю необходимо помнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у детей - явление естественное, обусловленное особенностями их нервной деятельности.
Свойства внимания, или аттенционные способности (так они обозначаются в психологической науке), можно и нужно развивать. Растущему ребенку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а для этого его необходимо научить быть внимательным.
По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование трех основных аттенционных умений. Для этого мы провели несколько занятий с детьми, чтобы больше развить их внимание.
1. Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.
Например, в ходе игры детям дается сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: "Сейчас мы будем это рисовать". У детей не получается сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый расчленяет задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.
2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.
Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.
3. Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля.
В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.
Для развития аттенционных способностей дошкольникам можно давать такие задания.
- Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.
- Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
- Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту - от самого маленького до самого высокого.
- Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.
- Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.
Спроектированная модель для развития внимания детей включала в себя не только работу с детьми, но и также методическую работу. В рамках работы с родителями было организовано родительское собрание, на котором им было предложено чаще обращать внимание ребенка на те или иные предметы, растения и другие признаки, чтобы дети меньше были рассеяны и были более внимательны [31, c. 76].
На этом работа формирующего эксперимента была завершена.
Выводы по второй главе:
Существенным условием поддержания внимания, как это вытекает из экспериментального изучения устойчивости внимания, является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его раскрытия и изложения. Для того чтобы поддерживать внимание, необходимо вводить новое содержание, связывая его с уже известным, существенным, основным и наиболее способным заинтересовать и придать интерес тому, что с ним связывается. Логически стройное изложение, которому, однако, даются каждый раз возможно более осязательные опорные точки в области конкретного, составляет также существенную предпосылку для привлечения и поддержания внимания. Необходимо при этом, чтобы у учащихся созрели те вопросы, на которые последующее изложение дает ответы. В этих целях эффективным является построение, которое сначала ставит и заостряет вопросы перед учащимися и лишь, затем дает их разрешение.
Необходимым условием усвоения знаний является внимание. У детей дошкольного возраста непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Это связано с тем, что в этом возрасте воля еще не развита, регулирующая деятельность второй сигнальной системы по отношению к первой недостаточна.
Огромную роль в воспитании должного отношения к занятиям и в предупреждении рассеянности играет личность воспитателя и прежде всего его глубокий интерес к тому, что он преподает, чем он хочет заинтересовать детей. Личный авторитет педагога - прочная основа воспитания у учащихся внимания и интереса на уроках, без которых невозможно усвоение учебного материала.
Задача планомерного воспитания внимания в связи с этим видится как постоянное формирование новых действий умственного контроля. Но и при таком формировании внимания непременным условием является наличие положительной мотивации основной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие.
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание ребенка дошкольного возраста чаще является непроизвольным и вызывается внешне привлекательными предметами. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо цели. Объем внимания детей дошкольного возраста невелик. Дошкольники получают возможность полностью видеть то, на что они смотрят, слышать все звуки, глубже чувствовать все, что они ощущают, быть тесно связанными с окружающей действительностью, а значит, извлекать больше интересного и радостного из жизни.
Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.
Поскольку основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первую очередь развивать достаточно широкие и надлежащим образом направленные интересы.