Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.

Предмет, объект и цель исследования позволили нам сформулировать гипотезу исследования – развитие творческого воображения детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при методически правильно организованных занятиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретический обзор психологической литературы........... 6
1.1. Воображение, как специфичный и сложный психический процесс.….. 6
1.2.Особенности творческого воображения ………………………………… 12
1.3.Развитие воображения детей дошкольного возраста …………………... 15
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста………………………………
20
2.1. Определение уровня развития воображения……………………………. 20
2.2. Формирующий эксперимент исследования…………………………….. 24
2.3. Результаты исследовательской работы…………………………………. 28
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы……………………………………… 30
Приложение

Работа содержит 1 файл

12.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Формируясь  в игре, творческое воображение переходит так же и в другие виды деятельности дошкольника: рисование, сочинение сказок, стишков. Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское словотворчество. Мухина говорит о том, что «сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки» (8, С.246).

     В младшем и среднем дошкольном возрасте процесс словотворчества  сопровождает внешние действия ребенка.

     Дошкольники трех-четырех лет обычно не осознают, что воспроизводят то, что уже известно. В таких случаях детские воспроизведения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения. Однако достаточно часто ребенок комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания. Мухина отмечает, что «сочиняемые детьми сказки и истории становятся достаточно последовательными и оригинальными. При этом часто ребенок доводит сюжет до логического конца» (8, С.246).

     По  мнению К.И.Чуковского в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к звуковой стороне языка. Он считает, что «достаточно ему услышать определенное звукосочетание, как оно тотчас же отождествляется с вещью и служит толчком к созданию образа» (17, С.36).

     Существует  мнение, что воображение ребенка  богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей мало жизненного опыта и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта.

     Мы  считаем, что описание последовательности развития воображения в дошкольном возрасте даст некоторую общую картину развития.

     В период с трех до четырех лет ребенок  еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. При игре взрослого с ребенком, если взрослый берет на себя роль какого-либо фантастического персонажа и изображает действия, свойственные этому персонажу, малыш переживает одновременно чувство восторга и ужаса. Ребенок верит создаваемому образу до тех пор, пока взрослый не перестает действовать от его лица. Через взрослого ребенок научается создавать свои собственные персонажи, которые могут быть преходящими, но могут и сопутствовать ребенку в течение дней, недель и даже месяцев.

     В среднем и старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:

    • замысел в форме наглядной модели;
    • образ воображаемого предмета, существа;
    • образ действия существа или образ действия с предметом.

     Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображениявоссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения.

     Детское воображение – это прежде всего творчество. При активном развитии воображения в общем психическом развитии ребенка существует и известная опасность. У некоторых детей воображение начинает менять действительность, создает особый мир, в котором ребенок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания, так как приводят к аутизму и могут свидетельствовать об искажениях в развитии психики ребенка.  
 

 

Гдава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста

2.1. Определение уровня развития воображения 
 

     Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18 «Колосок»» пс. Табачный. Исследование продолжалось в течении четырех недель. В исследовании принимало участие 6 детей, по 2 ребенка из первой младшей, средней и подготовительной групп:

    • младшая группа – Ира (3 года 5 месяцев), Коля (3 года 11 месяцев);
    • средняя группа – Маша (4 года 8 месяцев), Игорь (4 года 10 месяцев);
    • подготовительная группа – Оля (6 лет 3 месяца), Антон (6 лет 9 месяцев).

     Исследование  состояло из двух этапов: констатирующий и формирующий этапы. Констатирующий этап включал в себя проведение методик, направленных на определение уровня развития творческого воображения, предложенные Немовым Р.С.

     Методика  «Нарисуй что-нибудь» - предложена Немовым  Р.С. (10, С.86). Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты (для детей младшего дошкольного возраста можно увеличить время проведения до 6 минут). После этого оценивается качество рисунка по определенным критериям, и на основе оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка (см.приложение №1).

     Проанализировав рисунки детей нами были сделаны  следующие выводы:

    1) Ира – 4 балла, что соответствует низкому уровню развития воображения, что в принципе соответствует возрасту ребенка. Ребенок нарисовал достаточно простой рисунок, использовал всего лишь один цвет фломастера, и на рисунке слабо просматривалась фантазия.

    2) Коля – 2 балла, что говорит об очень низком уровне развития воображения. За отведенной время ребенок нарисовал лишь отдельные линии, черты.

    3) Маша, Игорь и Антон – 5, 7 и 7 баллов соответственно, что соответствует среднему уровню развития воображения. В их рисунках наблюдались элементы фантазии. Детали прорисованы не достаточно хорошо, но все-таки рисунки оказали свое впечатление.

    4) Оля  – 8 баллов, что соответствует  высокому уровню развития воображения. На рисунке изображен предмет, который не является новым, но выглядит действительно необычно. Присутствует фантазия. Ребенок использовал комбинацию цветов. Детали рисунка достаточно хорошо проработаны.

     В констатирующем эксперименте так же была использована методика Е. Торренса "Неполные фигуры".

     На  листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Детям предложили дорисовать их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

     Все работы детей можно поделить на 4 группы:

1 группа –  оригинальные изображения во  всех 3х случаях.

2 группа –  оригинальные изображения в 2х случаях.

3 группа –  оригинальные изображения в одном  случае.

4 группа –  нет оригинальных изображений.

     Подсчитывалось  также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При  подсчете оригинальных изображений  по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность  воплощения изображения разными детьми.

     Нами  были получены следующие результаты:

Имя испытуемого Круг Квадрат Треугольник
Ира Солнце 30% Дом 50% Елка 40%
Коля Воздушный шар 10% Дом 50% ---
Маша Цветок 40% Конверт 10% Елка 30%
Игорь Медвежонок (+) 100% Чемодан 10% Дом 50%
Оля Цветок 40% Телевизор (+) 100% Девочка (+) 100%
Антон Яблоко 30% Чемодан 10% Елка 30%
       
 

     Знаком (+) отмечены оригинальные на наш взгляд изображения. Таким образом нами было отобрано всего три рисунка.

     Так же мы оценили каждое изображение  по 100% шкале на оригинальность, сложность композиции. Мы исходили из расчета самый оригинальный рисунок – 100%, самый простой рисунок с добавлением одной линии – 10% и т.д. по усложнению изображений. Результаты представлены на рисунке 1.

      Рисунок 1 
 
 
 
 
 
 
 

     Проанализиров полученные результаты, мы сделали следующие выводы:

     1) Ира и Коля – дети младшего  дошкольного возраста. Они тратят  на выполнение задания больше времени, чем старшие ребята. Однако, для своего возраста они показали, что творческое воображение соответствует их периоду умственного развития. Оно находится на стадии формирования.

     2) Маша и Антон – дети среднего  и старшего дошкольного возраста. Они набрали баллов даже меньше, чем дети из младшей группы, что говорит о том, что воображение  у них для своего возраста развито не достаточно хорошо.

     3) Оля и Игорь – дети среднего  и старшего дошкольного возраста. Разница в возрасте детей 1 год 9 месяцев, но их изображения отмечены как самые оригинальные. В таком случае можно утверждать об очень хорошем развитии творческого воображения у детей.

     Результаты  констатирующего эксперимента позволяют  сделать вывод о необходимости  проведения дополнительных занятий, направленных на развитие воображения с детьми, у которых воображение развито недостаточно хорошо для своего возраста.

 

      2.2. Формирующий эксперимент исследования 
 

     Формирующий эксперимент состоял из проведения курса дополнительных занятий со следующими детьми:

  • Маша – 4 года 8 месяцев, средний дошкольный возраст;
  • Антон – 6 лет 9 месяцев, старший школьный возраст.

     Так как дети, которые участвуют в формирующем эксперименте разной возрастной категории, то были подобраны задания, отвечающие возрастным требованиям.

     За  время исследования было проведено 6 занятий с детьми. Продолжительность каждого занятия 15 – 20 минут.

     Занятие 1.

     На  первом занятии предлагалось детям  пофантазировать. Им показали картинку с изображением рыбы молота и рыбы иглы. Детей попросили объяснить почему у них такие названия. Затем предложили пофантазировать: «А как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба - ножницы» и т.д. Дети пытались придумывать свои версии ответов на вопросы. Иногда исследователю приходилось подсказывать, так как дети не могли сформулировать ответ.

     Затем детям было предложено другое задание  – показать как нужно варить суп. Дети начали изображать как моются и вытираются овощи перед приготовлением пищи. Наливается вода в кастрюлю. Зажигают гарелку газовой плиты. Чистят и режут овощи, кладут в кастрюлю, солят и помешивают суп ложечкой. И т.д.

     Занятие 2.

     Детям раздали листочки, на которых были изображены произвольные закорючки. Задача детей заключалась в том, чтобы дети превратили закорючки в осмысленный рисунок. Затем детям предложили самим нарисовать произвольные закорючки и поменявшись листочками друг с другом, дорисовать изображение.

     Следующим заданием на занятии было придумать  новое назначение предмета. Исследователем показывались предметы по очереди, а  дети придумывали им новые назначения. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Каждый из детей предлагали огромное количество вариантов.

     Занятие 3.

     Детям раздали листочки с изображением клякс. Кляксы были различного размера. Детям предложили придумать, на что  похода клякса, а затем и дорисовать ее. Дети предлагали различные варианты.

     Затем им была предложено другое задание, суть которого заключалась в следующем: им нужно было представить себя тем, что просил показать исследователь:

    • новой шубой;
    • шапкой;
    • потерянной варежкой;
    • варежкой, которую вернули хозяину;
    • рубашкой, брошенной на пол;
    • рубашкой, аккуратно сложенной;
    • сапогами;
    • мягкими тапочками.

     Дети  выполняли задания по очереди, чтобы  не было повторений и чтобы каждый проявил свою инициативу.

Информация о работе Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста