Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 02:22, курсовая работа

Описание работы

Замыслом исследования, проведенного мной в данной работе, является изучение вопроса развития творческих способностей учащихся младших классов и оказания психологической помощи в реализации изначального творческого потенциала детей, обучающихся в обычной средней школе. Я попытаюсь проследить связь между правильно организованным воздействием на творческие задатки ребенка, и развитием его воображения, духовного и культурного уровня, а также качественным улучшением всех психических процессов.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………2
2. Определение понятий: творчество, способности,
задатки, одаренность, талант, гениальность…………………….4
3. Творческие способности…………………………………………..8
1. Основные составляющие творческих способностей……..8
2. Условия, необходимые для развития творческих
способностей………………………………………………...9
3. Традиционные методы развития творческих
способностей……………………………………………….11
4. Опыт развития творческих способностей в
современной школе. Проблемы и пути их решения……..13
4. Исследование творческой активности младших школьников…15
1. Цель исследования, проблемы диагностики……………...15
2. Подготовительный этап……………………………………15
3. Развивающий этап………………………………………….19
4. Завершающий этап…………………………………………22
5. Заключение………………………………………………………...25
6. Список литературы………………………………………………..27
Приложения.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 3курс.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

С О Д Е Р Ж  А Н И Е : 

  1. Введение……………………………………………………………2
  2. Определение понятий: творчество, способности,

          задатки, одаренность, талант, гениальность…………………….4

  1. Творческие способности…………………………………………..8
    1. Основные составляющие творческих способностей……..8
    2. Условия, необходимые для развития творческих

      способностей………………………………………………...9

    1. Традиционные методы развития творческих

      способностей……………………………………………….11

    1. Опыт развития творческих способностей в

              современной школе. Проблемы и пути их решения……..13

  1. Исследование творческой активности младших школьников…15
    1. Цель исследования, проблемы диагностики……………...15
    2. Подготовительный этап……………………………………15
    3. Развивающий этап………………………………………….19
    4. Завершающий этап…………………………………………22
  2. Заключение………………………………………………………...25
  3. Список литературы………………………………………………..27

    Приложения. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.Введение.

      Вопрос  совершенствования педагогического  процесса в условиях проведения школьной реформы требует анализа и  осмысления накопленного опыта по обучению и воспитанию детей, а также разработки новых методик, соответствующих происходящим в нашем обществе преобразованиям.

     В своей курсовой работе я рассматриваю вопрос развития творческих способностей у школьников в процессе обучения. Актуальность этого направления  при развитии творческих способностей неоспорима. В настоящее время появляется все больше публикаций, так или иначе, затрагивающих эту тему. Правда, все они лишь капля в море проблем психологии детства, возникающих у специалистов в наше время, когда школьникам приходится вмещать в свою память столько информации, что порой их молодой организм просто не выдерживает таких нагрузок. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного вдумчивого отношения. Кроме того, материалы современной психологической литературы, часто, носят противоречивый характер или не в полной мере учитывают опыт, накопленный российской школой. В погоне за количеством и качеством знаний происходят невосполнимые потери и без того еще небольшого творческого потенциала, который был заложен в процессе дошкольного развития. Помимо этого, на фоне всеобщей автоматизации и компьютеризации производства и социальных структур общества возникает опасность «творческой деградации» подрастающего поколения. Поэтому проблема формирования духовно богатой, эстетически воспитанной и творчески развитой личности в настоящее время выходит на первый план.

     Замыслом  исследования, проведенного мной в  данной работе, является изучение вопроса  развития творческих способностей учащихся младших классов и оказания психологической помощи в реализации изначального творческого потенциала детей, обучающихся в обычной средней школе. Я попытаюсь проследить связь между правильно организованным воздействием на творческие задатки ребенка, и развитием его воображения, духовного и культурного уровня, а также качественным улучшением всех психических процессов.

     Исходя  из  замысла  работы,  я  ставлю  перед  собой  цель изучить существующие  методы  работы,  позволяющие наращивать  творческий  потенциал детей,  их действенность в условиях  современной школы,  а также определить  и апробировать  наиболее эффективные способы и приемы  развития  творческих  задатков  школьников  в процессе  обучения.

     Практические  исследования  по  данной  теме  я  провела  на  базе  вторых  классов  средней  школы   № 231  города  Знаменск.  При  этом  я  старалась  учитывать  то,  что  младший  школьный  возраст – это  наиболее  благоприятный  период,  период  впитывания,  накопления  знаний,  период  усвоения  по  преимуществу.  Успешному  выполнению  этой  важной  жизненной  функции  благоприятствуют  характерные  способности  детей  этого  возраста: доверчивое  подчинение  авторитету,  повышенная  восприимчивость,  впечатлительность,  наивно – игровое  отношение  ко  многому  из  того,  с  чем  они  сталкиваются.  У  младших  школьников  каждая  из  отмеченных  способностей  выступает,  главным  образом,  своей  положительной  стороной,  и  это  неповторимое  своеобразие  данного  возраста.  Педагогу  нельзя  оставаться  равнодушным  к  способностям  ребенка  в  этом  возрасте – ведь  они  могут  указывать  на  предпосылки  подлинного  таланта.  Младший  школьный  возраст  -  неповторимая  по  своим  возможностям  пора.  И  каким  бы  не  оказалось  будущее, простор  творческому  развитию  необходим  сейчас.  Надо  поддерживать,  лелеять  и  укреплять  ранние  ростки  способностей.

     В  связи  с  этим,  я  своими  исследованиями  стремлюсь  доказать,  что  наивысшего  эффекта  работа  по  развитию  творческих  способностей  детей  достигает  в  те  мгновения,  когда  вспыхивает  детская  страсть  творчества.  Умение  вызвать  эти  мгновения,  заметить  их  и  умело  использовать  -  куда  больше  значит,  чем  сотни  методик  по  развитию  каких-то  отдельных  навыков. Ребенок должен остановиться,  присмотреться,  прислушаться,  задуматься,  правильно воспринимать  удивительный  окружающий  мир,  встречающий маленького  человека  морем звуков  и запахов,  тысячами  загадок и тайн. А каждый  маленький творческий  успех рождает  чувство  уверенности,  которое  изначально  помогает  большому  и  важному  делу  -  формированию  гармонично  развитой  личности.

    2. Определение понятий:  способности, талант,

    задатки, одаренность, талант, гениальность. 

     Что же такое творческие способности? Как определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Этим и многим другим вопросам посвящен данный раздел моей курсовой работы. Чрезвычайно трудно оценить значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

     Анализ  проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем  содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.

     Разноречивы суждения ученых по поводу того, что  считать творчеством: созидание ли нового, степень ли реконструкции уже известного, новые ли подходы к идеям, решениям или деятельность по созданию материальных и духовных ценностей, деятельность по решению специальных задач, которые характеризуются новизной, необычностью, не традиционностью, сложностью и так далее.

     Для начала я обратилась к толковым словарям. Понятие «творчество» трактуется в  двух аспектах: как процесс созидания  нового и как совокупность свойств  личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. [2,с.331] Таким образом, творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

     Значительные  трудности возникают с определением понятия «способности». Они связаны с общепринятым, бытовым пониманием этого термина. Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный».[5,с.442]

     В понятии «способности», по мысли  Б.М.Теплова, заключены три идеи: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».[16,с.32]

     Наряду  со  «способным»  используются  понятия  «способливый»  и  «способляться». Способливый  человек  характеризуется  как  находчивый,  изворотливый,  умеющий  приспособиться, а способляться, в  свою  очередь,  понимается, как  умение  сладить, управиться,  устроить дело. Таким  образом,  понятие  «способный»  определяется  через  соотношение  с  успехами  в  деятельности. 

     В современной  психологии  способности  рассматриваются как свойство  личности,  имеющее существенное  значение  при выполнении  той или иной  деятельности.  Иначе говоря,  это то  или иное  соответствие  психофизиологических  особенностей  человека  требованиям,  предъявляемым к нему  разными видами  деятельности  (трудовой,  учебной,  игровой). В этой  связи хочется отметить  работы  таких   видных научных теоретиков,  разработавших  принципы  развития  творчества  у  детей,  как  Н.Н. Поддьяков,  Д.Н. Узнадзе,  А.В. Запорожец,  А.А. Матюшкин.  Свои  модели  были  разработаны  и  рядом  западных  ученых: Э. Де Боно, Дж.  Резнулли,  Дж. Гилфордом  и  другими.  Однако  доступ  к трудам  этих  авторов,  к сожалению,  сильно  ограничен.  Поэтому в изучении  данного вопроса приходится  больше  опираться на  труды таких столпов русской психологии,  как П.П. Блонский,  Л.С. Выготский,  В.П. Эфроимсон.

    Способности  подразделяются на:

    • общие (включают те способности, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности);
    • специальные (определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие);
    • теоретические (склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям);
    • практические (склонность человека к конкретным, практическим действиям);
    • учебные (определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности);
    • способности к общению (речь человека, способности входить в контакт с различными людьми и др.);
    • предметно-деятельностные (способности к различным видам теоретической и практической деятельности).[11,с.376-377]

     Иногда  способности  считают  врожденными,  «данными  от  природы».  Однако,  научный  анализ  показывает,  что  врожденными  могут  быть  лишь  задатки,  а  способности  являются  результатом  развития  задатков.  Этой  теории  придерживался  доктор  педагогических  наук  Ю.З. Гильбух.  Вместе  с  группой  ученых  им  была  разработана  дифференцированная  система  обучения,  дающая  большие  возможности  для  развития  индивидуальных  творческих  задатков  ребенка. [4,c.39]

     По  моему  мнению,  подобный  подход  к  решению  данной  проблемы  является  наиболее  обоснованным  и  позволяющим  развивать  задатки  ребенка  на  раннем  этапе  его  обучения.  Вместе  с  тем,  поддерживая  теоретические  и  практические  разработки  Ю.З. Гильбух,  в  своей  работе  я буду  опираться и на исследования  других  ученых,  ибо процесс воздействия на  детей носит такой многосторонний  и сложный характер,  что придерживаться какой-либо одной теории, по крайней мере, не  разумно.

     Первостепенное  значение  имеет  ясное  понимание  психологических  определений, с  которыми  приходится  сталкиваться  при  рассмотрении  вопроса  творчества.

     Задатки  -  врожденные  анатомофизиологические  особенности нервной системы,  составляющие  природную основу  развития  способностей.  В  результате  определенной  деятельности, под  воздействием  воспитания  и  обучения, способности  человека  могут  достигнуть  очень  высокого  развития.  В  подобных  случаях  говорят  об  одаренности.

      Одаренность  -  это  система  способностей  человека, позволяющая  ему  достигать  больших  успехов  в  одном  или  нескольких  видах  деятельности.  Об  одаренности  можно  судить  не  только  по  тому,  как  быстро  развиваются  способности  человека,  но  и  по  тому,  умеет  ли  он  добиваться  больших  достижений  в  сложных  условиях,  борется  ли  он  со  старым,  отжившим  свой  век,  прокладывает  ли  путь  новому,  прогрессивному.[16. c.32] 

      Благодаря  качественному  своеобразию  сочетания  способностей  у  различных  людей,  для  всякого  творчества  характерна  его индивидуальность  и самобытность.  Без этого были  бы  немыслимы творческий  прогресс,  все многообразие  продуктов творчества  людей. Поэтому в процессе  воспитания  и обучения  детей надо  не  игнорировать  проявляющееся  у  них  качественное  своеобразие  способностей,  а  развивать  его,  применяя  к  учащимся  различные  методы  воздействия. Одаренность  того  или  иного  человека  может  достигнуть  чрезвычайно  высокого  уровня.  Тогда  говорят  о  его  таланте.

     Талант  -  это совокупность  способностей,  которые позволяют человеку  творчески трудиться и вносить крупный вклад в развитие  науки,  техники,  искусства и другие  сферы человеческой  деятельности.

      Также  хочу  остановиться  на  понятии  гениальность. Гениальность-это  ни  что  иное,  как  высший  уровень  развития  творческих  способностей.  Гениальные  люди,  обычно,  появлялись  там,  где  создавались  идеальные  или  даже  оптимальные  условия,  общественный  спрос,  социальный  заказ  на  тот  или  иной  талант. [19.с. 35] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста