Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.

Предмет, объект и цель исследования позволили нам сформулировать гипотезу исследования – развитие творческого воображения детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при методически правильно организованных занятиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретический обзор психологической литературы........... 6
1.1. Воображение, как специфичный и сложный психический процесс.….. 6
1.2.Особенности творческого воображения ………………………………… 12
1.3.Развитие воображения детей дошкольного возраста …………………... 15
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста………………………………
20
2.1. Определение уровня развития воображения……………………………. 20
2.2. Формирующий эксперимент исследования…………………………….. 24
2.3. Результаты исследовательской работы…………………………………. 28
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы……………………………………… 30
Приложение

Работа содержит 1 файл

12.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     - мечта – психическое состояние,  которое представляет собой фантазию, желание, которое связано с  действительностью и осуществима.

     Активное  воображение всегда направлено на решение  творческой или личностной задачи. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

     Основные  формы активного воображения:

     - воссоздающее – воображение, при котором происходит конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте;

     - антиципирующее – способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий;

     - творческое – это воображение, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются  в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

     Помимо  всех указанных видов воображения  Немов С.Р. так же выделяет продуктивное и репродуктивное (9, С.262).

     Продуктивное  воображение – это воображение, в котором сознательно конструируется человеком, а не просто механически  копируется и воспроизводится.

     Репродуктивное  воображение – это воображение, задачей которого является воспроизведение реальности в том виде, как она есть.

     Воображение считается одним из самых ярких психических явлений. Оно очень тесно связано с творчеством. Рубинштен С.Л. отмечает, что «воображение формируется в процессе творческой деятельности» (13, с.323). Количество специфических видов воображения определяется количеством видов человеческой деятельности, — конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня — творческого воображения.

     Роль  воображения в жизни может  быть весьма различной в зависимости  от того, в какой мере воображение включается в реальную деятельность. 
 

 

1.2. Особенности творческого воображения  
 

      Понятие творческого воображения в психологической  литературе рассматривалось многими учеными. Большинство психологов отмечают, что воображение является очень сложным процессом. Теплов Б.М. характеризовал творческое воображение, как «самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д.» (16, С.54).

      Преобразование  материала в любой форме воображения, в том числе и в творческой, подчиняется определенным законам. Для воображения характерны следующие процессы и приемы:

  • Типизация (особое обобщение) – заключается в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
  • Комбинирование – представляет собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это объединение исходных элементов по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.
  • Акцентирование – заключается в выделении определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличения или преуменьшения. Классическим примером является шарж, карикатура.
  • Реконструкция – заключается в определении целостной структуры образа по части, признаку или какому-нибудь свойству.
  • Аглютинация, т.е. "склеивание" различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.
  • Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).
  • Уподобление – позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).
  • Расчленение заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.
  • Замещение – это замена одних элементов другими.
  • Аналогия – заключается в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

     Необходимо  отметить, что в основе всех вышеперечисленных  процессов находятся мыслительные операции.

     Выготский Л.С. отмечает, что «для того, чтобы  понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека» (2, с.10). Он отмечает существование четырех основных форм, связывающих воображение с творческой деятельностью:

  1. Любой образ воображения создается из образов, взятых из действительности и опыта человека. Выготский Л.С. рассматривает следующий пример: «Избушка на курьих ножках». Образы, из которых построен сказочный элемент, являются образами реальной действительности.
  2. Сложившийся образ воображения является элементом действительности. Изучая рассказы историков или путешественников, человек представляет себе определенную картину какого-нибудь события, например, события Второй Мировой войны. Представления человека и являются результатом творческой деятельности.
  3. На процесс творческого воображения оказывает влияние эмоции. Выготский Л.С. отмечает, что при создании нового образа проявляются такие же эмоции, которые закрепились в памяти совместно с ранее созданными образами.
  4. Образ воображения может представлять из себя что-то совсем новое, не бывшее в опыте человека. Например, образ автомобиля был изначально создан комбинированным воображением человека и в реальности его не существовало. Воплотившись в действительность, автомобиль стал реальным.

     Творческое  воображение проходит определенный путь создания образов. Первый этап процесса развития творческого воображения начинается с появлением ребенка на свет. Воспринимая окружающий мир при помощи органов чувств, ребенок накапливает материал, который является базой для будущего творчества. Затем следующий этап – процесс переработки воспринятого материала. Главными составляющими второго этапа являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Выготский Л.С. отмечает, что «диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются» (2, с.22). Умение выделения отдельных черт целого играет ведущую роль для творческого воображения.

     Следующим этапом считается ассоциация – объединение диссоциированных и измененных элементов. Ассоциации могут происходить на различной основе и принимает различные формы образов.

     Последним, завершающим этапом является процесс комбинирования образов, построение их в определенную систему.

     Нельзя  сказать, что процесс творческого  воображения сразу же заканчивается. Оно будет закончено тогда, когда представление воплотится во внешнем образе.

     Творческое  воображение является достаточно сложным явлением и зависит от определенных факторов. Деятельность творческого воображения не может быть одинаковой у ребенка и у взрослого, так как в разные периоды жизни человека окружающая действительность воспринимается по-разному. 
 

 

       1.3. Развитие воображения детей дошкольного возраста  
 

      В психологической литературе дошкольный возраст приходится на период от 3 до 7 лет. Мухина В.С. отмечает, что «это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками» (8, с.201). Психологи выделяют три периода:

  • младший дошкольный возраст (3–4 года),
  • средний дошкольный возраст (4–5 лет),
  • старший дошкольный возраст (5–7 лет).

      Ведущим видом деятельности является игра. В процессе игры дети усваивают основные приемы деятельности и норм социального поведения. Вместе с игрой в дошкольном возрасте формируются и такие формы деятельности, как конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилам или образцам.

     Ефимкина Р.П. отмечает, что «игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий» (5, С.21). Изначально в период младшего дошкольного возраста игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки являются моделями предметов. Для данного периода характерна сюжетная игра. В процессе игры ребенок воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а всего лишь действия, имитирующие действия врача.

     Средний дошкольный возраст  характеризуется тем, что игра становится ролевой и она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.

     В старшем дошкольном возрасте существует игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что игра имеет важное значение для развития детей. Ребенок получает в игре возможность сыграть определенную роль. В ходе проигрывания этой роли образуется отношение ребенка к действительности.  

     Ребенок в игре развивается, а следовательно  в игре складывается и развивается и воображение ребенка. По мнению Матюхиной М.В. «воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни» (7, С.70). О наличии воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают небольшие рассказы, сказки, сопереживая героям.

     Т. Рибо выделяет основные стадии развития воображения ребенка:

     1) ребенок может преобразовывать  воспринимаемые предметы, т.е. в одном предмете он видит другой;

     2) воображение ребенка проявляется в одушевлении игрушек;

     3) воображение находит отражение в игровых перевоплощениях;

     4) ребенок комбинирует образы, т.е. начинает формироваться собственно художественное творчество.

     Так как развитию творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование, то особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.

     Мухина  В.С., говоря о воображении в младшем  дошкольном возрасте, отмечает, что  «на первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке - в этот момент он всадник, а палка - лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней» (8, С.245).

      По  мнению Мухиной В.С. в игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. А у детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.

Информация о работе Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста