Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:15, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
Предмет, объект и цель исследования позволили нам сформулировать гипотезу исследования – развитие творческого воображения детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при методически правильно организованных занятиях.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретический обзор психологической литературы........... 6
1.1. Воображение, как специфичный и сложный психический процесс.….. 6
1.2.Особенности творческого воображения ………………………………… 12
1.3.Развитие воображения детей дошкольного возраста …………………... 15
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста………………………………
20
2.1. Определение уровня развития воображения……………………………. 20
2.2. Формирующий эксперимент исследования…………………………….. 24
2.3. Результаты исследовательской работы…………………………………. 28
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы……………………………………… 30
Приложение
Занятие 4
Детям были предложены листы бумаги, на которых были изображены такие фигуры, как:
Задание состояло в том, чтобы их превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Дети предлагали варианты по очереди.
Следующее задание состояло из того, чтобы дети представили себя в роли какого-нибудь персонажа. Девочке предложили стать заботливой хозяйкой, а мальчику добросовестным работником. Девочка показывала, как она ухаживала за птицами: сыпала им зерно, наливала воду. А мальчик изображал, как рубил дрова, складывал их.
В конце занятия детям предложили изобразить домашних птиц:
Занятие 5
В
начале занятия исследователь
Для
следующего задания был подготовлен
лист, в центре которого была нарисована
красная точка. Детям предложили продолжить
рисунок. Каждый ребенок по очереди дорисовывал
необходимый на его взгляд элемент. В итоге
получился целый рисунок.
Занятие 6
Итоговое занятие началось с того, что детям предложили глядя в окно, придумывать про людей, которых они видели внизу, разнообразные истории. А затем, им показали различные фотографии с изображением людей и предложили придумать и рассказать кто изображен, чем он занимается и что будет делать завтра.
Последнее задание состояло в том, что детям предложили нарисовать свое настроение. Проанализировав рисунки, мы сделали следующие выводы:
За
период проведения занятий была отмечена
заинтересованность детей, так как
задания были подобраны с учетом
возрастных особенностей. Так же нами
была отмечена следующая тенденция: дети
во время выполнения заданий все больше
и больше предлагали различные варианты,
что может говорить о том, что специально
организованные задания, при соблюдении
методов и при использовании определенных
приемов, являются эффективным средством
и условием развития творческого воображения
детей дошкольного возраста.
2.3.
Результаты исследовательской
работы
Развитие и формирование творческого воображения в дошкольном возрасте характеризуется такими качествами как богатство образов и направленность.
Детский возраст считается самым благоприятным периодом для развития творческих способностей. Но благоприятное формирование и развитие творческих способностей возможно при создании определенных условий и при использовании определенных методов и приемов.
Результаты проведенной экспериментальной работы позволяют говорить о том, что развитие творческого воображения детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при методически правильно организованных занятиях, что подтверждает гипотезу, которая была высказана нами в начале данной работы.
Заключение
Исследовательская работа по теме данной курсовой работы позволяет сделать следующие выводы:
Список
использованной литературы
Приложение 1
Методика
«Нарисуй что-нибудь»
Оценка результатов
Оценка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов
– ребенок придумал и
3-4 балла
– ребенок нарисовал нечто
очень простое, неоригинальное. Причем
на рисунке слабо
0-2 балла
– за отведенное время ребенок
так и не сумел ничего
Выводы об уровне развития
10 – баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
5-7 баллов – средний
3-4 балла – низкий
0-2 балла
– очень низкий
Информация о работе Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста