Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:33, курсовая работа
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – в предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.
В исследуемом классе такая работа показала, что у детей не достаточно развито образное мышление. Им довольно трудно было справиться, что говорит о низком уровне ассоциирования.
Упражнение 4. Театр "Рукавичка".
Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей. Представляя тот или иной персонаж в различных ситуациях, ребята огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют – эмоционально осваивают мир отношений и формы их проявления, что способствует более глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того используя народные литературные произведения, мы тем самым приобщаем детей к национальной культуре, русскому фольклору.
Цель работы – обучение выразительному чтению на основе подражания, многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией.
Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения воспитатель – взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь если дети что-то забыли. Основа поведения взрослого – доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие.
Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков чтения, литературы.
Реквизит (куклы-рукавички) – это опора для воссоздающего воображения, понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств, движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении самих кукол, можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой, ножниц и фантазии можно сделать и детку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку и т. д.
Для постановки мы взяли русскую народную сказку “Петух и собака”. Сказка рассказывается от лица Петрушки в ярмарочном балагане.
Выводы
по второй главе:
1. С 20 октября по 25 октября 2009 года нами была проведена диагностика творческих способностей у воспитанников группы «Солнышко» ДОУ «Алёнушка» г. Ядрина. Для исследования нами были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова (см. Приложение 1).
В результате были сделаны следующие выводы:
2. В ходе беседы с родителями и мы пришли к следующему выводу:
68 %
родителей не уделяют должное внимание
развитию творческих способностей детей,
и лишь 32 % родителей активно помогают
детям развивать творческие способности
(записывают в кружки, водят на дополнительные
занятия…).
3. В
ходе нашей работы мы выявили
следующие эффективные
Творчество – это деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
Успешное развитие творческих
способностей возможно лишь
Но создания благоприятных
Нами была проведена диагностика творческих способностей у детей дошкольного возраста. В обследовании приняло участие 13 дошкольников. Применялись следующие методы исследования - наблюдение, беседа, тестирование. Мы получили следующие результаты: развитие творчества у 61,5% детей находится на низком уровне, и у 38,5% детей – на среднем. Можно сделать следующий вывод: у детей этой группы плохо развито творческое воображение.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
1. Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. – СПб.: издательство Буковского, 1994. – 160с.
2. Богат, В., Нюкалов, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) //Дошкольное воспитание. – 1994. – №1. . – C. 17-19.
3. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание.– 1982. – №11. – C. 32-38.
4. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество //Вопросы психологии. – 1990. – №4. – C. 5-9.
5. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.Н. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 192c.
6. Годфруа, Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. – М.: Мир, 1992. – 650с.
7. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает / О.М. Дьяченко. – М.: Знание, 1994. – 321c.
8. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей //Дошкольное воспитание. – 1967.– №12. – C. 73-75.
9 . Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов. – Пенза: Уникон-ТРИЗ, 1999. – 243c.
10. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. – №2. – C. 54-58.
11. Крылов, Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. –1992. – № 7,8. – C. 11-20.
12. Клименко, В. В. Психологические тесты таланта / В.В. Клименко. – Харьков, 1996. – 198c.
13. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1993. – 256 с.
14. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М: Наука, 1978. – 327с.
15. Мурашковская, И.Н. Когда я стану волшебником / И.Н. Мурашковская – Рига: Эксперимент, 1994. – 194с.
16. Нестеренко, А. А. Страна сказок / А. А. Нестеренко. – Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета, 1993. – 459с.
17. Никитин, Б. Мы, наши дети и внуки / Б. Никитин, Л. Никитина. - М.: Молодая гвардия, 1989. – 367с.
18. Никитин, Б. Развивающие игры / Б. Никитин. – М.:3нание, 1994. –316c.
19. Палашна, Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике // Дошкольное воспитание. – 1989. – №6. – C. 69-72.
20. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".
21. Полуянов, Д. Воображение и способности / Д. Полуянов.– М.:3нание, 1985. – 412с.
22. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1996. – №5. – C. 21-27.
23. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / А. Э. Симановский. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 264c.
24.Ушачев, В. П. Обучение основам творческой деятельности : Учеб. пособие / В. П. Ушачев – Магнитогорск. – 1991. – 127c.
25. Эфроимсон, В. П. Загадка гениальности
/ В. П. Эфроимсон. – М., 1998. – 237c.
4-5 лет
(авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
1. Методика" Солнце в комнате"
Основание. Реализация воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Информация о работе Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте