Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.

Предмет, объект и цель исследования позволили нам сформулировать гипотезу исследования – развитие творческого воображения детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при методически правильно организованных занятиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретический обзор психологической литературы........... 6
1.1. Воображение, как специфичный и сложный психический процесс.….. 6
1.2.Особенности творческого воображения ………………………………… 12
1.3.Развитие воображения детей дошкольного возраста …………………... 15
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста………………………………
20
2.1. Определение уровня развития воображения……………………………. 20
2.2. Формирующий эксперимент исследования…………………………….. 24
2.3. Результаты исследовательской работы…………………………………. 28
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы……………………………………… 30
Приложение

Работа содержит 1 файл

12.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Занятие 4

     Детям были предложены листы бумаги, на которых  были изображены такие фигуры, как:

    • две параллельные линии,
    • квадрат,
    • треугольник,
    • круг,
    • овал,
    • волнистая линия.

     Задание состояло в том, чтобы их превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Дети предлагали варианты по очереди.

     Следующее задание состояло из того, чтобы  дети представили себя в роли какого-нибудь персонажа. Девочке предложили стать заботливой хозяйкой, а мальчику добросовестным работником. Девочка показывала, как она ухаживала за птицами: сыпала им зерно, наливала воду. А мальчик изображал, как рубил дрова, складывал их.

     В конце занятия детям предложили изобразить домашних птиц:

    • заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам;
    • гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство;
    • сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят;
    • индюка, распушившего хвост.

     Занятие 5

     В начале занятия исследователь показывал детям картинку, которая была закрыта большим листом с отверстием диаметром три с половиной сантиметра посредине. Дети передвигали лист по картине, и должны были узнать, что на ней изображено. Картинок было несколько. Важно отметить, что для каждого ребенка были подобраны отдельные картинки.

      Для следующего задания был подготовлен  лист, в центре которого была нарисована красная точка. Детям предложили продолжить рисунок. Каждый ребенок по очереди дорисовывал необходимый на его взгляд элемент. В итоге получился целый рисунок. 
 
 

     Занятие 6

  Итоговое занятие началось с того, что детям предложили глядя в окно, придумывать про людей, которых они видели внизу, разнообразные истории. А затем, им показали различные фотографии с изображением людей и предложили придумать и рассказать кто изображен, чем он занимается и что будет делать завтра.

     Последнее задание состояло в том, что детям предложили нарисовать свое настроение. Проанализировав рисунки, мы сделали следующие выводы:

  1. .

     За  период проведения занятий была отмечена заинтересованность детей, так как  задания были подобраны с учетом возрастных особенностей. Так же нами была отмечена следующая тенденция: дети во время выполнения заданий все больше и больше предлагали различные варианты, что может говорить о том, что специально организованные задания, при соблюдении методов и при использовании определенных приемов, являются эффективным средством и условием развития творческого воображения детей дошкольного возраста.  

 

2.3. Результаты исследовательской работы 
 

      Развитие и формирование творческого воображения в дошкольном возрасте характеризуется такими качествами как богатство образов и направленность.

     Детский возраст считается самым благоприятным периодом для развития творческих способностей. Но благоприятное формирование и развитие творческих способностей возможно при создании определенных условий и при использовании определенных методов и приемов.

     Результаты проведенной экспериментальной работы позволяют говорить о том, что развитие творческого воображения детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при методически правильно организованных занятиях, что подтверждает гипотезу, которая была высказана нами в начале данной работы.

 

    Заключение 
 

      Исследовательская работа по теме данной курсовой работы позволяет сделать следующие  выводы:

    1. Была проанализирована теоретическая литература по теме исследования. Нами было отмечено, что воображение является сложным и особым психическим процессом и поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения. Однако, все авторы согласны в том, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.
    2. Существует два основных вида воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение бывает в свою очередь произвольным и непроизвольным. Активное воображение включает такие подвиды, как творческое воображение, критическое, воссоздающее и эмпатия.
    3. Мы рассмотрели особенности развития творческого воображения в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте, и отметили, что развитию творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование.
    4. Для определения уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста были проведены методики Немова Р.С. «Нарисуй что-нибудь» и Е.Торренса «Неполный фигуры».
    5. Были разработаны и проведены занятия, направленные на развитие творческого воображения для детей дошкольного возраста.
 

 

Список  использованной литературы 

  1. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО "ЦГЛ "Рон"" 2000. – 112с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  3. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
  4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996.
  5. Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. – М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
  6. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, - 2000. – 255 с.
  7. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.
  8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001 – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
  11. Рибо Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств – Издательство: Харвест. – 2002, 784с.
  12. Розенталь М.М., Юдин П.Ф. Философский словарь – Издательство политической литературы, Москва, 1968.
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
  14. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: "Академия развития", 1997. – 240с., ил. – /Серия: "Вместе учимся, играем"/.
  15. Теплов Б.М. "Психология" Учпедгиз, Москва, 1953 г.
  16. Чуковский К.И. От двух до пяти. Издательство: М. – 2005 г.
  17. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант Издательство: РЕЧЬ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2006.
  18. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003
  19. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2005
  20. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1
  21. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004
  22. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008
  23. 17. Крутецкий В.А. Психология. М., 2006
  24. 20. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 2005
  25. 22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2004
  26. Палагина Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике // Вопросы психологии. 2007. №6
  27. 30Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 2003
  28. 35. Щербакова А.И. Практикум по общей психологии. М., 2000

 

Приложение 1 

Методика  «Нарисуй что-нибудь» 

Оценка  результатов

Оценка  ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов  – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов  – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов  – ребенок придумал и нарисовал  нечто такое, что в целом  является не новым, но несет  в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла  – ребенок нарисовал нечто  очень простое, неоригинальное. Причем  на рисунке слабо просматривается  фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла  – за отведенное время ребенок  так и не сумел ничего придумать  и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. 

Выводы  об уровне развития

10 –  баллов – очень высокий

8-9 баллов  – высокий

5-7 баллов  – средний

3-4 балла  – низкий

0-2 балла  – очень низкий 
 
 

 

       

Информация о работе Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста