Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 02:22, курсовая работа

Описание работы

Замыслом исследования, проведенного мной в данной работе, является изучение вопроса развития творческих способностей учащихся младших классов и оказания психологической помощи в реализации изначального творческого потенциала детей, обучающихся в обычной средней школе. Я попытаюсь проследить связь между правильно организованным воздействием на творческие задатки ребенка, и развитием его воображения, духовного и культурного уровня, а также качественным улучшением всех психических процессов.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………2
2. Определение понятий: творчество, способности,
задатки, одаренность, талант, гениальность…………………….4
3. Творческие способности…………………………………………..8
1. Основные составляющие творческих способностей……..8
2. Условия, необходимые для развития творческих
способностей………………………………………………...9
3. Традиционные методы развития творческих
способностей……………………………………………….11
4. Опыт развития творческих способностей в
современной школе. Проблемы и пути их решения……..13
4. Исследование творческой активности младших школьников…15
1. Цель исследования, проблемы диагностики……………...15
2. Подготовительный этап……………………………………15
3. Развивающий этап………………………………………….19
4. Завершающий этап…………………………………………22
5. Заключение………………………………………………………...25
6. Список литературы………………………………………………..27
Приложения.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 3курс.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

         Смена  предметного  восприятия,  однако,  не  всегда  происходит вообще.  Иногда  мы  видим  человека,  который  живет  среди  предметов,  фактов,  случаев,  но он  выпадает  из  общественных  отношений,  культурных  ценностей.  Внешне  -  живет как все,  в сущности  -  живет вне всех,  так как исключен  из  системы ценностных  отношений.

         «Презентация  мира»  направлена,  прежде  всего,  на  перевод  предметного  восприятия  мира  в  его  ценностное  восприятие.  Предъявляется  какой-либо  предмет  группе  детей  и  предлагается  описать  роль  этого  предмета  в  жизни  человека,  зачем  он  нужен  человечеству,  какую  роль  он  играет  в  стремлении  человека  к  счастью,  какие  отношения  несет  в  самом  себе,  когда  включен  в  повседневный  быт.  Таким  образом,  выявляется  для  детей  духовная  ценность  материального  предмета,  смещаются  границы  духовного  и  материального,  развивается  способность  к  одухотворению  и,  в  конечном  итоге,  помогает  ребенку  обрести  свою  личность,  подняться  над  ситуацией,  освободиться  от  вещно-предметной  зависимости.

         Для  проведения  данной  работы  избирается  любой  предмет  из  окружающей  жизни  детей (нет смысла  брать что-то  незнакомое  детям,  как тостер  или степлер),  задается  вопрос  о его роли  в жизни человека,  материальном  и духовном  предназначении,  а так же  вопрос  о личном  отношении ребенка к данному предмету.  Необходимо  создать надлежащую  атмосферу так,  чтобы все достоинства и особенности предмета  были  подчеркнуты,  как ценность  общечеловеческой  культуры.  Дети  поочередно  высказывают свои  соображения.  При этом  они подходят  к предмету,  берут его в руки.  Демонстрируя  его всему классу,  они раскрывают  то  содержание,  которое вкладывают  в данный  предмет.

      Предметом  демонстрации  я  избрала  живую  розу,  оформив  ее  красиво  в  вазе  на  столе.  Для  обсуждения  я  предложила  следующие  вопросы:

         Что  значит  для  нас  простой  цветок  розы?

         Какая  от  него  может  быть  польза?

         Что  бы  было,  если  бы  роз  не  было  на  земле?  

      Выскажите  ваше  личное  отношение  к  этому  цветку.

      Реакция  детей  была  довольно  интересной.  Естественно,  прежде  всего,  дети  увидели  за  розой  «подарок»,  «любовь»,  «поздравления»,  «украшение».  Интересно,  что  прозвучала  и  система  символов: «белая  роза  —  эмблема  печали,  красная  роза  -  эмблема  любви».  Коробова  Лия  высказала  такое  предположение,  что,  если  не  будет  роз,  то  тогда  не  будет  и  любви.  Боткин  Тимофей,  подойдя  к  розе  и  взяв  ее  в  руки,  заявил  о  том,  что  она  напоминает  ему  папу,  когда  он  устал,  потому  что  роза  уже  немного  повяла  и  выглядит  грустно,  а  папа  бывает  грустным,  когда  устает.  Девочки  говорили  больше  о  любви:  «подарив  розу  девушке,  юноша  так  признается  ей  в  любви».

      Делая  вывод,  хочется  сказать  о  довольно  высоком  ценностном  восприятии  детьми  реальности.  Поражает  их  готовность  и  умение  рассуждать,  строить  выводы,  общий  высокий  уровень  интеллекта.  В  дальнейшем  можно  усложнить  работу,  предлагая  детям  самим  выбирать  предмет  презентации,  им  может  стать  явление,  событие,  факт,  процесс. 
 
 

      Кукольный  театр.

      Форма  игры  в  театр  определяет  целенаправленное  развитие  чувственной  сферы  детей.  Представляя  тот  или  иной  персонаж  в  различных  ситуациях,  ребята  огорчаются,  радуются,  веселятся,  сердятся, негодуют  -  эмоционально  осваивают мир отношений и формы их  проявления,  что способствует  более глубокому пониманию духовных  связей  в реальной  жизни.  Кроме того,  используя народные  литературные  произведения,  мы  тем самым приобщаем  детей  к  национальной  культуре,  русскому  фольклору.

      Цель  такой  работы  -  обучение  выразительному  чтению  на  основе  подражания,  многократного  перечитывания; развитие  памяти,  речи,  простейших  движений,  умение  говорить  перед  аудиторией.

      Деятельность  ребенка  ориентирована  на  образец.  В  процессе  общения  психолог  своим  примером  обучает  речи,  движениям,  поведению,  оказывает  неназойливую  помощь,  если  дети  что-то  забыли.  Основа  поведения  взрослого  -  доброжелательность,  разумность,  спокойствие  и  заинтересованное  участие.

      Данный  вид  деятельности  очень  удобен  не  только  для  внеклассной  работы,  но  и  как  форма  проведения  уроков  чтения,  литературы.

      Реквизит  (куклы)  -  это  опора  для  воссоздающего  воображения,  понимания  характера  персонажа,  предпосылка  к  раскрепощению  чувств,  движений  к  свободе  речи.  Привлекает  и  значительная  простота  в  изготовлении  самих  кукол.  Можно  отыскать  старые  перчатки,  варежки,  а  уж  на  их  основе с помощью лоскутков,  пуговиц,  иголки  с ниткой,  ножниц  и фантазии  можно сделать и мышку,  и бабку с дедкой,  и Жучку,  и так далее.  Кроме того  куклы можно сделать самим из  цветной бумаги,  клея  и фломастеров на  уроках  труда.  Сценарий постановки  должен  быть  простым понятным  и простым по  содержанию.   

    4.4.Завершающий  этап. 

      Классное  сочинение.

      Как  заключительный  этап  работы,  я  провела  классное  сочинение,  рассчитанное  на  два  часа  работы.  Тема  звучала  так:  «Письмо из  будущего».  Перед началом работы  мною  была  проведена вступительная беседа  следующего  содержания:  «Настанет время,  когда вы  все,  ребята  вырастете,  окончите  школу и разлетитесь кто куда.  Многие  из  вас уже сейчас  знают,  кем они хотят стать в будущем,  есть  и такие,  кто еще не  задумывался о выборе  профессии.  У вас еще есть  время это сделать.  Кто хочет поделиться  своими  планами на  будущее?… Я желаю вам,  чтобы все мечты осуществились.  Но  давайте  подумаем  вот  о  чем.  О  том  первом  человеке,  кто  распахнул  перед  вами  дверь  в  огромный  мир  знаний,  понятий,  умений  -  это  первый  учитель.  Как  не  справедливо,  порой,  многие  о  нем  забывают,  окончив  школу,  а  ведь  в  каждом  из  вас  есть  частичка  его  доброты,  неусыпного  внимания.  Я  думаю,  что  вы  поступите  иначе,  будете  навещать,  писать  письма  своей  учительнице.   Так  давайте   сегодня  потренируемся  и  напишем  первое  из  писем.  Для этого нужно лишь  представить,  как будто вы  уже взрослые,  давно окончили  школу,  у каждого своя  любимая работа,  своя  жизнь,  о которой вам бы  и хотелось  рассказать  в письме.  Давайте вместе  вспомним,  с чего  начинаются  все письма.  Конечно,  с  приветствия.  А  что,  обычно,  пишут  потом?  Рассказывают  о  себе,  о  своих  друзьях,  общих  знакомых.  И  заканчивают  письмо  прощанием.  Итак,  у  нас  получился  такой  план:

1. Приветствие.

2. Рассказ   о  себе.

3. Рассказ   об  одноклассниках.

4. Прощание.

      Первый  час  работы  дети  пишут  сочинение  на  черновик,  проверяют,  дорабатывают,  а   второй   час   переписывают,   предварительно  проверив  орфографические  ошибки.  Сразу  хочется  сказать,  что  работа  получилась  интересная.  Ребята  отнеслись  к  ней  творчески.  Я  не  ожидала,  что  дети  так  по  взрослому  распланируют  свою  жизнь  («…Я  женат.  У  меня  два  сына:  Рома  и  Дима.  Моя  жена  работает  секретарем….»  (Сергеев  Владимир)  и  так  далее).  Заинтересовало  меня  сочинение  Коробовой  Лии.  Прочитав  его  внимательно,  видно,  что  девочке  часто  бывает  не  интересно  на  уроках  в  силу  того,  что  ее  интеллектуальные  запросы  выше  уровня  знаний,  получаемых  в  школе.

      Хочу  отметить  работу  Цапкова  Сергея.  Сквозь  строки  его  письма  сквозит  неподдельным  страданием  ребенка  от  изолированности  в  коллективе.  Мои  собственные  наблюдения  еще  более  укрепили  эти  выводы.  Этому  мальчику  органически  необходимо  постоянно  быть  в  центре  внимания  учителей,  родителей.  Он  добивается  этого  любой  ценой.  Естественно,  что  такое  его  поведение  отталкивает  друзей,  создавая  социальный  вакуум  вокруг  него. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

З А К Л Ю Ч  Е Н И Е 

      Постоянные  наблюдения  за  работой  учителя,  класса  сравнение  стилей  преподавания  учителей  в  других  классах  позволило  мне  сделать  следующие  выводы.  Вне  зависимости  от  системы  обучения  огромна  роль  в  развитии  детей  самого  учителя,  особенно  в  младших  классах.  В этот  период  для ребенка еще не  так важен его социальный  статус  среди товарищей,  как реакция на  его деятельность  взрослых:  родителей и на  втором,  не  менее важном  месте учителя.  Хочу  привести  цитату  Л.Н.Толстого:  «Воспитание  есть  воздействие  на  сердце  тех,  кого  мы  воспитываем».

      Таким  образом,  практически  в  руках  учителя  оказываются  души  детей.  Ребенок  безотчетно  доверяет  взрослым,  он  следит  за  их  реакцией.  Например,  я  столкнулась  с  такой  ситуацией.  Ученик  один  раз  набрался  смелости  и  высказал  на  уроке  какую-то  свою  мысль,  а  учитель  пришел  в  восторг  от  этого.  Дальше  этот  ребенок  старался  как  можно  чаще  выступать  со  словами:  а  мое  мнение…,  я  не  согласен…,  я  считаю  так…. И  все  бы  было  прекрасно,  если  бы  ребенок  понимал  разницу  между  тем,  что  он  говорит  и  для  чего.  Постепенно  для  него  уже  перестал  иметь  значение  смысл  произносимого,  его  волновало  только  одобрение  учителя,  его  похвала.  Так,  говоря  о  честности,  о  дружбе  на  уроке  чтения,  мальчик  рассуждал,  не  пропуская  эти  понятия  через  свою  душу,  как  будто  его  попросили  объяснить  правило  по  русскому  языку.  И  такие  случаи  довольно  часты.

      Так  же  важен  стиль  преподавания  учителя.  Считается,  что  существует  два  типа  учителей:  «развивающие»  и  «обучающие».  «Развивающий»  учитель  акцент  в  своей  работе,  прежде  всего,  делает  на  развитие  процессов  психики  (мышление,  память,  внимание,  воображение и так далее).  Меньшее значение  имеет количество  выполненных заданий,  чем качество  творческой  работы.  «Обучающие» учителя большое внимание  уделяют показательной стороне обучения,  высокие результаты  учебной деятельности  (техника  чтения,  контрольные  работы),  работа  по  развитию  творчества  ведется  в  гораздо  меньшей  степени.

К  сожалению,  даже  самые  полные  и  эффективные  методики  лишь  инструмент  в  руках  учителя.  Только  умело  используя  их,  можно  добиться  высоких  результатов.  Так  стиль  учительницы  одного  из  классов, в  которых  я  проводила  свои  исследования,  «обучающий».  Дети  показывают  отличные  результаты  на  контрольных  работах  (в  среднем  только  одна,  две  тройки  на  весь класс,  большая половина  -  пятерки и четверки),  техника чтения  превосходит все самые смелые  ожидания  (120  -  160  слов  в минуту).  Однако  такие успехи  стоили  детям огромных  усилий.  Они имели по  несколько тетрадей:  одна  для работы  в  классе,  другая  для  работы  над  ошибками,  третья  -  «для  показа».  По  четыре,  пять  номеров  домашнего  задания  каждый  день,  конечно,  не могли  не поднять  общую  успеваемость.

      Ребенку  такая нагрузка  часто не по  силам.  Кроме  того,  нужно учитывать специфику школы,  где дети  после уроков  занимаются  дополнительно в различных секциях,  музыкальной и художественной  школах.  Такая нагрузка  тяжело  сказалась на  психике детей. Подавляющее большинство детей неуравновешенны,  плаксивы.  Девочки  часто плачут  из-за  двоек  или  порицания  учителя.

      Усугубляет  обстановку  и то,  что  у  детей  выработался  комплекс  превосходства,  который  часто  поддерживается  взрослыми:  если  ты  будешь  плохо  учиться,  то  тебя  выгонят  из  академического  класса,  переведут  в  обычный.  Дети привыкают  считать  себя  избранными,  поэтому  тяжело  переживают  неудачи.  Нужно  сказать,  что  это  беда  современной  начальной  школы.  Это  говорит  о  реально  существующей  проблеме  дифференцированного  обучения.

      Результаты  моей  работы  показали:  несмотря  на  развивающую  систему  обучения,  творческая  активность  у  детей  отстает  от  образовательных  результатов.  Мои  исследования  доказывают,  что  часто  не  от  методики  преподавания  зависит качество  воспитания  и обучения,  а,  прежде  всего,  от  собственных достоинств  учителя.  В связи с этим,  как мне кажется,  есть  необходимость задуматься  о системе отбора  и подготовки  учителей  не только  с профессиональной  точки  зрения,  но  и  с  этической,  моральной. 

      Список  литературы. 

      1. Блонский  П.П.,  Избранные педагогические  и психологические сочинения.  Том 1, под редакцией Петровского А.В.,  М., Педагогика,  1979г.

      2. БСЭ,  том 25,  М.,  Советская  энциклопедия,  1976г.,  стр.331.

      3. Выготский Л.С.,  Воображение и творчество  в детском возрасте.  Психологический очерк:  Книга для учителя.  М.,  Просвещение,  1991г.

      4. Гильбух Г.З.,  Внимание:  одаренные дети.  М.,  Знание,  1991г.

      5. Даль  В.,  Толковый  словарь,  М.,  Знание,  1985г.

      6. Краткий психологический словарь.    М.,  Политиздат,  1985  г.

      7. Моляко  В.А.,  Проблемы  психологии  творчества  и  разработка  подхода  к  изучению  одаренности,  Вопросы  психологии,  №5,  1994г.,  стр.  86-95.

      8Научно-методический  журнал  «Классный  руководитель»,  №3,  М.,  Педагогический  поиск,   2001г.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста