Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – в предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Вопросы, которые задавались в ходе беседы:

1.     Фамилия, имя ребенка, возраст.

2.     Состав семьи (отец, мать, братья, сестры – их возраст).

3.     Профессия родителей.

4.     Проявляют ли родители интерес к творчеству (каким видам)?

5.     Каким видом творческой деятельности любят заниматься? (рисованием, лепкой, аппликацией, вышиванием, резьбой по дереву и т.д.).

6.     Привлекаются ли дети к занятиям совместно со взрослыми, и в чем проявляется их участие?

7.     Художественные впечатления ребенка: что смотрит по телевидению и слушает по радио, сколько раз в неделю; бывает ли в театре, что предпочитает из зрелищ, показывают ли взрослые члены семьи пример детям?

8.     Содержание художественной деятельности: читает ли стихи, рассказывает ли сказки, танцует, поет, рисует, разыгрывает спектакль с игрушками. Участвуют ли взрослые в этом процессе?

9.     Условия, наличие оборудования, пособий для художественной деятельности: есть ли телевизор, радио, видеомагнитофон, какие есть книги, видеокассеты, театральные игрушки, детские музыкальные инструменты?

10.  Есть ли место для занятий ребенка творческим видом деятельности? Какое участие принимают в организации творческой деятельности ребенка родители и другие члены семьи?

 Мы пришли  к следующему выводу: 68 %  родителей не уделяют должное внимание развитию творческих способностей детей, и лишь 32 %  родителей активно помогают детям развивать творческие способности (записывают в кружки, водят  на дополнительные занятия…). 

2.2. Эффективные средства  развития  творческих способностей

в дошкольном возрасте

 

     В ходе нашей работы мы выявили следующие эффективные средства развития  творческих способностей  в дошкольном возрасте:

1. Специальные программы занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей.

2. Методики по развитию детского воображения (например, методики О.М. Дьяченко или Н.Е. Вераксы).

3. Игровые тренинги для развития воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой. 

4. Элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера. 

5. Специальные игры. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным  видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки – матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.  Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным [18, 25], О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой [7, 135].

6. Сказки. Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Неоценимую помощь в этом окажут карты Проппа [16, 19]. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замечательную книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии ". 

7. Проблемные ситуации для развития способности  как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с формированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способности.

8. Беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. 

      Мы  считаем, что предложенные выше средства будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

 

    

    2.3. Программа развития творчества для детей дошкольного возраста

   Нами  была предложена следующая программа развития творчества детей.

    Упражнение 1. Журнал небылицы в лицах.

Мероприятие проводится в виде соревнования. Класс  делится на две команды. Каждая команда – это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:

    Жил-был  маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень  красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...

    На  самом интересном месте ведущий останавливается со словами: “Продолжение следует в журнале “.......” в номере .......” Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: “Продолжение следует в журнале “.......” в номере .......” Прервать сказку может ведущий словами:

    “Окончание  в журнале “.......” в номере .......”

    В результате детского творчества главный  герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Валя Липатникова (!). Она отправила главного героя – Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах.

    В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.  

 

Упражнение 2. Презентация мира.

    Предметное  восприятие окружающего мира, свойственное детям (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая “скамейка” превратилась бы в “место для отдыха старика, свидания для влюбленных” и т.д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.

    Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы видим человека, который живет среди предметов, фактов, случаев, но он выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне – живет как все, в сущности – живет вне всех, так как исключен из системы ценностных отношений.

    “Презентация  мира” направлена прежде всего на перевод предметного восприятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом, выявляется для детей духовная ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно-предметной зависимости.

    Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий детей (нет смысла брать что-то незнакомое детям, как тостер или пуанты), задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а так же вопрос о личном отношении ребенка к данному предмету. Необходимо создать надлежащую атмосферу, так чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено им.

    Предметом презентации мы избрали живую  розу, оформив ее красиво в вазе на столе. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

  • Что значит для нас простой цветок розы?
  • Какая от него может быть польза?
  • Что бы было, если бы роз не было на земле?
  • Выскажите ваше личное отношение к этому цветку?

    Реакция детей была довольно интересна. Естественно, прежде всего, дети увидели за розой “подарок”, “любовь”, “поздравления”, “украшение”, “симпатию”, “добрые пожелания”. Интересно, что прозвучала и система символов: “белая роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви, желтая роза – эмблема измены”. Артем Гомзяков высказал такое предположение, что если не будет роз, то тогда не будет и любви. Саша Бондарев, подойдя к розе и взяв ее в руки, заявил о том, что она напоминает ему папу, когда он устал, потому что роза уже немного повяла и выглядит грустно, а папа тоже бывает грустным, когда устает. Девочки говорили больше о любви “подарив розу девочке, мальчик так признается ей в любви”.

    Делая вывод, хочется сказать о довольно высоком ценностном восприятии детьми реальности. Поражает их готовность и умение рассуждать, строить выводы, общий высокий уровень интеллекта. В дальнейшем можно усложнить работу, предлагая детям самим выбрать предмет презентации, им может стать явление, событие, факт, процесс.

    Упражнение 3. Что на что похоже.

    Развитие  воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения.

    Данное  мероприятие проводится в форме  игры. В ней могут участвовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю. Дети с помощью ведущего выбираю 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача – отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: “На что это похоже?”. Например, если загадано слово “бантик”, то на вопрос: “На что это похоже?” из зала могут поступать такие ответы: “На пропеллер у самолета” и т.д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова.

    Такой вид работы позволяет развивать  у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе.

Информация о работе Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте