Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – в предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

    В исследуемом классе такая работа показала, что у детей не достаточно развито образное мышление. Им довольно трудно было справиться, что говорит о низком уровне ассоциирования.

    Упражнение 4. Театр "Рукавичка".

    Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей. Представляя тот или иной персонаж в различных ситуациях, ребята огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют – эмоционально осваивают мир отношений и формы их проявления, что способствует более глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того используя народные литературные произведения, мы тем самым приобщаем детей к национальной культуре, русскому фольклору.

    Цель  работы – обучение выразительному чтению на основе подражания, многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией.

    Деятельность  ребенка ориентирована на образец. В процессе общения воспитатель – взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь если дети что-то забыли. Основа поведения взрослого – доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие.

    Данный  вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков чтения, литературы.

    Реквизит (куклы-рукавички) – это опора для воссоздающего воображения, понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств, движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении самих кукол, можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой, ножниц и фантазии можно сделать и детку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку и т. д.

    Для постановки мы взяли русскую народную сказку “Петух и собака”. Сказка рассказывается от лица Петрушки в ярмарочном балагане.

 

      

Выводы  по второй главе: 

1. С 20 октября по  25 октября  2009 года нами была проведена   диагностика творческих способностей у воспитанников группы «Солнышко» ДОУ «Алёнушка» г. Ядрина. Для исследования нами были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова (см. Приложение 1).

В результате были сделаны следующие выводы:

  • у детей этой группы плохо развито творческое воображение;
 
  • детское воображение развивается в основном лишь стихийно.
 

2. В ходе беседы с родителями и мы пришли к следующему выводу:

68 %  родителей не уделяют должное внимание развитию творческих способностей детей, и лишь 32 %  родителей активно помогают детям развивать творческие способности (записывают в кружки, водят  на дополнительные занятия…). 

3. В  ходе нашей работы мы выявили  следующие эффективные средства  развития творчества у детей дошкольного возраста:

  • элементы ТРИЗ
  • игровые тренинги
  • игры
  • специальные программы
  • методики по развитию детского воображения
  • сказки
  • проблемные ситуации
  • беседы
 

 

Заключение

    Творчество  – это деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

           Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.

     Успешное развитие творческих  способностей возможно лишь при  создании определенных условий,  благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

  • Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
  • Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
  • Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
  • Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
  • Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
  • Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

     Но создания благоприятных условий  недостаточно для воспитания  ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленно-направленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей.

         Нами была проведена диагностика творческих способностей у детей дошкольного возраста. В обследовании приняло участие 13 дошкольников. Применялись следующие методы исследования  - наблюдение, беседа, тестирование. Мы получили следующие результаты: развитие творчества у 61,5% детей находится на низком уровне, и у 38,5% детей – на среднем.  Можно сделать следующий вывод: у детей этой группы плохо развито творческое воображение.

            Для  развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное  развитие творческих способностей школьников:

  1. Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
  2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.
  3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.
  4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
  5. Работа с родителями.

 

Список  литературы

 

      1. Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. СПб.: издательство Буковского, 1994. 160с.

      2. Богат, В., Нюкалов, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) //Дошкольное воспитание. 1994. №1. . C. 17-19.

      3. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. 1982. №11. C. 32-38.

      4. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество //Вопросы психологии. 1990. №4. C. 5-9.

      5. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.Н. Выготский. СПб.: Союз, 1997. 192c.

      6. Годфруа, Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. М.: Мир, 1992. 650с.

      7. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает / О.М. Дьяченко. М.: Знание, 1994. 321c.

      8. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей //Дошкольное воспитание. 1967. №12. C. 73-75.

      9 . Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов. Пенза: Уникон-ТРИЗ, 1999. – 243c.

      10. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 1993. №2. C. 54-58.

      11. Крылов, Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. 1992. № 7,8. C. 11-20.

      12. Клименко, В. В. Психологические тесты таланта / В.В. Клименко. Харьков, 1996. –  198c.

      13. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1993. 256 с.

      14. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М: Наука, 1978. – 327с.

      15. Мурашковская, И.Н. Когда я стану волшебником / И.Н. Мурашковская – Рига: Эксперимент, 1994. – 194с.

      16. Нестеренко, А. А. Страна сказок / А. А. Нестеренко. – Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета, 1993. – 459с.

      17. Никитин, Б. Мы, наши дети и внуки / Б. Никитин, Л. Никитина. - М.: Молодая гвардия, 1989. – 367с.

      18. Никитин, Б. Развивающие игры / Б. Никитин. – М.:3нание, 1994. –316c.

      19. Палашна, Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике // Дошкольное воспитание. – 1989. – №6. –  C. 69-72.

      20. Паскаль. Методическое пособие  для преподавателей начальной  школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".

      21. Полуянов, Д. Воображение и способности / Д. Полуянов.– М.:3нание, 1985. – 412с.

         22. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1996. – №5. – C. 21-27.

         23. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / А. Э. Симановский.  – Ярославль : Академия развития, 1997. – 264c.

        24.Ушачев, В. П. Обучение основам творческой деятельности : Учеб. пособие / В. П. Ушачев  – Магнитогорск. – 1991. – 127c.

        25. Эфроимсон, В. П. Загадка гениальности / В. П. Эфроимсон. – М., 1998. – 237c.  
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Приложение 1
Методики  диагностики универсальных творческих способностей для детей

4-5 лет  (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев) 

      1. Методика" Солнце  в комнате"

Основание. Реализация воображения. 

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. 

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.  

Информация о работе Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте