Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:33, курсовая работа
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – в предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.
Системность
мышления развивается корректным анализом
систем и специальными упражнениями.
Педагогические задачи по развитию
системности мышления в дошкольном
возрасте:
1.
Формирование умения
2.
Развитие умения определять
Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения.
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого [19,70].
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.
Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов [21,16].
Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека" [5, 8].
Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.
Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям [4,8]:
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.
Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.
У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений [21,127].
Выводы по первой главе:
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Творческой деятельность – это такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
2. Развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. К тому же дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения.
3. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей: а) раннее физическое развитие; б) создание обстановки, опережающей развитие детей; в) предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий; г) комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени; д) тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.
4. Важнейших компонентами
творческих способностей являются творческое
мышление и воображение.
Главной педагогической задачей по
развитию творческого
мышления в дошкольном возрасте является
формирование ассоциативности, диалектичности
и системности мышления. Так как
развитие именно этих качеств
делает мышление гибким, оригинальным
и продуктивным.
С
целью определения уровня развития
творческих способностей детей в дошкольном
возрасте с 20 октября по 25 октября
2009 года нами была проведена
их диагностика у дошкольников ДОУ «Алёнушка»
г. Ядрина. Для исследования нами были
использованы экспресс методики кандидатов
психологических наук В. Кудрявцева и
В. Синельникова (см. Приложение 1).
С помощью этих методик мы составили оперативный
констатирующий микросрез творческого
развития каждого ребёнка по всем его
основаниям. Критерий для выделения оснований
– вычлененные авторами универсальные
творческие способности: реализм воображения,
умение видеть целое раньше частей, надситуативно-
Результаты диагностики универсальных творческих способностей
воспитанников
группы «Солнышко» ДОУ
«Алёнушка» г. Ядрина
Фамилии детей | Реализм
воображения
Min 1 балл Max 5 баллов |
Способность
видеть целое раньше
частей
Min 5 баллов Max 15 баллов |
Надситуативно- Min 1 балл Max 3 балла |
Экспериментирование |
Алексеева Арина | 2 | 15 | 1 | 10 |
Борисов Владимир | 3 | 10 | 1 | 16 |
Владимиров Павел | 3 | 10 | 3 | 13 |
Елизаров Степан | 2 | 12 | 3 | 16 |
Ерёмкина Ирина | 2 | 15 | 3 | 14 |
Зотова Татьяна | 2 | 10 | 1 | 24 |
Кириллова Евгения | 3 | 15 | 1 | 6 |
Максимова Юлия | 1 | 15 | 1 | 10 |
Макарова Наталья | 2 | 13 | 3 | 13 |
Никандров Алексей | 3 | 15 | 1 | 17 |
Петрова Ксения | 1 | 14 | 3 | 8 |
Сымолкина Мария | 3 | 15 | 1 | 17 |
Федотова Анна | 2 | 10 | 2 | 10 |
Общие результаты диагностики универсальных
творческих способностей по группе
Способности | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Реализм воображения | 61,5% | 38,5% | 0% |
Способность видеть целое раньше частей | 0% |
30% |
70% |
Надситуативно- |
54% |
8% |
38% |
Проведя диагностику, мы получили следующие результаты.
Развитие
реализма воображения у 61,5% детей
находится на низком уровне, и у 38,5%
детей – среднем. Развитие такой
способности как надситуативно-
Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложения. У детей этой группы плохо развито творческое воображение. Следует сразу же cказать, что эта группа занимается по развивающей программе "Радуга", но специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется. Однако психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная нами диагностика. Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более что дошкольный возраст – сенситивный период для развития этого процесса.
Также мы провели беседу с родителями воспитанников.
Информация о работе Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте