Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.

Предмет, объект и цель исследования позволили нам сформулировать гипотезу исследования – развитие творческого воображения детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при методически правильно организованных занятиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретический обзор психологической литературы........... 6
1.1. Воображение, как специфичный и сложный психический процесс.….. 6
1.2.Особенности творческого воображения ………………………………… 12
1.3.Развитие воображения детей дошкольного возраста …………………... 15
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста………………………………
20
2.1. Определение уровня развития воображения……………………………. 20
2.2. Формирующий эксперимент исследования…………………………….. 24
2.3. Результаты исследовательской работы…………………………………. 28
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы……………………………………… 30
Приложение

Работа содержит 1 файл

12.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

Развитие  творческого воображения  детей дошкольного  возраста 
 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретический  обзор психологической  литературы........... 6
1.1. Воображение,  как специфичный и сложный  психический процесс.….. 6
1.2.Особенности  творческого воображения ………………………………… 12
1.3.Развитие  воображения детей дошкольного  возраста …………………... 15
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста………………………………  
20
2.1. Определение уровня развития воображения……………………………. 20
2.2. Формирующий эксперимент исследования…………………………….. 24
2.3. Результаты  исследовательской работы…………………………………. 28
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список  использованной литературы……………………………………… 30
Приложение  

 

Введение 
 

      На  протяжении прошлых веков обществу постоянно предъявлялись требования в воспитании, образовании и развитии личности. XXI век не является исключением. Современное общество требует присутствия творчески активной личности. В условиях современного мира человек должен уметь решать различные проблемы, преодолевать различные препятствия эффективно и нестандартно. Поэтому перед образовательными учреждениями ставится вопрос о воспитании и развитии творческих способностей детей. Основной задачей дошкольного учреждения является развитие художественно-эстетических способностей дошкольников. Развитие творческого воображения дошкольников охватывает практически все моменты в детском саду. Однако, для правильной, эффективной организации работы над развитием воображения необходимо использовать традиционные приемы и методы работы.

     Вопрос  о развитии творческого воображения  у детей дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

      Творческое  воображение – достаточно сложный психических процесс. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.

      Проблемой развития творческого воображения у детей дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Выготский Л.С., Давыдов, Е. И., Д. Б. Эльконин и другие.

      Предмет исследования – особенности творческого  воображения детей дошкольного возраста.

      Объект  исследования – дошкольный возраст.

      Цель  исследования – изучить особенности  развития творческого воображения у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.

      Предмет, объект и цель исследования позволили нам сформулировать гипотезу исследования – развитие творческого воображения детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при методически правильно организованных занятиях.

      Задачами  исследования являются:

  • Рассмотреть воображение, как психический процесс, в котором происходит отражение действительности в специфической форме;
  • Раскрыть виды воображения, а так же рассмотреть особенности творческого воображения;
  • Рассмотреть особенности развития творческого воображения в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте;
  • Провести диагностическое исследование для определения уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
  • Разработать и провести занятия направленные на развитие творческого воображения для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

     База  исследования – исследование проводилось  на базе муниципального дошкольного  образовательного учреждения «Детский сад №123» г. Москва. В исследовании принимало участие по 2 ребенка из первой младшей, средней и подготовительной групп. Продолжительность исследования – 4 недели.

         Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.  Список литературы состоит из 35 наименований.

         Во введении обозначены актуальность, предмет, объект, цель, гипотеза и задачи исследования.

         В первой главе была проанализирована научная литература по теме исследования.

         Во второй главе  представлено экспериментальное исследование.

         В заключении вынесены основные выводы, полученные в ходе исследования. 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 1. Теоретический  обзор психологической  литературы

    1. Воображение, как специфичный и сложный психический процесс
 
 

     Любой человек оперирует образами. В  образах человек воспроизводит  как то, что было когда-то им воспринято, так и то, чего он непосредственно не воспринимал. Рубинштейн Л.С. утверждает, что «любой образ может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением — хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным — и преобразованием действительного». (13, С.317)

     Воображение – достаточно специфичный и сложный  психический процесс, поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения. Каждый психолог, педагог, исследователь предлагает свое личное определение данного процесса.

     Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений» (12, С.368).

     Л.С.Выготский  считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений». Он отмечает, что «привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» (2, С.15).

     Рубинштейн  отмечает, что воображение «может быть только у человека» (13, С. 319). Человек, имея полученные ранее знания, а так же свой опыт, может создать себе картину того, чего на самом деле нет, и того, чего он сам в действительности не видел.

     По  мнению Дубровиной И.В., «воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы» (3, С. 146).

     Значимость  воображения определяется в том, что оно позволяет представить результат того, что должно получиться перед началом осуществления деятельности. К.Марс отмечал, что «в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально» (3, С.16).

     Суммируя  все выше упомянутые определения, можно  отметить, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.

     В психологической литературе разные авторы по-своему определяют функции  воображения. Мы считаем классификацию, предложенную Немовым С.Р. наиболее полную (9, с 265-266):

     1) воображение – это представление действительности в образах, а так же возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

     2) воображение регулирует эмоциональное состояние - при помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

     3) воображение участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

     4) воображение участвует в формировании внутреннего плана действий способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

     5) воображение — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

     Так же при помощи воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма.

     По  мнению Немова С.Р. воображение можно  развивать, но только при помощи специальных  упражнений и приемов. В творческих видах деятельности развитие воображения происходит, естественно, во время занятий данными видами деятельности. «В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода)» (9, с.266).

     Рубинштейн  Л.С. утверждает, что в «воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения» (13, С.322). Уровни воображения определяются прежде всего отношением человека к процессу создания новых образов.

     Рубинштейн  Л.С. выделяет:

    • пассивное и активное воображение – они различаются по степени намеренности и сознательности;
    • воспроизводящее и творческое (преображающее) -  воспроизводящее воображение заключается в воссоздании определенных образов, а творческое – в самостоятельном создании новых;
    • конкретное и абстрактное – различаются в зависимости от характера образов.

     Столяренко  Л.Д. и Самыгин С.И. считают, что  основными видами воображения являются пассивное и активное, которые в свою очередь делятся на различные подвиды (см. схема 1).  
 
 
 

     Схема 1

     

       

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     Пассивное воображение имеет две формы: произвольное и непроизвольное. К непроизвольным формам воображения относятся:

     - сновидения – в сновидениях  человека находят выражение и  удовлетворение жизненно важные потребности, которые из-за определенных причин не могут получить реализации в жизни;

     - галлюцинации – это фантастические  видения, которые не имеют никакой связи с окружающим миром человека. И которые являются результатом каких-либо нарушений психики.

     Пассивными  произвольными формами воображения  считаются:

     - грезы – психическое состояние,  которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, которое  очень часто идеализируется;

Информация о работе Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста